Статья для конкурса Учитель года
статья по орксэ на тему

Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры» как морального ориентира духовного развития детей(методический и дидактический аспекты)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konkurs_uchitel_goda.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Чижикова Н.П.

МБОУ «Школа № 86»

города Ростова-на-Дону (Советский район)

Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры» как морального ориентира духовного развития детей(методический и дидактический аспекты)

Проблема духовно-нравственного воспитания детей во все времена остается актуальной для системы образования. С введением федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных в первую очередь на достижение личностных результатов образования, данная проблема зазвучала еще острее. Точнее, более актуальным стал вопрос психолого-педагогической и методической поддержки современного учителя, деятельность которого направлена на гарантированное достижение результатов, отраженных в «портрете выпускника».

На всех предметах начальной и основной школы учитель стремиться побуждать учеников анализировать литературные персонажи, исторические события и личности, оценивать собственные поступки и соотносить с общепринятыми нравственными нормами. При этом ученики осваивают не только общекультурный опыт человечества, но и обогащают, а при необходимости – корректируют, свой жизненный познавательный опыт.

В данном случае сформированный и богатый опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающей действительности становится движущей силой его духовного развития.

Всегда возникает вопрос, где ученики могут познакомиться с «эталоном нравственности», с помощью которого они смогут ОБЪЕКТИВНО оценить изучаемый материал, сформировать СОБСТВЕННОЕ отношение к этому материалу.

Ключевую роль в этом процессе, несомненно, играют семейные ценности, «ценности ближайшего окружения».

Вместе с тем, предметный модуль «Основы православной культуры» позволяет целостно и системно знакомить учеников с нравственными ценностями, которые лежат в основе православной культуры. Изучив данный модуль, ученикам будет легче формировать свое отношение к изучаемым событиям и явлениям, оценивать свои поступки в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; а учителю – легче создавать на уроках проблемные ситуации, организовывать работу учеников по самостоятельному поиску ответов на многие нравственные вопросы. При этом, полагаю, внутренняя мотивация у школьников будет достаточно высокой (особенно, при изучении таких предметов, как обществознание и история, литература, биология и экология, культура и искусство, музыка и др.).

Всё это побудило меня начать разрабатывать методическую тему, позволяющую рассматривать предмет «Основы православной культуры» в качестве «призмы», через которую происходит усвоение нравственного содержания большинства школьных предметов. В связи с тем, что данная проблема выходит за рамки одного учебного предмета, а мои методические разработки используются учителями других предметов, полагаю, что данная проблема является также и дидактической.

Методическая тема: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры» как морального ориентира духовного развития детей (методический и дидактический аспекты)».

Актуальность данной темы продиктовано самим ФГОС НОО, который одним из результатов обучения по данному предмету выделяет умение учащихся «… соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали».

Приведу ряд примеров из моей педагогической практики и практики моих коллег, иллюстрирующие опыт духовного-нравственного развития детей на различных уроках в начальной и средней школе.

«Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца» - начало статьи учебника А. Кураева по теме «Отношение христианина к природе».

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению…

Эта же мысль доносится учителем до сердца учеников и на уроках окружающего мира. Особенно на тех занятиях, на которых ведется диалог о взаимоотношениях человека и природы, об экологии.

При изучении многих тем на уроках окружающего мира («Земля – планета жизни», «Как узнать человека», «Посмотри в свое «зеркало», «Кто во что верит», «Что человечество ценит больше всего») учителям начальной школы целесообразно использовать следующий материал курса «Основы православной культуры», дающий представление о нормах христианской морали: стихи из сборника Татьяны Дашкевич «Голос ангела», притчи, библейские тексты, а также гравюры и картины с христианскими мотивами, и, несомненно, – жизнеописания святых.

На уроках литературного чтения необходимо также включать духовно-нравственный материал. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитать старших, постигают основы праведной жизни. Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.

Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Интересны в этом смысле сказки А.С. Пушкина. В них дух нашей Родины, Древней Руси православной, с золотыми куполами, с колокольным звоном. Они учат любви и справедливости, смелости в противостоянии злу.

