Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса. Модуль "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Шевель Лариса Валентиновна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ОПК для 4 класса по учебнику А. Кураева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы православной культуры

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики» на 2016 -2017 учебный год составлена на основе  

  • Основной образовательной программы НОО МБОУ СОШ № 4;
  • «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);
  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В. В. Козлова, А. М. Кондакова);
  • Базисного учебного плана;
  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой);
  • Авторской программы А. Кураева «Основы православной культуры»
  • Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Приложение к приказу Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 № 263
  • Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ СОШ № 4

Цели и задачи курса

Цель комплексного учебного курса  - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Основные задачи:

- знакомство с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

   Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

    Учебный курс формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

- ориентации на общую педагогическую цель – воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

- системы связей, между другими учебными предметами.

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Общая характеристика учебного модуля «Основы православной культуры»

     Курс «Основы православной культуры» проводится по учебнику А.В.Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.

           Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция », «мировоззрение», «духовность», «нравственность».

    Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры».

    Концепция духовно - нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

    При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

    Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <…> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

    Период обучения ребёнка в школе — это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение к старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и другие. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытие мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по-настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.

   В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

   Каждый  урок организуется таким образом, чтобы вызвать самостоятельные размышления учащихся о закономерностях развития христианской мысли в России, о связи развития её культуры с христианской идеей, обусловленности содержания культуры России фактом принятия в 988 году христианства. 

    В основе каждого урока, в его центре лежит работа с текстом. При всём том, что текст учебных статей является адаптированным, учитывающим когнитивные возможности младшего подростка, это философский текст, требующий понимания его логики и отклика на суждение, и поэтому нельзя быть уверенным, что без определённой работы, направленной, в первую очередь, на понимание содержания статьи учебника, он будет освоен учеником. Следует иметь в виду, что для многих (скорее всего, для большинства) учащихся информация, содержащаяся в статье учебника, будет не только новой, но может быть, парадоксальной, разрушающей стереотипы восприятия окружающего мира, сложившиеся в предыдущем опыте познания. Вот почему работа с текстом учебной статьи никогда не может быть просто чтением, даже чтением с пересказом, но всегда чтением, связанным с исследованием, то есть с поиском самых значимых элементов содержания учебной статьи, их интерпретации, увязывания в целое и рефлексии, то есть объяснения своего собственного понимания и его обоснованности.

   Вот почему в структуре каждого урока прослеживается три этапа (настоятельная методическая рекомендация эти три этапа соблюдать):

- работа, направленная на подготовку восприятия материала урока и статьи учебника;

- чтение текста статьи учебника, работа со статьёй, направленная на понимание прочитанного;

- осмысление прочитанного;

- рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке;

- обсуждение вопроса, направленного на подготовку восприятия материала следующего урока.

            Работа, направленная на подготовку восприятия материала урока.

    Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части урока связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию  новых знаний и изменяющихся представлений.

Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.

   На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны,  на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.

На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как:

 - чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;

- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, во- вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;

- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.

- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.

Рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке.

   Самым распространённым способом проведения этой работы может быть переопосредование изученного материала. Простейшей формой переопосредования является пересказ. Пересказ может быть подробным и сжатым, главное, чтобы при пересказе ученик не терял логические связи и логическую последовательность изложения. Пересказ – традиционная, испытанная форма проверки знаний учащегося.

   Однако могут быть использованы и другие формы переопосредования изученного материала, позволяющие одновременно повторить, обобщить изученное и проверить уровень усвоения и понимания учащимся изученного материала.

    Сегодня широко используются тестовые формы проверки знаний, однако тестовые формы переопосредования текста могут быть использованы не только для проверки, но и для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме.

   Составление резюме текста также является одновременно и формой осмысления текста, его обобщения и повторения, и способом проверки знаний учащихся.

   Обобщение изученного в виде таблиц, схем, вычерчивания линий логических связей могут быть использованы в начале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений и в конце урока как средство повторения и обобщения.

   Творческие формы осмысления изученного: сочинения, рисунки, составление рассказов, дополненных рисунками (нечто подобное комиксам), инсценирование – возможность использования такой формы творческой переработки информации не должна проходить мимо внимания учителя.

   Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала является метод проектов. Метод проектов широко используется в современной школе при изучении разных предметов, он может быть использован и при изучении курса основ православной культуры.

    Одним из способов рефлексии, осмысления прочитанного и осмысленного на уроке может быть «Разговор по душам», «Сядем в кружок», однако следует помнить, что чувство меры и такта – необходимое свойство учителя, берущегося за преподавание основ православной культуры. Материал почти каждого урока может быть воспринят ребёнком очень личностно, поэтому необходимо оставить за ребёнком право промолчать. Учителю же помнить, что несмотря на очень высокий воспитательный потенциал уроков основ православной культуры, он не должен превращаться в исповедь, а учитель не должен брать на себя роль исповедника или обличителя людских пороков.

Описание места учебного курса в учебном плане.

   В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» в четвёртом классе отводится 1 час в неделю, за год 34 часа. 

