Исследовательская работа:" Село без церкви, что дом без иконы"
статья по орксэ (4 класс) на тему

Панкова Галина Владимировна

Исследовательская работа отражает историю восстановления православного Храма в селе Куксово Тамбовского района Тамбовской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_proekt_kuksovo_hram.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа  на тему: « Село без церкви, что дом без иконы»

Выполнена  учителем начальных классов МАОУ « Татановская СОШ» Панковой Г. В.

Оглавление

1.Введение.

2. Основная часть.

2.1.Библиографический материал по истории церкви.

2.2. Возрождение утраченной святыни.

2.3 Внутреннее убранство церкви.

2.4. История священства Христорождественского храма как пример духовно-нравственного служения обществу.

2.5. Память людская (воспоминания сторожил.)

3. Заключение.

4. Список используемых источников

Введение.

Христорождественский Храм , расположен в далекой сельской глубинке, в селе Куксово Тамбовского района  Тамбовской  области, которая является моей малой Родиной. Этот храм, воздвигнутый в начале XIX века, являлся символом зарождения села. Как и многие храмы, в советские годы он был длительное время закрыт, а затем сгорел в результате стихийного бедствия.  Уничтожалось не только здание, но и его история. Без восстановления истории, полное возрождение Храма невозможно. Восстановление исторической памяти о храме послужило причиной выбора этой темы. Восстановление духовной истории о Христорождественском  храме, раскрытие его культурной значимости для истории родного края – все это выражает актуальность выбранной темы и содержание работы.

 Цель: Восстановить историю Христорождественского  храма с момента его возникновения до настоящего времени как памятника культурного наследия.

Задачи:

1. Изучить историю храма и священства по архивным материалам.

2.  Восстановить историю  храма по воспоминаниям жителей села Куксово.

3. Изучить историю храма и священства по архивным материалам, в первую очередь по клировым ведомостям

4. Популяризовать историю храма в средствах массовой информации и на научных конференциях.

Объект исследования: здание Христорождественского Храма.

Предмет исследования – обработка исторических, краеведческих и архивных документов.

Методы:

  • анализ источников по истории православия в Тамбовском районе;
  • анализ, сравнение, обобщение информации в специальной литературе;
  • беседа со старожилами села и запись воспоминаний;
  • работа с архивными документами;
  • встречи со старожилами.

 

2.Основная часть

2.1.Библиографический материал по истории церкви

О, церковь святая! Невеста Христова!

Как светел и бел твой наряд.

Ты к небу шагаешь поступью твёрдой,

И чист, непорочен твой взгляд!

В последнее время  идёт восстановление храмов в нашей стране и на Тамбовщине в том числе. Ведь город Тамбов является духовным центром Черноземья. В центре села Куксово находится вновь построенная церковь, на месте сгоревшей, которой в этом году исполняется 213 лет. К великой радости наших земляков, церковь действующая. В ней идут службы, люди приходят помолиться, поставить свечи, прикоснуться к иконам. Ведь церковь – это хранительница исторической памяти, культурное наследие. Церковь деревянная однопрестольная  была открыта в 1801 году. Затем в 1883 году перестроена по проекту и на средства крестьянина Павла Ивановича Захарова, жителя села Горелое. Закрыта в 1930году. Вновь начала действовать в 1946 году. В 1966году церковь сгорела от удара молнии. Прихожане как могли спасали имущество церкви.

2.2 Возрождение утраченной святыни.

