Главные вкладки

    План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
    Коллектив начинается с меня.

    Киселёва Лариса Николаевна

    Формировать сплоченный коллектив; развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки; корректировать поведение учащихся; воспитывать толерантное отношение друг к другу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл orkse.docx19.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    ----------------- Урок №

    Тема. Коллектив начинается с меня.

    Цели: формировать сплоченный коллектив; развивать нравственные качества учащихся, умение ценить в коллективе каждую личность, видеть её достоинства и недостатки; корректировать поведение учащихся; воспитывать толерантное отношение друг к другу.

    Ход урока.

    I. Организационный момент урока.

    1.Эмоциональный настрой.

    - Сегодня мы продолжаем разговор о каждом из вас в отдельности и обо всех в целом. И начнем мы наш урок с приветствия. Приглашаю всех сделать большой круг и предлагаю игру «Здравствуй, друг». (Дети становятся в круг и по очереди обращаюся друг к другу с такими словами:

    - Здравствуй, друг!

    - Здравствуй, друг!

    - Ты милее всех вокруг!

    IIАктуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

    - А узнать тему нашего сегодняшнего урока нам поможет маленькое чудо. Кто верит в чудо?

    Яблочко сладкое, наливное, волшебное, непростое.

    По тарелочке бежит, расспросить вас всех спешит.

    Но подумай, не спеши: что такое коллектив?

    - Как вы понимаете это слово?

    - А вот что об этом пишет энциклопедия. Коллектив – группа людей, объединенных общей работой, учебой или интересами.

    - А наш класс можно назвать коллективом? Почему?

    III. Сообщение темы и задач урока.

    - А помогут нам разобраться в этом вопросе наши любимые 6 шляп Эдварда де Боно. Итак, мы начинаем.

    Белая шляпа – сбор информации. И я предлагаю работу в группах.

     Cоставить акростих эпитетов к слову КОЛЛЕКТИВ,

    IV. Восприятие и осознание нового материала.

    Красная шляпа – активные эмоции человека, что нам подсказывает интуиция.

    - Согласны ли вы с высказыванием: коллектив начинается с меня? Почему? Почувствовать поддержку друзей нам поможет такое упражнение: подойдите и протяните руку тому человеку из класса, с которым вам хочется общаться, который вам интересен? Передайте друг другу частицу своего тепла, добра и хорошего настроения.

    - Итак, наша цель – разобраться, что такое коллектив и каким он должен быть, какую роль в коллективе играет каждый из вас. Я расскажу вам одну историю.

    Рассказ про девочку Марину, которую весь класс отправился провожать на вокзал, так как она переезжала в другой город. Когда дети спросили учителя, будут ли сегодня уроки, он ответил, что для них состоялся главный урок в их жизни.

    - Почему учитель так ответил? Что он этим хотел сказать? Что это за урок?

    - Да, жизнь преподносит разные уроки и сюрпризы. А вот один из них.

    - Что в сказках люди складывают в сундучки? (Вещи, богатство)

    - Можно ли богатство потрогать руками? (Можно, если это какие-то драгоценности).

    - Второй сундучок пустой. Чем его можно пополнить? (Мы про это тоже говорим богатство человека).

    - У вас на партах карточки. Прочитайте про себя.

    - Что на них написано? (Качество человека, черты характера).

    - Выберите качество, которое вы бы хотели видеть в ребятах нашего класса.

    (Учащиеся кладут выбранные карточки в сундучок)

    - Что вы оставили? (Оставили отрицательные черты характера)

    -Почему?

    - Мы оставили такие отриц.качества, нам не нужны учащиеся с такими качества.

    - Как можно назвать содержимое этого сундучка?

    - Содержимое сундучка – духовное, нравственное богатство.

    - Теперь стало понятно, какие люди вам приятны?

    Жёлтая шляпа – оптимист: преимущества, достоинства, акцент на плюсах.

    Чёрная шляпа – критик, что в этом плохого.

    - И я предлагаю работу в больших группах (мальчики – оптимисты, девочки – критики). Попробуйте мысленно надеть на себя желтые и черные шляпы и ответить на вопрос – Наш класс можно считать коллективом? А я посмотрю, кто будет более убедителен?

    Зелёная шляпа – креатив, новые идеи.

     Кто в дружбу верит горячо,

    Кто рядом чувствует плечо,

    Тот никогда не упадет,

    В любой беде не пропадет.

    А если и споткнется вдруг,

    То встать ему поможет друг,

    Всегда ему надежный друг

    В беде протянет руку.

    - Скоро закончится учебный год. Начнутся самые длинные, самые долгожданные и веселые каникулы. Как вы думаете, чего или кого вам будет не хватать в самое любимое время для всех школьников?

    - Целых 4 года мы проучились вместе, общались друг с другом на уроках и внеклассных мероприятиях, а это почти 1500 учебных дней, множество уроков и перемен, совместные поездки и праздники.

