Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Культура и религия" . Модуль "Основы православной культуры"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Талютова Найля Алиевна

    Конспект урока с презентацией по ОРКСЭ 4 класс по теме "Культура и религия"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.kultura_i_religiya.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Кафедра истории и культуры религий народов России

    00776

    Культура и религия

    Слушатель курсов повышения квалификации по предмету:

    Талютова Найля Алиевна

    Место работы: ГБОУ «ЦО «Бескудниковский»

    Москва 2016


     Культура и религия

    Основные понятия урока: Родина, культура, религия.

    Цели урока: Привить ученикам 4 класса стремление  к познанию нового для них предмета. Формирование собственного и общепризнанного взгляда на понятия: «культура», «религия».

    Задачи:

    Обучающие: познакомить учеников с некоторыми аспектами русской культуры, сформировать представление о разнообразии культурных традиций, установить связь между православием и русской культурой.

    Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог, усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям, привить желание к постоянному обогащению своей собственной культуры.

    Планируемые результаты:

    Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей.

    Регулятивные: определять степень новизны и важности учебного материала.

    Коммуникативные:готовность слушать собеседника, вести диалог.

    Личностные результаты: воспитание уважения к истории и русской и православной культуре.

      Ход урока

    1. Проверка домашнего задания на тему: «Россия — наша Родина».

    Ученикам было дано задание после общения со старшим поколением своей семьи составить выступление о принятых в их семьях культурных традициях. Возможно сопровождение выступления какими-то предметами, которые имеют ценность для их семьи, например, что-то с давнишней историей, что является любимым предметом членов семьи на протяжении нескольких поколений. Возможен рассказ о какой-то традиции, которая имеет вес для всех членов семьи, которая сближает и роднит старшее и молодое поколения.

    Выступление в свободной форме. Задание позволит осознать ученикам то, что семья — основная ячейка Родины, с малой семьи начинает формироваться отношение к большой Родине — своей стране, отчизне.

    Ребята, давайте придумаем синквейн к слову «Родина».

    Например;

            Родина!

            Обширная, великая.

            Бережет, любит, понимает.

            Путешественник всегда тоскует по своей Родине.

            Матушка-Отчизна.

    1. Мотивация к изучению темы

             Здравствуйте, дети! На сегодняшнем занятии по ОПК мы с вами коснемся двух понятий: «культура» и «религия». Мы постараемся выяснить и усвоить для себя значение двух этих понятий и найдем между ними определенную связь. Постарайтесь сконцентрироваться и приготовьтесь к работе, сегодня вы узнаете много интересного о том, что уже точно видели, посещая музеи и выставки. А еще вы поймете, как православие повлияло на нашу с вами культуру.

    2. Информационная часть урока.

    Культура — сложное понятие, которое включает в свой смысл все то , что человек привнес в мир природы. Это весь человеческий опыт, все его знания. Это может быть произведением искусства, или же великое научное открытие. Человек привносит в мир природы что-то новое непосильным трудом. Труд — это основное, что отличает нас от животного. Но главной и общей чертой разных видов культуры является развитие самого человека. Поэтому основное — это мотивы, которым человек следовал, создавая что-то новое, поступая определенным образом, которые отличают его от животного.

    Почему человек поступает именно так? Как он отличает правду от лжи и добро от зла? Ответы на эти вопросы можно найти в культуре.

    –  Как вы поняли понятие «культура»?

    – Что помогает человеку отличить добро от зла?

    –  Почему именно культура? (Культура издревле создавалась определенными поступками человека, каждый поступок имел отражение на окружающих, поэтому культура это не только наследие какого-то человека или его народа, но и практическое руководство, свод моральных правил, которым стоит придерживаться).

    –  Что бы произошло, если бы человеку было бы позволено поступать так, как заблагорассудится? К чему бы это привело?

    Культуре человек обучается еще с раннего детства. Он учится, взяв за пример поступки и мысли своих родителей. Продолжает изучение культуры в школе, но не только на занятиях по ОПК. Но на этом изучение культуры не прекращается. Общаясь со своими друзьями, участвуя в спорах за правду, любя своих родных, человек укрепляет свою культуру, что впоследствии позволить вывести свою культуру на качественно новый уровень.

    Человек не выбирает свою культуру. Но человеку можно ее расширять, примеряя на себя новые и новые человеческие знания.

    - Какие составляющие понятия «культура» вас удивили?

    - Как вы объясните тот факт, что человек не выбирает свою культуру? (Как человек не выбирает свою семью, так и культуру, потому что закладка понятия культуры начинается именно в семье). А как человек может «расти» в своей культуре? (обмен информацией с окружающими, получение новых знаний)

    Есть области культуры, общие для всех людей или для всей страны. Но есть и различия в культурах даже тех народов, которые живут вместе.

    350 лет назад в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот как он описывает некоторые черты русской культуры, которые его поразили: «В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины... На Пасху все целуются, говоря «Христос Воскресе!» Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время они стоят на ногах... Какая выносливость! Несомненно, все они святые! Винные лавки остаются закрытыми от субботы до понедельника. Так же делается и во время больших праздников. По отчеству зовут даже крестьян... Жена, принеся еду, садится за один стол с мужчинами»

    - Какие отличительные особенности русской культуры удивили путешественника? Из слов арабского путешественника видно, как 350 лет назад русский народ относился к своей религии. В праздничные дни люди наряжались в самые красивые наряды и посещали церковь. Самоотверженно выстаивали многочасовые служения, при этом обращаясь к молитве. На примере этого высказывания, можно понять, какое место занимает религия в жизни православного.

