Методическая разработка урока на тему: "Милосердие и сострадание" ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок знакомит детей с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни, ближний, сестра милосердия, способствует развитию у детей нравственных качеств и умению жить по заповедям в современном мире, воспитанию чувства сострадания к ближнему, умению не проходить мимо чужой беды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_4_klass_miloserdie_i_sostradanie.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

               Методическая разработка урока на тему «Милосердие и сострадание»

                                               МАОУ Селятинская СОШ № 2

Наро-Фоминский район

                            Учитель: Афанасьева Наталья Георгиевна

                                  Предмет: Основы православной культуры

                                                         Класс: 4 класс

                                   

  Тема урока: Милосердие.

Цель урока: познакомить с  понятием милосердия, показать взаимосвязь понятий «милосердие», "сострадание", "ближний", "милостыня", "сестра милосердия", "любовь к врагам".

Задачи урока:        

  • Обучающая: познакомить  детей  с понятиями милосердия и сострадания, жестокосердия, милостыни; рассказать им, кто такой «ближний», "сестра милосердия".
  • Развивающая: способствовать развитию у детей нравственных качеств и умения жить по заповедям в современном мире; научить детей не проходить мимо чужой беды.
  • Воспитывающая:  воспитывать чувство сострадания к ближнему, понимание того, что добрые дела  изменяют к лучшему того, кто их  совершает, чем тех, для кого они совершаются.

Формируемые УУД:

  • личностные: развитие  личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах;
  • регулятивные: умение ставить цель, планировать деятельность на уроке, контролировать, оценивать свою работу;
  • познавательные: общеучебные (работать с текстом, выделять главное, ключевые слова, учить связно, грамотно излагать своё мнение при ответах на вопросы,  логические (уметь анализировать  информацию, классифицировать);
  • коммуникативные: развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли, строить ответы на вопросы, выслушивать и принимать точки зрения одноклассников.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня,  добрый самарянин, сестры милосердия, Красный Крест.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа в парах,  самостоятельная работа с источником информации.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, лепестки «Цветика – Семицветика», рабочие тетради, учебники.

 

Ход урока

1. Организационное начало урока. Приветствие.

Психологический настрой учащихся.  

Учитель: Я рада видеть ваши добрые лица и глаза.  Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость и пользу. Создадим друг другу хорошее рабочее настроение - улыбнёмся  друг другу!

2.Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемной ситуации.

Прослушивание притчи Светланы Копыловой «Окно». 

Вопросы учителя:

– Как вы думаете, о чём эта притча? (Предположительные ответы детей)

– Кто герои в этой притче? ( Два больных человека)

- Зачем больной, который лежал у окна, рассказывал, что видел  лес, речку, облака, людей, ведь он был слепым? (Хотел утешить, приободрить, поднять настроение другому больному, который лежал у дверей.)

- Что можно сказать о слепом человеке? (Он добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый)

- Почему  больной, который лежал у дверей, не нажал на кнопку и не вызвал сестру милосердия?

 - Что можно сказать об этом больном ? Какой он? (Завистливый, злобный, равнодушный, бессердечный.)

-  Как выдумаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О добре,  любви, чуткости)

3. Сообщение темы, цели, задач урока.

Учитель: Прочитайте на доске одну из Божьих заповедей.

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матф.5:7).

    Учитель: Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся. И так, я приглашаю вас к разговору о милосердии и  сострадании. Прочитайте тему урока: «Милосердие ". Запишите тему урока в тетради.  Вы узнаете:

-Что такое «милосердие».

- Кого называют «ближним».

- Как добрый христианин должен относиться к людям. 

4.  Работа над новым материалом.

а) Коллективная работа над понятиями темы: милосердие, сострадание,  страдание, ближний.

– Что такое милосердие? Произнесите это слово, вслушайтесь. Из каких двух слов образовано слово «милосердие»? ( Милый, сердце) Что это значит? (Варианты ответов детей) Прочитаем в учебнике значение этого слова. 

- А как объясняется это слово в толковых словарях? Читаем. ( В классе приготовлены  словари  В.И.Даля  и  С.И.Ожегова)

     По определению В. И. Даля -  это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность".

     А вот как объясняется это слово в словаре  С. И. Ожегова:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

   б) Работа с учебником (с. 42-43) Комментированное чтение. Беседа.

- Давайте прочитаем  притчу о милосердном самарянине.

 Беседа по прочитанному. Работа по вопросам к тексту и работа над новыми словами:

- Какие слова из текста вам были не понятны?

- Чем понравился вам самарянин?

- Назовите главную заповедь Христа.

- Как вы поняли, кто такой ближний?

- Да, правильно, ближние – это не только твои  родные, а люди, которые нуждаются в твоей помощи. Вывод:

 - Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. Ближний — это и тот, кто нуждается в твоей помощи.

