Программа по внеурочной деятельности "Азы православия"
рабочая программа по орксэ (4 класс) по теме
Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.
Задачи программы:
· дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
· развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
· формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
· развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
· развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;
· развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
· развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_opk_vneurochka.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по внеурочной деятельности
Азы православия
название программы
духовно-нравственного направления
направление внеурочной деятельности
для учащихся 4 класса
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Сойникова Олеся Анатольевна
Ф.И.О.
учитель ОРКСЭ
Симферополь, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость программы
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:
- нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
- в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.
Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.
Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Все эти проблемы и привели к разработке программы «Основы православной культуры в начальной школе». Рабочая программа по основам православной культуры разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ духовно-нравственной культуры народов России.
Цель программы: формирование базовой культуры личности школьника.
Задачи программы:
- дать знания о библейской истории происхождения мира, христианском понимании смысла жизни человека, нормах христианской этики;
- развитие нравственных чувств (сопереживания ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры и христианских святых;
- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.
- развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;
- развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;
- развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;
- развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.
Отличительные особенности программы
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире. Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным. Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура.
Содержание программы «Основы православной культуры» определено учебной программой курса «Основы православной культуры» (начальная и основная школа)/Авт. Архимандрит Георгий (Шестун), игумен Киприан (Ященко), Е.П. Бельчикова, Л.Н.Булкина, М.В.Захарченко, Т.М. Сливкина/
Структура программы организована на основе принципов:
- принцип нравственной значимости и художественности материала;
- принцип привлекательности и доступности для детей;
- принцип педагогической емкости (возможности использования одного и того же содержательного ядра: это может быть эпизод из текста Священного Писания, отрывок из литературного произведения, образец художественного творчества и т. п. для раскрытия наибольшего количества содержательных элементов, способствующих решению образовательных задач);
- преемственности;
- последовательности;
- развития;
- концентричности;
- личностно-ценностного соответствия.
Последовательность изложения программы определялась в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного).
Программа предназначена для учащихся 4-х классов. Содержание программы рассчитано на 34 часа (1 раз в неделю).
Прогнозируемые результаты:
- Дети должны усвоить:
- Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)
2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;
- Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
- Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
- Выглядеть опрятно и аккуратно;
- Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
Формы подведения итогов:
- Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рублики «обсуждаем – размышляем», творческие проектные работы детей.
- Формой итогового контроля является коллективный творческий проект
- Выставки рисунков, поделок
- Олимпиады, конкурсы.
Учебно – тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов | ||
Всего | Теоретических | Практических | |||
1 | 04.09 | Урок знакомства | 1 | 1 | |
2 | 11.09 | В начале было слово… | 1 | 1 | |
3 | 18.09 | Рождество Богородицы | 1 | 1 | |
4 | 25.09 | Преподобный Сергий Радонежский | 1 | 1 | |
5 | 02.10 | Сотворение мира (рай) | 1 | 1 | |
6 | 09.10 | Покров Пресвятой Богородицы: история праздника 14.10 | 1 | 1 | |
7 | 16.10 | Нравственные понятия: добро и зло. | 1 | 1 | |
8 | 23.10 | Православная традиция празднования памяти Казанской иконы Божией Матери. 04.11 | 1 | 1 | |
9 | 06.11 | Природный и духовный мир | 1 | 1 | |
10 | 13.11 | Традиция празднования именин | 1 | 1 | |
11 | 20.11 | Образ Богородицы: язык и символика одежды. | 1 | 1 | |
12 | 27.11 | Матерь Господа нашего (день матери 29.11) | 1 | 1 | |
13 | 04.12 | Введение во храм Пресвятой Богородицы 04.12. | 1 | 1 | |
14 | 11.12 | Любовь к ближнему как к самому себе. | 1 | 1 | |
15-16 | 18.12 25.12 | Рождество Христово: история праздника | 2 | 1 | 1 |
17 | 15.01 | Крещение Господне | 1 | 1 | |
18 | 22.01 | Иисус Христос – Спаситель мира. | 1 | 1 | |
19 | 29.01 | Ученики Иисуса Христа | 1 | 1 | |
20 | 05.02 | Любовь к детям. Христос и дети | 1 | 1 | |
21 | 12.02 | Дела милосердия. | 1 | 1 | |
22 | 19.02 | День защитника Отечества | 1 | 1 | |
23 | 26.02 | Отношение святых к родителям. | 1 | 1 | |
24 | 04.03 | Отношение святых к животным | 1 | 1 | |
25 | 11.03 | Православная и народная традиция (пост) | 1 | 1 | |
26 | 17.03 | Вера и суеверия. | 1 | 1 | |
27 | 01.04 | Благовещение Богородице 07.04 | 1 | 1 | |
28 | 08.04 | Чудеса в жизни и в сказках. | 1 | 1 | |
29 | 15.04 | Вербное воскресение. | 1 | 1 | |
30-31 | 22.04 29.04 | Пасхальная седмица. | 2 | 1 | 1 |
32 | 06.05 | Радоница - Вселенская Пасха | 1 | 1 | |
33 | 13.05 | День славянской письменности и культуры. | 1 | 1 | |
34 | 20.05 | Посещение храма. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 34 | 22 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Урок 1. Урок знакомства.