Обратимся к «Сказке о мертвой царевне», в которой поэт раскрывает одну из главных истин жизни – смерть от греха злой зависти («… тут ее тоска взяла, и царица умерла») и воскресения силой настоящей любви. А истинная любовь спасительна, именно такую любовь воспел А.С. Пушкин в сказках, запечатлев в них Божьи заповеди.

Но разглядеть эти особенности сказок могут только дети подготовленные, дети, осмысленно изучающие курс «Основы православной культуры». Им легко будет «считать» христианские мотивы в других произведения А.П. Пушкина, изучаемых в уже средней школе (роман «Дубровский», повесть «Капитанская дочка» и т.д.), и сформировать свое, особенное, отношение к героям и их поступкам.

«О России петь – что стремиться в храм – по лесным горам, полевым коврам», - писал И. Северянин. Среди вечных тем искусства есть одна, самая важная, связанная с духовным миром человека, с его стремлением к свету, истине, красоте и вере. Вера в людях не умирала никогда. Вера учила создавать великие шедевры. Вера помогала найти слова и музыку, чтобы выразить душу. «Сам Бог говорил над моим ухом», - утверждал Л.В. Бетховен, признававшийся, что сила, порождающая музыку, незримо выше человека. Более четырехсот лет назад появились произведения, написанные на религиозные тексты и сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие произведения называют духовными.

Трудно назвать композитора, у которого не было бы духовных сочинений. Их содержание – истина и красота, наполняющие человеческие сердца. Духовная музыка оказала огромное влияние на творчество русских композиторов – М.П. Мусоргского, Н.А. Римского – Корсакова, П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, Г.В. Свиридова, А.П. Бородина.

Живопись, как одно из направлений искусства, также неразрывно связана с религией. Великие художники мира отображали в своих картинах библейские сюжеты. Эти сюжеты получили визуальную форму в тысячах скульптур, фресок, картин, рисунков и гравюр.

Культура нашей страны глубоко укоренилась в Православии. Для того, чтобы хорошо понимать культуру, человек должен хорошо понимать основы Православия.

Значительным потенциалом в достижении личностных результатов при изучении школьных предметов, в том числе и основ православной культуры, обладает внеурочная деятельность. Важно, чтобы эта деятельность была организованна в формах, отличных от урочной системы. Например, такихкак: этические беседы, тематические диспуты, дебаты, проблемно-ценностные дискуссии; благотворительные акции в социуме; экскурсии (очные и заочные), работа школьного музея. Ученики нашей школы регулярно посещают храмы города, ежегодно участвуют в акции «Рождественский перезвон», в районном мероприятии «Рождественский фестиваль», в конкурсах творческих работ «Красота Божьего мира», «Мама – мой ангел». Все эти мероприятия привносят свою лепту в дело духовного развития детей.

Несомненно, для правильной педагогической организации всех вышеперечисленных направлений духовного развития учеников необходимо единство подходов семьи, школы, государства и церкви. С психолого-педагогической и методической точки зрения именно модуль «Основы православной культуры» становится одним из связующих звеньев, позволяющих максимально честно и откровенно рассказать современному ребенку о Высших Человеческих Ценностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к сборнику материалов победителей конкурса "Учитель Года Москвы" за все

В 2010 году вышел сборник с материалами победителей конкурса "Учитель года Москвы" за все время проведения, начиная с 1991 года. Это не мемуары, это заметка для тех, кто еще только планирует при...

Информационная карта участника конкурса «Учитель года Кубани» в 2015 году (основной конкурс) Лощакова Светлана Ивановна

Информационная карта участника конкурса  «Учитель года Кубани» в 2015 году (основной конкурс)  Лощакова Светлана Ивановна...

Статья «Представление своего опыта» на конкурс «Учитель года»

Данный материал поможет молодому специалисту представить свой опыт на педсоветах, методических объединениях, на конкурсах....

Аналитическая записка участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2016 году. Эссе " Я - учитель".

Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние.Генри АдамсТрудно привести к добру  нравоучениями, легко примером.Сенека...