     Выпишите новые слова в рабочую тетрадь (милосердие, ближний, сострадание) 

-Как вы думаете: «А кто может нуждаться в помощи, кто ждет от нас сострадания?»  Предположительные ответы детей)

в) Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение.

- А если человек очень виноват перед тобой, нужно ли ему помогать в трудную минуту? (Учитель внимательно слушает разные ответы детей)

- Милосердие проявляется ко всем, даже к врагам. Так учит нас Иисус Христос. Прочитайте в книге, как он говорит об этом.

- Найдите и прочитайте принцип, по которому нельзя поступать. (Как ты ко мне, так и я к тебе).

- А если люди не будут придерживаться этого принципа, что же может произойти? (начнутся ссоры, ненависть, ожесточение) 

Прочитаем притчу о заключённых. Как вы её поняли?

г) Работа над понятием милостыня. Работа по учебнику.

- Одно из дел милосердия – это милостыня. Это помощь другому человеку из жалости, сострадания к нему. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.   

Комментированное чтение  учениками истории про святую Ульяну. Беседа.

- Что вы узнали из этой истории о Святой Ульяне?

- Чему учит нас эта  история?

-Напишите новое слово - милостыня - в тетрадь.

д) Знакомство с новым понятием: сестра милосердия, Красный крест. Рассказ учителя и подготовленных учащихся.

- Часто со словом милосердие произносят слово сестра - сестра милосердия.  Что вы слышали о сёстрах милосердия? Кто они такие? (Предположительные ответы детей)

Рассказ учителя. Сёстры милосердия... Белые голубки... Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу - служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда – болезнь или тяжёлые раны после боевых сражений. Эти люди считают своим долгом помочь раненым и больным людям. Чужую боль они принимают как свою и  выдерживают тяжкие испытания, забывая о себе. Ими движет великое милосердие и сострадание к ближнему.

              Приведу пример одной из таких сестёр милосердия (показ слайдов с фотографиями). Римма Михайловна Иванова - молоденькая девушка родом из Ставрополя. Начинала работать учительницей в сельской школе. Как только началась Первая мировая война, Римма записалась на курсы сестёр милосердия. Была направлена на работу в госпиталь, но девушка коротко остригла волосы и ушла добровольцем на фронт под мужским именем Иван Михайлович Иванов. Обман скоро раскрылся, но девушку оставили служить под настоящим именем. Римма Иванова была очень храброй и сильной духом! Она  выносила с поля боя раненых и оказывала им первую помощь, иногда даже прямо во время сражений. Солдаты молились ни неё, считали её ангелом-хранителем. В письме к родителям, которые очень беспокоились за дочку, она писала: "Не для шутки я это сделала (пошла на фронт) и не для собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь.....Дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Я бы многое отдала для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь.....Жизнь вообще коротка, и надо прожить её как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество."

   Эта девушка была награждена военным орденом Святого Георгия 4-ой степени. Во время одного боя  у деревни Дуброва ( ныне это Брестская область, Пинский район), когда погибли оба офицера - командира, Римма подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Рота пошла в бой, позиция была взята, но Римма получила смертельное ранение. Ей только исполнился 21 год. Умиравшая Римма шептала: "Господи, спаси Россию!" Даже в такую минуту сестра милосердия не думала о себе!

     В настоящее время во многих странах существует   международная организация Красный Крест,  основная цель  которой – предотвращать и облегчать страдания людей. А началом послужила реальная  история из жизни.

Рассказ учащихся (заранее подготовленных). Молодой швейцарец предприниматель А. Дюнан оказался в числе очевидцев битвы в Италии 24 июня 1859. К концу дня на поле сражения осталось 40 000 мертвых и раненых. Ужаснувшись страданиям людей, на которые никто не обращал внимания, Дюнан организовал группу помощи, состоявшую из добровольцев. Они закупали все необходимое, размещали раненых и ухаживали за ними. Он предложил создать в каждой стране отряды добровольцев для оказания помощи. С тех пор Красный Крест существует.1900 обществ Красного Креста организованы почти в 30 странах. У Красного Креста появились  новые, мирные задачи, направленные на преодоление последствий стихийных бедствий и развитие здравоохранения.  Символом этой организации является Красный Крест на белом поле.

Учитель: Запишите в тетрадь новые слова-термины: сестра милосердия, Красный Крест.

5. Физминутка.

Солнце  в класс наш заглянуло,

Мы скорей встаём со стула.

Хорошенько потянулись,

Всю усталость мы встряхнули,

Вправо, влево повернулись

И  друг другу улыбнулись!

Радость, милость, доброта

Пусть царит у нас всегда!

6. Закрепление. Применение новых знаний.

а)  Беседа по прочитанному.Рассмотрим два стихотворения. (Текст напечатан на слайде. Двое  учащихся по очереди выразительно читают стихотворения).

НИЩИЙ

НИЩИЙ

Знавал я нищего: как тень,

С утра, бывало, целый день

Старик под окнами бродил

И подаяние просил;

Но все, что в день насобирал,

Бывало, к ночи раздавал

Больным, калекам и слепцам,

Таким же нищим, как и сам.