Учащиеся рассказывают о себе, о своей семье, о друзьях.
Урок 2. "В начале было Слово ... "
Слово - дар Божий - Дар слова. Доброе слово. Мудрое слово.
Слово устное - сказки, песни, изречения.
Слово письменное - Буквы. Азбука. Книжная грамота.
Слово Божие - Самая главная книга - Библия. Напрестольное Евангелие. Детская Библия (знакомство с книгами).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Библия.
Урок №3. Рождество Богородицы.
Описание жизни Пресвятой Богородицы.
Православная икона: иконография Пресвятой Богородицы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: образ.
Урок №4. Преподобный Сергий Радонежский.
Жития святых: Фрагменты Жития. Младенец не пьющий молока. Чудесные знаки. Отрок и встреча со странником.
Разговор с Богом (одинокая молитва). Монашеские труды. Слава и скромность.
Православная икона: преп. Сергия Радонежского.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: преподобный, отрок, монах.
Урок №5. Сотворение мира (рай).
Ветхозаветные истории: Адам и Ева - жизнь в раю (Детская Библия).
Практическое занятие: Как ты представляешь себе рай (словесное или художественное описание).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Бог, Адам, Ева, рай, ангел.
Урок №6. Покров Пресвятой Богородицы: история праздника.
Исторические события 10 века по Р.Х. в греческой империи. Явление Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.
Православная икона: покров Пресвятой Богородицы.
Краеведение: храмы родного края – храм Покрова Богородицы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №7. Нравственные понятия: добро и зло.
Ветхозаветная история: Адам и Ева: грехопадение. Представление о добре и зле. Сказки славянских народов.
Размышления о прочитанном: преподобный Серафим Саровский (фрагменты жития).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №8. Казанская икона Божией Матери – хранительница русского дома.
Казанская икона Богородицы в иконостасе православного дома. Празднование памяти Казанской иконы Божией Матери в России
Чудо обретения Казанской иконы Божией Матери (детские рассказы).
Православная икона: Казанская икона Божией Матери.
Словарная работа: заступница.
Урок №9. Природный и духовный мир.
Постоянство и изменчивость Божьего мира.
Ветхозаветная история: понятие стихии, природных явлений в Священном Писании: буря, потоп, радуга. Всемирный потоп. Ной и его дети.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №10. Традиция празднования именин.
Отличие именин от дня рождения.
Как найти своего небесного покровителя в православном календаре?
Как праздновать свои именины?
Традиция празднования: поздравление одноклассников, родных, знакомых с днём именин.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: ангел-хранитель
Урок №11. Образ Богородицы: язык и символика одежды.
Повторение: Рождество Богородицы.
Традиционная одежда женщин Иерусалима (плат, омофор), женщин Руси (плат, пояс, чепец).
Православная икона: икона «Покров Пресвятой Богородицы».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №12. Матерь Господа нашего.
Дева Мария - Матерь Божия.
Подготовка к празднику Матери: изготовление цветов, рисунков.
Православная икона: иконы Богородицы (по усмотрению учителя).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Мария, Богородица, Пресвятая.
Урок. №13. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Описание события введения во храм.
Православная икона: Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: лик
Урок №14. Любовь к ближнему как к самому себе.
Сердце и душа: почему болит сердце. Враги нашего сердца: гордость, гнев, недовольство.
Ветхозаветная история: Каин и Авель.
Жития святых: преподобный Серафим (Вырицкий)
Размышления о прочитанном: М.В.Ломоносов «О поведении учащихся» (фрагмент).
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок № 15-16. Рождество Христово: история праздника.
О празднике Рождества Христова, «Дары волхвов».
Православная икона: икона Рождества Христова.
Художественная литература: Шмелёв И.С. «Лето Господне»
Выставка поделок и рисунков.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: ясли, вертеп, ладан, смирна, елей, сочельник
Урок №17. Крещение Господне.
Крещение: Иоанн Креститель, Предтече Христов. Крещенская вода и её свойства.
Православная икона: икона «Крещение Господне».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: крещение, Иордан.
Урок №18. Иисус Христос – Спаситель мира.
«Нас ради человек и нашего ради спасения» (Символ Веры)
Новозаветная история: О смирении. О спасении погибающих.
Православная икона: икона «Троица».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Троица, смирение, самопожертвование
Урок № 19. Ученики Иисуса Христа.
Апостолы - первые ученики Иисуса Христа.
Православная икона: иконы Апостолов.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: апостол, первозванный, первоапостолы.
Урок №20. Любовь к детям. Христос и дети.
Новозаветная история: Христос и дети ( Мф 19:13-15; Мк. 9:36,37), Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:8-26), Воскрешение сына вдовы наинской (Лк. 7:11-17).
Художественная литература: Л.Бутовский «Христос и дети», И.Никитин «Детская молитва».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: благословение.
Урок №21. Дела милосердия.
