Программа Милосердие
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Панкова Галина Владимировна

Экспериментальная авторская программа по теме:"Милосердие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_miloserdie.docx35.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Уроки милосердия 3 класс

УМК «Перспектива»

  1. Роль и место дисциплины

Согласно базисному (образовательному) плану всего на изучение предмета «Уроки милосердия»  в 3 классе выделяется  33 часа (1 час в неделю).  

  1. Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена на основании авторской программы учителя начальных классов Новолядинской средней школы Зубовой Галины Дмитриевны.

Введение учебного курса «Уроки милосердия» в 3 классе на начальной ступени образования гармонично дополняет содержание образовательной области ФГОС «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии.  Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей.

  1. Цели и задачи

Цель: формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных         отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

Задачи:

       •        Способствовать осознанию младшими школьниками понятий совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье, Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и Отечеству, духовности.

       •        Сформировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира.

       •        Научить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций.

       •        Сформировать потребность в построении собственной поведенческой модели в соответствии с законами духовности.

       •        Содействовать развитию волевой сферы ребенка – осознанности поведения, самоконтроля.

       •        Развивать интерес к чтению православной и художественной литературы.

       •        Способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.

       •        Воспитывать ответственность за свою жизнь, за жизнь близких, окружающий мир.

  1. Специфика программы

           Целенаправленная  организация и планомерное формирование учебной деятельности способствуют развития личности, воспитания нравственных качеств и создаёт реальные психологические  условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребёнка, которые в полной мере определяют внутренний мир ребёнка.

  1. Основные содержательные линии

Материал курса «Уроки милосердия» представлен следующими содержательными линиями:

формирование на основе знакомства с православной культурой высоких ценностных отношений к духовному, историческому и культурному национальному наследию и воспитания качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.

  1. Структура программы

 В целом начальный курс урока милосердия представлен как совокупность понятий о совести, душе, нравственности, благодарности, роде, семье. Родине, прощении; обогащению и наполнению реальным содержанием представлений о благе (добре), истине, красоте, служении людям и отечеству, духовности, правил жизни, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и духовного развития младших школьников.

  1. Требования к результатам

Личностные

У учащегося будут сформированы:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

У обучающихся могут быть сформированы:

- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, окружающего мира;

- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении.

         Универсальные учебные действия:  

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с

учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

Учащийся научится:

- ориентироваться в учебных пособиях (система обозначений, структура текста, словарь, содержание);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков;

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

- группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

получат возможность научиться:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- сопоставлять информацию, представленную в разных видах;

- выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

- осознавать ценность семьи, человеческой жизни,  основных норм религиозной морали, понимание их конструктивных отношений в семье, обществе и с окружающей природой

- осмысливать духовно-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию

- анализировать и оценивать поведение и поступки людей

- соблюдать правила нравственных взаимоотношений в коллективе, свободно общаться в типовых ситуациях повседневности

- осмысливать, почему нужно уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

  1. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-зачёт. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа  в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля, самопроверки. В ходе прохождения программы учащиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

Типы уроков:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – урок рефлексии

ОК – урок обучающего контроля знаний

  1. Итоговый контроль

Оценка знаний и умений обучающихся осуществляется с помощью творческих заданий, проектов и проверочных работ обучающего или контролирующего характера. Характер заданий для проверки умений, навыков, знаний терминов, доступен для учащихся и

построен на пройденном и отработанном материале. Предлагаемые задания имеют целью обеспечить необходимый уровень обратной связи

для учителя, а также необходимый уровень мотивации дальнейшего изучения «Уроков милосердия» для учащихся, показывая им реальный

уровень, их достижений и определяя проблемные области.

  1. Объём и сроки обучения

В третьем классе — 33 часа.

1триместр –  ____ч.

2 триместр – ____ч.

3 триместр – ____ч.

Программно-методическое обеспечение

По уроки милосердия в 3 классе

  • Г.Д. Зубова. Уроки милосердия. Учебное пособие для учащихся 3 – х классов. Тамбов. 2014 г.
  • Литература и средства обучения

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество                

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Уроки милосердия

К

2

Примерная программа начального общего образования по уроку милосердия.

Д

3

Таблицы и схемы.

Д

Печатные пособия

1

Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования  по урокам милосердия.

Д

2

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по урокам милосердия.

Ф+Д

Экранно-звуковые пособия

1

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Д

2

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения .

Д

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроки милосердия  3 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Милосердие в семье

(15 часов)

Семейные традиции.  Чти отца твоего и матерь твою.  Красота истинная и ложная. Жертвенная любовь.  

Повторение пословиц по данным темам. Обсуждение рассказов, которые изучали в первом и втором классах о том как родители, дедушки и бабушки приучили своих детей и внуков к милосердию. Знакомства с рассказами Игумеи Таисии (Солоповой) «Как мама приучила меня к милосердию», Монаха Симеона Афонского «Мальчик и очки», «Детское сердце», Т. Борисова «Апельсин», Л. Родиной «Не сын, а свин», Б. Балашова «Внук», И. Глазунова «Сказка о непочтительном сыне», Монаха Варнавы «Рыжий заяц», «Красота», М. Кравцовой «Воспоминания о царственных мучениях»,Б. Ганаго «Добрая сестра», «Преподобный Серафим Саровский», А. Худошина «Паисий Афонский», «Доброта и любовь побеждают зло» О. Клюкина «Муха и пчела».

Выполнение творческих заданий после прочтения рассказов. Разработка проекта на тему: «Чти отцы твоего и матерь твою».

Милосердие к ближним

(15 часов)

Дружба. Истинная и ложная дружба. Лучше ссоры избежать, чем её прекращать. Примеры святых по предотвращению конфликтов. Отношения к врагам святых людей. Православные традиции праздника Рождества Христова.  Православные традиции праздника Светлая Пасха.  Кто мой ближний? Золотые сердца.  «Не укради!». «Не лги».  Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих. Библейские законы войны.

Обсуждение православных традиций праздника Рождества Христова (пост, сочельник, уборка в доме, рождественская

елка, посещение всей семьёй праздничной службы, украшение в храме, святки, христославы, вертеп. Разработка проекта на тему: Выпуск журнала «Вифлеемский звон». Обсуждение православных традиций праздника Светой Пасхи. Знакомство с рассказами М. Салтыкова – Щедрина «Пелагея Ивановна», Е. Санина «Предание о том, как было подарено первое красное яйцо». Знакомство с Евангельской притчей «Милосердный самарянин». С рассказами Монаха Симеона «Трусиха и смельчак», Б. Ганаго «Пожар», о. Шепельковой «Золотое сердце», О. Малишевской «Иоанн Шанхайский», М. Алёшина «Амвросий Оптинский», знакомство с его поучениями, Г. Ханова «Святой лука», В. Воскобойникова «Плачущий генерал», А. Худошина «Афон». Знакомство со сказкой Монаха Симеона Афонского «Сказка о пуговице»,  С. Фонова «Святой воин Фёдор Ушаков». Выполнение творческих заданий после прочтения рассказов. Разработка проектов на темы: «Времён связующая нить…», Исполни заповедь «Не укради!».

Доброе отношение к природе

(3 часа)

Счастлив человек, который и животных милует. Как аукнется, так и откликнется.

Знакомство с рассказами А. Худошина «Святой Герасим и лев», В. Денисова «Детство в блокаде» (сравнивают, рассказы делятся своими размышлениями с одноклассниками), Б. Ганаго «Сказочное слово» (делают вывод по прочитанной истории). Знакомство с рассказом из сборника «Зёрнышки» «Разорённое гнездо» (подбирают пословицы к данному произведению). Обсуждение рассказа О. Клюкина «Девочка и морская звезда». Составление кроссворда на тему «Спешите делать добро» и выполнение слайдовой презентации к житию любого святого. Выполнение творческих заданий после прочтения рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка «Милосердия»

Проблема  духовно-нравственного воспитания молодого поколения всегда была и остается одной из главных в педагогике .воспитание призвано развивать,укрекплять и поддерживать в детях гуманное,...

Программа Милосердие

Воспитательная программа "Милосердие"...

Реализация программы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся. Благотворительная акция "Милосердие"

"Единственное  истинное  счастье  в  жизни  -  это  жить  для  других."  Лев Толстой...

Программа духовно-нравственного воспитания "Путь к милосердию"

Основная цель программы: «Воспитание нравственной и духовной личности путем включения ребенка в активную социальную деятельность».Программа духовно-нравственного развития   содержит теоретич...

Урок милосердия на тему "Проявляй милосердие"

Цель: формировать чувство милосердия Оформление: плакат «Учи свое сердце доброте»....

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...

Программа «Милосердие» в рамках урока ОРКСЭ

Учебные занятия по «Основам православной культуры и этики» призваны решать задачи воспитания, связанные с  формированием основ христианского миропонимания, определённых нравственных п...