    - Я думаю, что каждому бы очень хотелось, чтобы на протяжении этого времени рядом находился верный школьный друг, человек, который всегда придет на помощь, спросит: "Как дела?", иногда подскажет на уроке, поговорит с тобой на перемене.

    - А каким же должен быть настоящий друг? Как вы продолжите высказывание: « Друг – это…»

    Легенда.

    •В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то.

    - Как вы думаете, что написал старец?

    Обсуждение в группах. Высказывание предположений детей.

    - Правитель посмотрел и удивился: на листе 100 раз было написано одно и то же слово ПОНИМАНИЕ.

    - Почему так важно понимать друг друга?

    V. Закрепление и осмысление нового материала.

    1. Работа в группах.

    • Составление портрета коллектива.

    -Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Но, будучи очень разными, каждый из вас привносит в наш коллектив что – то свое и из этого складывается общая атмосфера в нем.

    - Я предлагаю открыть сейчас «Ярмарку достоинств». Необходимо купить качество, которого вам не хватает в дружбе, «заплатив» тем качеством, которого у вас в избытке. Через одну минуту открытие Ярмарки.

    - Для того, чтобы класс стал настоящим сплоченным коллективом, предстоит всем вместе приложить немало сил. Это сделать нелегко, мы все такие разные, с разными привычками, взглядами, и т. п. И все же мы должны учиться строить отношения, договариваться между собой.

    -Когда людям легче договориться друг с другом?

    - Людям легче решать возникающие проблемы, легче уживаться друг с другом, когда они вместе и придерживаются каких-то единых правил.

    - Придумайте по три правила, которые необходимы вашему коллективу, чтобы он был по – настоящему дружным. Правила должны быть понятными, выполнимыми и краткими.

     VI. Обобщение и систематизация знаний.

    Синяя шляпа – подведение итогов, рефлексия.

    Известно, что человеческие эмоции всегда можно прочесть по лицу. Если человеку хорошо рядом с другими, то он улыбается, смеется, жизнерадостный.

    Если плохо – он плачет, грустит, скучает.

    Нарисуйте свое лицо на моделях, которое будет отражать, как вы себя ощущаете в коллективе.

    - Расположите свои лица на доске.

    - Как показать, что мы должны быть единой командой, чувствовать плечо друг друга, помогать?

    (круг – символ единства, тепла, недаром ведь солнце имеет форму круга).

    Давай с тобой обнимемся

    И над Землей поднимемся,

    Тепло сердец соединим

    И станем солнышком одним!

    - Теперь я надеюсь, каждый из вас имеет представление, что такое коллектив и каким должен он быть.

    У нас на доске такой веселый, дружный хоровод, но неживой. Как его оживить?

    VII. Итог урока.

    Нас в нашем классе двадцать пять.

    Мы любим учится, мечтать и играть.

    Вместе ведь легче по жизни идти,

    Трудности нам не страшны в пути.

    Надо лишь за руки взяться всем вместе –

    Ведь с коллективом жить интересней.

    - Поднимите руки вверх: «Один за всех и все за одного!»

    - Сегодня мы еще раз убедились, что каждый из нас может быть хорошим другом, а наш коллектив очень сплоченный.

    - Кто из вас может сказать: «Коллектив начинается с меня». Почему?

    - Представьте, что наш коллектив - это живое существо, которому будет очень приятно в свой адрес услышать добрые слова. Попробуйте высказать свое отношение к нашему классу и одноклассникам (по кругу).

    - Я надеюсь, что этот разговор пойдет вам на пользу. Вы будете более внимательными к друзьям, уважать их, будете всегда готовы прийти на помощь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа классного руководителя "Мир начинается с меня"

    Моя задача как классного руководителя: помочь ребенку «Сотворить свою судьбу!». Помочь стать не только физически здоровой, но и нравственно здоровой личностью удовлетворенной своим положением в общест...

    проект "Здоровая планета начинается с меня"

    «Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о сво...

    Родительское собрание "Здоровая планета начинается с меня"

    Данный материал можно использовать для проведения родительского собрания....

    Этическое занятие-практикум "Коллектив начинается с меня"

    Данное занятие проводится в 3 классе по программе А.И. Шемшуриной "Этическая граматика".  Цель занятия - формирование ценностного отношения к коллективу и формирование позиции, что коллектив начи...

    Классный час "Дружба начинается с меня"

    Дружба – это первые тёплые чувства, которые ребёнок испытывает не к членам своей семьи. Дружба открывает новые возможности для удовлетворения тех потребностей ребёнка, которые не были  до сих пор...

    Конспект урока и презентация по педагогике 3 класс "Коллектив начинается с меня"

    Конспект урока и презентация  классного часа по теме: "Коллектив начинается с меня"...

    Родительское собрание: "Здоровая планета начинается с меня"

    Данный материал можно использовать для проведения родительского собрания....