Содержание учебного курса (34 ч)

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

      2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

        Знакомятся с историей возникновения и распространения  православной культуры.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Изучают основы духовной традиции православия.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Дают определения основных понятий  православной культуры

6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

        10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

        13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение.

14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Раздел II. Православие в России.

         17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

      31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

      Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

      Готовят сообщение по выбранной теме.

      32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

 

                                       

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- развитие этических чувств;

- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-комууникационных технологий;

- осуществлять информационный поиск;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

Предметные результаты:

- знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие;

- знакомство с основами религиозной морали;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для 4-5 классов. М.: Просвещение, 2012

2. Обернихина Г. А.  Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки к учебнику А. В. Кураева  «Основы православной культуры» под редакцией А. Л. Данилюка. М.: Просвещение 2014 г.

3. Электронное приложение к учебнику Кураева А. В. «Основы православной культуры».

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор, DVD плееры,  MP3 плееры;
  • компьютер с учебным программным обеспечением;
  • интерактивная доска;
  • магнитная доска;
  • принтер, ксерокс.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу ОРКиСЭ

Модуль «Основы православной культуры» в 4-х класса (34 ч)

     Дата

4 «А»  4 «Б»

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во час

Материал учебника, дополнительный материал

Форма, тип, учебного занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Россия – наша

Родина

1

Урок 1.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

Сайт «Русь изначальная». О Смутном времени. Окончание междуцарствия. 1611-1613 гг.

Школа жизни.ру  

Познавательный журнал.   Как Кузьма Минин и князь  Дмитрий Пожарский Русь спасали?

Сайт Прогулки по Петербургу. История Казанского собора

Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Знать: Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции.

Уметь: Объяснить, что такое

духовный мир человека.

Рассказать о традициях своей

семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).  

2

Культура и

религия.

1

Урок 2.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Видео и аудиоматериалы о Церкви,  праздниках  святых и т.д.

Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Знать: Что такое культура,

и как она создаётся. Что

такое религия. Что такое

православие.

Уметь: Выразить слова

благодарности в разнообразных

формах. Понимать взаимосвязь

русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской

православной культуры XVII

века.

3

Человек и Бог

в православии.

1

Урок 3.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

(ТОИПКРО, 2010).

Официальный сайт Просветительского

Центра и Издательства "Свет

Православия"                                          

Урок изучения

нового учебного

материала.

Знать:  Кого православная

культура называет Творцом.

Какие дары получили от Творца люди.

Уметь: Понимать, как вера

влияет на поступки человека, и

рассказать об этом.  

4

Православная

молитва.

1

Урок 4.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

(ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала.

Знать: Что такое молитва, и

чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит

«молиться», и чем отличается

молитва от магии. Объяснить

слово «искушение», и зачем

людям посылаются испытания в

жизни. Объяснить выражение

«Знать, как «Отче наш».

5

Библия и

Евангелие.

1

Урок 5.

Методические рекомендации по реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

(ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала. Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое

Священное Писание, и из каких

частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин.

Объяснить, как переводится

слово «Евангелие», и почему

оно так называется. Рассказать

об апостолах Христовых.

6

Проповедь

Христа.

1

Урок 6.  

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

(ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного.

Знать: Что такое проповедь

(Нагорная проповедь). Как

христиане относятся к

мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил

Христос. Объяснить, что

является духовными сокровищами. Рассказать, какое

богатство христиане считают

истинным и вечным.

7

Христос и Его

крест.

1

Урок 7.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ»

(ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала.

Знать: Что такое «воплощение»

(«Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.  

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве

Христове. Объяснить, что такое

Боговоплощение. Объяснить,

почему Христос не уклонился

от распятия. Объяснить, почему

крест стал символом христианства, и какой смысл

христиане вкладывают в этот

символ.

8

Пасха.

1

Урок 8.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Православные посты и праздники.

Информационный сайт Казанской

епархии.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Знать: Что такое Пасха

(Воскресение).  Как празднуют Пасху.  Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.

Рассказать, в чём состоит смысл

пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

9

Православное

учение о

человеке.

1

Урок 9.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Миссионерский портал диакона Андрея Кураева

Урок-

путешествие в

историю

сотворения

мира и человека

(Библия, Ветхий

Завет).

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается

свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души.

Уметь: Объяснить выражение

«внутренний мир» человека.

Составить рассказ на тему «Как

Бог подарил человеку душу».

Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

10

Совесть и

раскаяние.

1

Урок 10.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в

рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Знать: Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.

Уметь: Рассказать, как совесть

подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь

между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

11

Заповеди.

1

Урок 11.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в

рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого применения

усвоенного.

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон

Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.

12

Милосердие и сострадание.

1

Урок 12.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в

рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен

относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела

милосердия.

13

Золотое правило этики.

1

Урок 13.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в

рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого применения

усвоенного.

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений.

Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое».

Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос

защитил женщину.

14

Храм.

1

Урок 14.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в

рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Сайт для паломников и

путешественников.  

Урок-экскурсия

(очная или

заочная, в

зависимости от

возможности).

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен

православный храм.  Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона»,

«иконостас», «канун», «поминание»,

«благословение».

Уметь: Рассказать, как устроен

православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери.