 Во время пожара церкви 1966года, большинство икон спасла многодетная семья Колягиных  Елены и Ивана. Проживали они в селе Куксово на улице Интернациональной. Елена Кузьминична была из многодетной трудолюбивой крестьянской семьи. Где все дела и помыслы были во славу Божью. Так воспитывали Елену Кузьминичну и её семь сестёр родители: Кузьма и Арина.  В 90 годы тяжело жилось людям без веры и истинноверующие люди в душе надеялись, что Храм в селе Куксово возродится. И в том, наверное, промысел Божий, но мысль о возрождении церкви возникла, именно в той большой семье. На годовщину смерти одной из сестёрЕлены , Матрёны Кузьминичны,  собралась вся большая семья. В беседе со священником отцом Николаем ( Степанов), он был духовным отцом многих членов семьи, была подана идея восстановления церкви в селе Куксово. Сначала  истиноверующие  православные христиане стали собираться для богослужений в приспособленных помещениях: летом – временно построенном деревянном сарае, зимой – в здании Куксовской начальной школы. Решением общего собрания жителей села Куксово,  в 1995году, было  подано прошение в Тамбовскую Епархию  владыке Евгению о разрешении строительства Храма в селе Куксово. Когда решение было одобрено, жители села Куксово пришли на место бывшей церкви, упали на колени, и просили прощение у Господа, что данное место было поругано, и молили Господа дать им силы и разум для  восстановления Храма. Позже была избрана и официально зарегистрирована инициативная группа (двадцатка) Членами двадцатки были дети и внуки 8 сестёр. Потомки Матрёны Кузьминичны: Бородина Надежда Васильевна староста(дочь),Лапина Вера Васильевна (дочь),Клопша Вера Алексеевна (внучка),Мамонтов Алексей Петрович (зять), Милосердов Николай Степанович (зять),Перелыгина Надежда (внучка),Булатова Мария Ивановна (дочь Елены Кузьминичны),Мамонтов Владимир, Попова Галина, а так же в состав двадцатки вошли члены администрации совхоза «Цна» во главе с директором Сазыкиным  Серафимом  Ивановичем. Это- Пекин Сергей Иванович, Сажнева Надежда Ивановна, Панасенко Надежда Даниловна, директор Татановского детского дома  Рязанов Вячеслав Павлович, глава администрации Татановского сельского совета Дудик Маргарита Анатольевна. При активном участии всех жителей сёл Куксово и Татаново(это и пожертвование сельчан, материальная помощь совхоза «Цна», безвозмездный труд всех прихожан во славу Божью) в 1997 году был построен кирпичный молельный дом,  зарегистрирован приход и возобнавились богослужения.  Новая церковь была построена в 2004 году. Это кирпичная постройка , крестообразная в плане, с восьмириком под плоским ребристым куполом и главой на низкой шее, с трёхъярусной колокольней с маленькой главкой. Весной 2004 года был воздвигнут крест на Храме, 2008 году были установлены  колокола и церковь впервые подала свой голос, призывающий людей к молитве и покаянию.

 2.3 Внутреннее убранство церкви

В этом году церкви исполняется 213 лет. Как давно это было. Сейчас церковь восстановлена, удалось и воссоздать внутреннее убранство Храма по сохранившимся фотографиям и воспоминанием сторожил села. В храм возвратились иконы, спасённые при пожаре1966года. Их бережно хранила  Булатова Мария Ивановна со своей матерью Еленой Кузьминичной и Милосердова Александра. Они были отреставрированы и облачены в новые рамы. Храм  необыкновенно красив. Вверх устремилась колокольня и кажется, что храм это большая птица. Вот, вот сейчас замашет крыльями и поднимется в синеву неба. Внутри храма многочисленные иконы и алтарь.

2.4. История священства Христорождественского храма как пример духовно-нравственного служения обществу.

Есть русская пословица «Не стоит город без святого, селение без праведника». Проводя исторический анализ служивших в Христорождественской церкви священников,  можно убедиться в верности русской пословицы, отражающий глубокую народную мудрость. Невозможно воспитать русского человека без примера самоотверженности служения обществу, без подвига самоотречения, который показывало на протяжении двух веков священство церкви Рождества Христова. К сожалению, не сохранилось документов о первых служителях церкви, но сохранились воспоминания о священнике , который служил в тяжёлую пору для нашего народа . Настоятелем Храма с 1946 года по 1953 год был отец  Дмитрий. Разруха в стране. Вдовы, сироты, да  инвалиды войны восстанавливали страну. С верой в лучшее будущее, начинал свои проповеди отец Дмитрий и люди верили,  и прибавлялось сил в натруженных руках,  и пела душа,  и царила доброта в сердцах. В период с 1953 по 1966год были несколько священнослужителей отец Аникий, отец Валерий, отец Пётр.