Новозаветная история: Исцеление слепорождённого. Воскрешение дочери Иаира. Как накормили апостолы Воскресшего Христа (Лк. 24: 36-43).
Дела милосердия: посещение больного (родственников, друзей, знакомых)
Художественная литература: М.Ю. Лермонтов «Нищий», А. Н. Плещеев «Приголубте сироток».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: посетить, помочь, милосердие.
Урок №22. День защитника Отечества.
Мой папа, дедушка – защитники Отечества.
Художественная литература: М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны…»
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Отечество.
Урок №23. Отношение святых к родителям.
Заповеди Ветхого Завета: о почитании родителей.
Ветхозаветная история: грех Хама, сына Ноя.
Художественные произведения: рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек», народная сказка «Доброе братство милее богатства».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: почитание, забота, жестокосердие.
Урок №24. Отношение святых отцов к животным.
Забота о животных преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, св. Герасима Иорданского и других.
Православная икона: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, св. Герасим Иорданский.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №25. Православная и народная традиция (пост).
Новозаветная история: Иоанн Предтеча о посте.
Художественные произведения: Великопостная традиция. И.С.Шмелёв «Лето Господне».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: пост, говение, воздержание.
Урок №26. Вера и суеверия.
Ветхозаветная история: заповеди Божии "Не сотвори себе кумира". Различение понятий Вера и суеверие.
Рассказы о забавных случаях, связанных с суевериями, и отношение к ним.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Вера, суеверие, испытание.
Урок №27. Благовещение Богородице.
Беседа о Благовещении Богородице.
Православная икона: икона «Благовещение»
Изобразительное искусство: В.Д.Поленов «Благовещение» (1882)
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №28. Чудеса в жизни и в сказках.
Новозаветная история: чудеса совершаемые Господом (подбор материала по усмотрению учителя)
Художественные произведения: Чудеса в сказках.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: чудо, чудесный, чудотворный.
Урок №29. Вербное воскресенье.
Вербное воскресенье: история праздника, символика (ветви пальмы, вербы)
Православная икона: «Вход Господень в Иерусалим»
Художественные произведения: А.С.Пушкин «При светлом празднике весны», А.А.Блок «В воскресенье вербное», К.Д.Ушинский, М. Забылина «Вербная неделя».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Иерусалим.
Урок №30-31. Пасхальная седмица.
Радость Пасхального Воскресения. Пасха: символика праздника. Крашеное яйцо: история, цветовая символика. Инсценировка сказки «Пасхальный колобок».
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: пасха, кулич, тропарь, благовест.
Урок №32. Радоница – Вселенская пасха.
История возникновения традиции празднования Радоницы.
Православная икона: Сошествие Иисуса Христа во ад.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Словарная работа: Радоница
Урок №33. День славянской письменности и культуры.
Кирилл и Мефодий – учителя словенские. Сказание о Кирилле и Мефодии.
Азы церковнославянского языка: прописи.
Урок №34. Посещение храма.
Знакомство с внешним и внутренним устройством (притвор, алтарь, иконостас, царские врата). Храмовые иконы.
Узнавание икон, известных детям. Как правильно поставить свечу.
Результаты реализации программыК концу обучения дети должны:
- иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
- иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
- иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
- различать «доброе» и «злое»;
- иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
Методическое обеспечение программы
Учебный материал включает изучение Священного Писания, жития святых, произведения русской классической литературы, знакомство с произведениями живописи, музыкальными произведениями русских композиторов.
Материал программы направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей.
Основные методы и формы работы с обучающимися:
Учебно-теоретические | Практические |
изучение литературы | экскурсии |
рассказ педагога | посещение музеев |
беседа | научно- исследовательские работы |
учебная игра | творческие конкурсы |
презентация | праздники |
игровые занятия | организация выставок (совместная деятельность детей и родителей) |
художественная деятельность | |
творческие проекты |
ЛИТЕРАТУРА
- Учебная программа курса «Основы Православной культуры». СИПКРО Самара, 2010
- Даль В. И.. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. Москва, 2007
- День за днём. Календарь школьника. Сост. Медведева Н.С. М.: «Издательство Московской Патриархии Русской православной Церкви», 2011
- Детская библия. Библейские рассказы в картинках. – Москва, 1993
- Евангелие в пересказе для детей. Сост. Давыдова Н.В. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005
- Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. Издание 4-е. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2010
- Избранные жития святых в изложении для детей. – Москва, 1994
- Кириллица. Священная азбука. СИПКРО Самара, 2012
- Островский К., протоиерей, Вальдина Т.А. Жития святых. М.: - ЗАО «БММ», 2011
- Основы православной культуры Крыма: Пособие для системы учебных заведений общего среднего образования Автономной Республики Крым / Под общ. Ред. Проф. Т.И.Титовой, прот Александра Якушечкина. – С.: Симферопольская и Крымская епархия Украинской Православной Церкви, 2004
- Православный букварь. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
- Шишкин. А. Е. Священная библейская история в русской духовной и светской словесности. Издательство СГПУ Самара, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса «Азбука православия»
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса«Азбука православия»Направление: духовно-нравственноена 2018/2019 учебный год...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...