15

Икона.

1

Урок 15.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в

рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Православный календарь. Православные СМИ.

Урок-экскурсия

(очная или

заочная, в

зависимости от

возможности).

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и

почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается

невидимый мир.  

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным

изображать невидимого Бога.

Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

16

Творческие работы учащихся.

1

Урок 16

Алгоритм работы и

подведения итогов по

работам:

Подготовка

творческих

работ учащихся.

Знать: Из чего складывается оценка

творческой работы.

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать

свой ответ.

17

Подведение итогов.

1

Урок 17.

Православное

христианство. Ру.  Каталог православных ресурсов

в сети Интернет

                                                         

Урок контроля

знаний, умений  

и навыков. Это

может быть выставка творческих работ, конкурс.

Знать: Из чего складывается оценка

творческой работы.

Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ.

18

Как

христианство

пришло на

Русь.

1

Урок 18.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок контроля

знаний, умений  

и навыков

(полученных в 4

классе); урок-

путешествие в

прошлое

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус

Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала

христианской страной.

Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства  в древнерусские земли и крещения Руси.

19

Подвиг.

1

Урок 19.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного

Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность»

и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое.

20

Заповеди блаженств.

1

Урок 20.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала

Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.

Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным

пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

21

Зачем творить добро.

1

Урок 21.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок

формирования

умений и

навыков,

целевого

применения

усвоенного

Знать: В чём, как и почему

христиане подражают Христу, чему радуются святые.

Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.  

Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте».

22

Чудо в жизни христианина.

1

Урок 22.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного

Знать: В чём состоит  христианское учение о Святой Троице. Что такое

христианские добродетели

и в чём они проявляются.

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в

самом себе и своих одноклассниках.

23

Православие о

Божием суде.

1

Урок 23.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала

Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему

христиане верят в бессмертие.

Уметь: Рассказать, как вера в

Божий суд влияет на поступки

христиан. Перечислить мотивы,

поощряющие христиан к творению добра.

24

Таинство

Причастия.

1

Урок 24.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала

Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное

назначение Церкви.

25

Монастырь.

1

Урок 25.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок-путешествие.

Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие

монастыри и лавры существуют на территории России.

Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он

отказывается. Рассказать, какие

крупные и известные монастыри действуют на территории России.

26

Отношение

христианина к

природе.

1

Урок 26.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок  

формирования

умений и

навыков, целевого

применения

усвоенного,

Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую

ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным.

Уметь: Вести диалог на тему

«Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём

27

Христианская

семья.

1

Урок 27.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок изучения

нового учебного

материала,

а также

целевого

применения

усвоенного

Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами.

Что означает обручальное кольцо.

Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?»

28

Защита

Отечества.

1

Урок 28.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок - заочная

экскурсия.

Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против

общих недругов России вместе сражались разные народы.  

Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в

Куликовской битве.

29

Христианин в

труде.

1

Урок 29.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок

формирования

умений и

навыков,

целевого

применения

усвоенного

Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое

первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину.

Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на

совесть». Составить устный рассказ на тему «Какой труд вреден для человека».

30

Любовь и

уважение к

Отечеству.

Патриотизм

многонациональ-ного  и многокон-

фессионального

народа России.

1

Урок 30.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Урок-экскурсия.

Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.  

31

Подготовка

творческих

проектов

учащихся  

1

Урок 31.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Православная энциклопедия «Азбука веры».   Тексты                                              

Ветхого и Нового Заветов; рубрика «Чем отличаются религии?

Будда.  Мухаммед.  Христос».

Подготовка

творческих

проектов

учащихся

Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют.

Уметь: Искать нужную информацию,

систематизировать её,  сделать

выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект.

32

Выступление

обучающихся

со своими

творческими

работами.

1

Урок 32.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Конференция

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление обучающийся.

Уметь: Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

33

Презентация

творческих

проектов.

1

Урок 33.

Методические рекомендации по

реализации модуля ОПК в рамках комплексного учебного курса «ОРКСЭ» (ТОИПКРО, 2010).

Смотр знаний

Знать: всесторонне тему, по которой готовит выступление обучающийся.

Уметь: Грамотно презентовать свой творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

34

Повторение.

1

Урок 34

Тема проектов: «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Темы творческих работ:   «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества»,  

«Памятники религиозной культуры  (в моём городе, селе)», «Моё отношение к миру», «Моё отношение к людям», «Моё отношение к России»,  «С чего начинается Родина», «Герои России»,  

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)»,  

«Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программа составлена на основе  требований Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной ...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур", ФГОС, 4 класс, изд-во "Просвещение"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"

Рабочая  программа кружка  «Основы православной культуры»  для 4  класса (1 год обучения)  составлена  учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе  авторско...

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса

Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль Основы мировых религиозных культур) для 4-ого класса...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"

Рабочая   программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»,  модуль  «Основы мировых религиозных культур»  для  обучающихся 4   ...

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс( Основы мировых религиозных культур)

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс(  Основы мировых религиозных культур)...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы православной культуры России» ( в условиях реализации ФГОС)

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1,2,3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культу...