                                  Я.П. Полонский

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

                      М. Ю. Лермонтов

Обсуждение.

- Какие человеческие качества проявляются в этих стихотворениях?

 (В одном стихотворении проявляется – доброта, милосердие, забота, в другом – жестокосердие, чёрствость, бездушие)

б) Самостоятельная работа (в парах).

Сейчас вы будете работать  в парах. Посовещайтесь друг с другом   и  подумайте, какие слова помогают полнее раскрыть смысл и  значение слов «милосердие» и  "жестокосердие". Запишите в тетради в два столбика слова милосердие и жестокосердие и слова, близкие им по значению.  Затем учитель проверяет - слушает ответы детей (милосердие - милостивый, доброта, сострадание, любовь, сочувствие, добродушный, участие, добрый, сострадательный, жалость, снисходительный, человечный,  помощь, прощение; жестокосердие -чёрствость, бездушие, злоба, равнодушие и др.)

- Можно ли научиться милосердию? ( Да, если делать добрые дела как можно чаще, сочувствовать , не проходить мимо чужой беды)

в) Просмотр видеоролика.

Сейчас предлагаю вам посмотреть видеоролик "Делай добро, и оно к тебе вернётся. Минутка добра и позитива. Забота и внимание". Внимательно всмотритесь в лица людей, и вы увидите, как добро меняет настроение людей, каким добрым становится мир". Помните, что добро всегда возвращается!

Просмотр видеоролика.

г) Практическая работа. Цветок доброты. 

- Вспомните недавно прочитанные вами произведения литературы, в которых герои проявляли милосердие, доброту, заботу о ближнем? Дети перечисляют.           ( С.Я.Маршак "Кошкин дом", Константин Сергиенко "До свидания, овраг",         К.Г. Паустовский "Стальное колечко", А.П.Гайдар "Цветик-семицветик" и др.)

      А сейчас я предлагаю вам сделать цветок доброты.  Вы должны вспомнить доброе дело, которое вы сделали за последнее время. Надо написать его на лепестке и прикрепить к сердцевине цветка.

   Пока работают дети,  звучит видео-песня о доброте (или просто музыкальный фон).

7. Подведение итогов. Обобщение. 

     Посмотрите,  какой богатый на добрые дела получился у нас цветок! Будем добрыми и милосердными по отношению друг к  другу и окружающим нас людям.

- Вот и подходит к концу наш урок. О чём мы сегодня с вами говорили?  (О добре, милосердии и сострадании)

     Повторим  основные понятия урока, посмотрите в тетрадь на записи и закончите предложения.

Милосердие это……..

Ближний это тот, кто …………..

Милостыня это …………………..

Сострадание  это………………

Сестра милосердия это……

8. Домашнее задание.

Домашнее задание  выполняется по выбору:

- приготовь к следующему уроку притчу о добром самарянине;

- подбери поговорки и пословицы о добре и милосердии, запиши их в тетрадь;

- подготовь ответы на вопросы в конце темы.

9. Рефлексия. Нарисуй в тетради смайлик, соответствующий фразе:

- урок понравился, было интересно;

- Мало узнал, только время потерял;

- много узнал, хочу прочитать об этом больше.

Используемый учебный материал  к уроку: 

1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. : Просвещение, 2012.

2.  Программа комплексного  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Программы  общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. / А.Я. Данилюк. Москва: Просвещение. 2010.

3.  Соколов А. Библия для детей.

4. Простые беседы о нравственности. М., 1994.

5. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя. / ред.-сост. Е.И.Смольникова - М.: Издательство «Первое сентября», 2001.

Интернет-ресурсы:

http://www.youtube. Песня-притча С.Копыловой  «Окно»  

http://www.youtube. Делай добро и оно к тебе вернётся. Минутка добра и позитива. Забота и внимание.

 http://www.youtube. Видео. Песня о доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира. "Жизнь сада".2 класс. УМК "Начальная школа ХХI век"

Цели: познакомить детей с плодовыми культурами, видами плодовых культур, со способом размножения – черенкованием. В начале урока проверка изученного материала по карточкам. Далее идет Дидактическая иг...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе Урок №28 по УМК «Английский с удовольствием», «Enjoy English» - 3 авторов М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н. Н. Трубанёвой.

Тема урока «Рождество и Новый год»Цели:Образовательные:способствование формирования у учащихся лексико-грамматических навыков и умений;введение и закрепление новой лексики по теме;формирование умения ...

Методическая разработка урока по теме: «Милосердие и сострадание»

Урок по ОРКСЭТема урока: Милосердие и состраданиеТип: изучение нового материала.Дидактическая цель урока: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие»,«забота о слабых&r...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...

Методическая разработка урока по теме "Милосердие"

Данная методическая разработка представляет технологическую карту урока "Основы светской этики"....