  Прошло более тридцати лет … И вновь голос священника прозвучал для прихожан. Настоятелем, строящегося Храма стал  отец Николай (Степанов). Первая служба состоялась 21 сентября 1997 года. Затем настоятелем Христорождественской церкви стал  отец Власий (Машков). Он активно начал строительство нового Храма. Достроен Храм, был воздвигнут крест на Храме и восстановлено  внутреннее убранство  при настоятеле отце Николай (Зубков). 2008 году при настоятеле  отце Анатолии ( Неверов)были установлены колокола и церковь впервые подала свой голос, призывающий людей к молитве и покаянию. В данное время службу совершает отец Павел  (Шальнев).

2.5. Память людская (воспоминания сторожил.)

Вот, что рассказала мне Милосердова Александра Павловна 1930 года рождения.  «Помню, как мы с сестрой в воскресенье приходили в церковь. Церковь была очень красивой. Оградка была выкрашена в зеленый цвет, кругом росли деревья. В выходные дни шли люди со всей деревни в церковь, чтобы помолиться, причаститься, исповедаться. Они шли нарядные. Женщины придерживали пышные юбки, чтобы не замарать. Мужчины были в косоворотках».

Воспоминания Кузиной Марии Федоровны 1931 года рождения. Мария Федоровна говорит: «Зайдешь в храм, какая красота там, так светло и чисто, такая благодать, тишина, весело на душе, уходить никогда не хотелось».

Воспоминания Булатовой Марии Ивановны 1945 года рождения. « Наша семья, была как и все семьи, верующей. Конечно, в храм мы ходили в выходной день, всегда получше одевались. Вот, что запомнилось мне больше всего. Я с мамой перед пасхой ходила святить куличи и об этом узнали в школе учителя. Я была наказана. Меня заставили все уроки стоять. И писала, и читала, и рисовала-стоя. Мама пришла в школу и сказала: « Мы православные ничего плохого не сделали, наказывать мою дочь не за что. А от Бога мы не отступимся». И меня простили.»

Заключение 

   Исследовательская работа по данной теме раскрыла неизвестные страницы истории нашей Малой родины, а именно историческую судьбу Христорождественской церкви. Считаю, цель работы достигнута. Конечно, еще остается много загадок и вопросов. Хотелось бы узнать о тех, кто служил в нашей церкви, о их судьбе, о том почему церковь носит такое название Христорождественская. Есть большое поле деятельности для дальнейшего исследования. Мы с учащимися намерены продолжать свою работу по изучению истории нашей церкви и разрушенной  церкви в селе Татаново. Собранный мною материал будет использоваться на уроках и внеклассных мероприятиях в школе. В новом  школьном музее мы решили разместить материал о Христорождественском Храме и строителях восстановленного Храма. Своей работой  мы внесем посильный вклад в возрождение православных традиций, а может даже внесем вклад в восстановление  церкви в селе Татаново.  Будущее поколение должно не только изучать, хранить память  о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. Мы сами готовы принять посильное участие в восстановлении храма.

Используемые источники:

  1. Архивные справки.

2. Встречи со старожилами села.

3. Встречи с краеведами района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...

Исследовательская работа "Чудотворная сила иконы Святой Матроны Московской"

Исследовательская работа ученицы 4 класса о жизни Святой Матроны Московской, которая родилась слепой; исцеляла всех людей, приходивших к ней....

Творческая работа "Село Покровка и его жители".

В каждой семье есть родные, которые жили в годы Великой Отечественной Войны. Такие истории есть и в наших семьях. Из бесед с нашими родными мы узнали много историй о людях,  живших в то тяжёлое....

Коррекционная педагогика Работа с учащимися ОВЗ Исследовательский проект "Именные иконы в жизни крещённых людей"

Большинство людей крещёных в церкви, очень мало знают оиконах, о их значении в жизни человека. На каждое имя у православных есть свой небесный покровитель. Мы  решили начать знакомство с именными...

Исследовательская работа "История Храма Смоленской иконы Божьей Матери"

Исследовательская работа "История Храма Смоленской иконы Божьей Матери". Храм расположен в деревне Малые Липки Вязниковского района....

Исследовательская работа на тему: «Мир современный – мир православный (Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение)»

Совместная задача общества, Церкви и государства состоит, во-первых, в повышении уровня компетентности всех участников образовательного процесса — не на уровне пользоват...