    И даже правила, общие для всех, люди могут объяснять по-разному. Например, все люди осуждают ложь. Но один объяснит: «Не лги, потому что однажды и тебе солгут». А другой скажет: «Не лги, потому что всякую ложь видит Бог».

    Первое пояснение даст человек, который руководствуется светской культурой, а второе характерно для человека, живущий в культуре религиозной.

    Это означает, что они относятся к разным религиям. Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

    - Как вы истолкуете понятие «религия»? (Это поступки и мысли человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок, что рядом с человеком есть неощутимый органами чувств разумный и духовный мир)

    – Может ли религия определять культуру человека? Объясните.

    • Действительно, дети, с момента крещения Руси в 988 году православие стало неотъемлемой частью культуры русского народа. Но как русская культура приняло православие, оно начало его развивать. Некоторые философы считали, что язычество стало бы тупиком в развитии русской культуры, потому что оно не способно к созиданию. С приобретением именно православия можно отследить рассвет русской культуры.
    • Ознакомьтесь с этим стихотворением.

         С Днём Христова Рождества!

    Торжествуйте, веселитесь
    Люди добрые со мной,
    И с восторгом облекитесь
    В ризу радости святой.
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    Ныне Бог явился в мире – 
    Бог богов и Царь царей.
    Не в короне, не в порфире
    Сей Небесный Иерей.
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    Он родился не в палатах
    И не в убранных домах.
    Там не видно было злата,
    Где лежал Он в пеленах.
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    Невместимый Он вместился 
    В тесных яслях, как бедняк.
    Для чего же Он родился?
    Для чего же бедно так?
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    Для того, чтоб нас избавить
    От диавольских сетей
    Возвеличить и прославить
    Нас любовию своей
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    Вечно будем Бога славить 
    За такой день торжества!
    Разрешите Вас поздравить
    С Днём Христова Рождества!
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    Торжествуйте, веселитесь
    Люди добрые со мной
    И с восторгом облекитесь
    В ризу радости святой
    Слава Рожденному,
    В бедных яслях вложеному.

    • Как вы думаете, что это? (Это колядка)
    • Когда поются колядки? (В вечер перед Рождеством, 6 января)
    • Кто главный персонаж данного стихотворения? (Иисус Христос. Его рождение. Но существуют разные колядки, в которых народ воспевает, например, Богородицу). Русский фольклор видоизменился с обращением в православную веру, например колядование. В языческие времена русский народ пел колядки, чтобы в этот год был богатый урожай, приумножался скот и богатство. Раньше в них воспевали языческий богов. Но с крещением Руси смысл этой традиции был переосмыслен. Теперь колядование было призвано прославлять имя Иисуса Христа и Богородицы. С рождественской колядой привносили в дом святость, а за это колядовщики одаривались.
    • Арабскому путешественнику понравилась русская традиция на праздники посещать церкви. Как вы считаете, что такое церковь, храм? (Дом Господа на человеческой земле).
    • Кто строит храмы? (простые люди, строители)
    • Если храм строят люди, значит это творение культуры. (Действительно? Каждый храм считается памятником архитектуры и оберегается государством)
    • Но строят каждый храм для того, чтобы выказать Богу всю свою любовь, верность, чтобы служить ему и общаться с ним. (Это проявление православной культуры).
    • Еще одним основным примером русской культуры является живопись.
    • Какие вы знаете известные картины русских художников? («Девятый вал» Айвазовский И.К.; «Грачи прилетели» А. Саврасов)
    • А в храмах находятся особые картины, как они называются? (Иконы)
    • Иконы относятся к творениям человека, они считаются достоянием русской культуры, но для их написания необходимо благословение свыше, об этом будет идти речь на следующих уроках по ОПК.
    • Люди используют иконы, чтобы собраться с мыслями для молитвы, чтобы в момент богослужения быть ближе к Господу. (Это проявление православной культуры).

    Работа в группах.

    Заполните таблицу, работая в группах.

    Составляющие понятия «культура»

    Составляющие понятия «религия»

    Две группы должны на доске заполнить таблицу. По очереди от каждой группы выходит ученик и вписывает слово в нужный столбец.

    Возможные варианты слов: священник, церковь, воспитание, архитектура, кино и т.д.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

    «Что такое культура?» «Что такое Религия?» «Какие слова благодарности вы знаете?» «Какие черты русской православной культуры 17 века, так поразившие арабского путешественника, живут до сих пор? Какие из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это?»

    Рефлексия

    Насколько тесно связаны понятия, о которых шла речь на данном уроке? (культура, религия)

    Использованная литература:

    Кураев А.В. Основы православной культуры. 2012 г. Просвещение.Учебное пособие для общеобразовательных школ.

    Основы православной культуры. Методические рекомендации.-М: Новое время 2012 г.

    Основы православной культуры. Электронное приложение к учебнику Кураева А.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

    Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

    Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

    ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

    Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры". Тема "Пасха"

    Цель. Формирование уважительного отношения к культурным традициям, на примере православного праздника «Пасха»....

    Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура)_Православные традиции и семейные ценности

    Конспект и предентация урока для 4 класса по ОРКСЭ (Православная культура) на тему "Православные традиции и семейные ценности"....

    Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

    Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...