урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Род и семья - исток нравственных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Род и семья – исток нравственных отношений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

П. перерабатывать  полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса  

Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать  своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Цель урока

Формирование представлений о моральных правилах человека в отношении к окружающим людям.

Основные понятия, изучаемые на уроке

доброта, любовь, милосердие

Средства ИКТ, используемые на уроке

 устройство для воспроизведения CD, классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

притча  «Две матери», плакат с изображением генеалогического древа, словарь слов, стенд-музей родителей,  стихотворение В. Крючкова

«Россия, я твоя росинка»,  «Что такое Россия?»

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

11 минут

   – С каким настроением пришли на урок? ( «Радуга настроения».)

– Пора зажечь огонек добра.

Учитель. Посмотрите на огонек. Вы спокойны, вам  хорошо и уютно. Закройте глазки. Откройте ваши ладошки. И вот уже кончики ваших пальцев чувствуют тепло нашего огонька. Тёплая волна побежала к самому сердечку. С каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Ваше сердце наполнено любовью. Вы готовы подарить свою любовь родным и близким, тем, кто рядом с вами сейчас. Попросите прощения у того, кого вы обидели неосторожным словом или нечаянным поступком.

Откройте глазки. Пожелаем друг другу хорошей работы.

Освоение темы, постановка и решение проблемы. Род и семья – исток нравственных отношений

1. Чтение  пословицы  «Почитай  (уважай)  отца  и мать – будет в жизни благодать!».

–  Как понимаете слово «БЛАГОДАТЬ»?

– Предлагаю вам сегодня подумать, поразмышлять, чтобы понять смысл данной мудрости. Игра «Дети – родители».

Дети делятся на три группы: «Дети», «Родители», «Эксперты».

В о п р о с ы  группе «Родители»:

Как вы заботитесь о детях?  

 Какими вы видите своих детей в будущем?

– Огорчают ли вас дети?

В о п р о с ы  группе «Эксперты»:

– Всегда ли дети ведут себя достойным образом?

В о п р о с ы  группе «Дети»:  

Как могут дети проявлять свою заботу о родителях уже сейчас? А в будущем?

– Как вы проявляете  заботу о своих родителях? (Чем вы можете помочь, если у родителей неприятности на работе, если плохо себя чувствуют?  Как повысить настроение папе, маме? Как помочь маме вести домашнее хозяйство? Какой объем домашних дел должен взять на себя ты, чтобы мама увидела в сыне/дочери настоящего помощника? Как проявить особое внимание к маме, чтобы она почувствовала внимание и заботу сына/дочери?

Принято ли вести разговор за чашкой чая? Рассказывают ли родители о том, какая любимая игрушка у них была в детстве, любимая книга, любимая театральная роль в детском саду?)

Регулятивные УУД:    рефлексия своих чувств

Личностные компетенции: Вижу, слышу, чувствую».

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».

 

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

    

Чтение учителем притчи  «Две матери».  (смотри приложение)

Беседа.

–  Какую мать можно считать счастливой? Почему?

–  Если бы в наших силах было изменить ход событий, чтобы вы изменили в этой истории?

– В погоне за славой и известностью сын Белокосой женщины растерял важные человеческие  качества. Его сердце тоже стало «больным». Давайте полечим сердце сына.

На парте у каждого шаблон сердца, вырезанного из бумаги. На нем ученики пишут ручкой качества: доброта, любовь, милосердие и т. д.

Учитель. Я думаю, что вы счастливые дети, потому что «счастлив тот, кто счастлив дома». Семейное счастье и благополучие рождается, когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами.

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, классификация и т.п.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

9 минут

 – Откуда мы родом? «Из детства!» – скажете вы и будете правы.

Детство  было у всех: и у ваших родителей, и у дедушек, и у бабушек – через века тянется цепочка событий, в которых участвовали ваши предки – знаменитые и не совсем, герои и самые обыкновенные люди. Знаете ли вы их поименно? Вряд ли. Храните ли вы их вещи: ордена, портреты, письма, дневники, документы? В буднях великих строек, в дыму военных  пожарищ  невольно  многие семьи растеряли самое дорогое – память о прошлом.

Но мы не должны быть людьми без памяти. Мы хотим знать свое прошлое, биографии своих родных и близких, историю Отечества. Конечно, в музеях, в архивах, по книгам и картинам можно узнать, когда основан тот или другой населенный пункт и почему он так называется. И это хорошо, полезно, интересно, но…

 Но разве не интересна история каждой семьи? Мы сделали большой семейный стенд, представляющий фотолетопись ваших семей, ребята, и хотим рассказать о воспоминаниях дедушек и бабушек, как рождалась, пополнялась та или иная семья наших учеников, какие у нее обычаи.

Выходят ученики по одному и рассказывают или читают о своих родных.

 Прошлое есть и у вашей семьи. Значит, история вашей семьи является частью истории страны. У каждого есть большая родня – это наши предки, которые создали, защищали наше Отечество, нашу Родину, имя которой – Россия!

Ученица читает стихотворение В. Крючкова.

Стихотворение В. Крючкова «Что такое Россия?» читает ученик.

 (смотри приложение)

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

10 минут

Игра «Дом моей мечты».

Учитель. Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть. Место, где человеку тепло и уютно. Сегодня каждая группа может построить дом своей мечты. Пусть ваша команда  превратится в строительную бригаду. Предлагаю каждой бригаде набор кирпичей. Сумейте договориться, из каких кирпичей вы построите дом.

«Кирпичики»:

– зависть, ложь, обман, предательство, обида, грубость, корыстолюбие, трусость, лень, малодушие, безответственность, лицемерие, неуважение, пренебрежение, непорядочность;

– доброта, честность, порядочность, благодарность, сострадание, трудолюбие, отзывчивость, сочувствие, справедливость, воспитанность, доброжелательность, принципиальность, смелость, обязательность, помощь,  уважение, ответственность.

 Выступления представителей строительных бригад с защитой проектов «Дома моей мечты».

 Путешествие за семенами (под музыку).

Учитель. Далеко-далеко за морем, высоко в горах растет удивительный цветок. Расцветает он ранней весной, цветет все лето до поздней осени. Есть у цветка изумительное свойство: он очищает воздух. Кто дышит воздухом вблизи этого цветка, тот никогда не болеет. Я там была этой осенью и собрала для нас семена этого цветка. Из этих семечек уже проросли цветы. Давайте их посадим вокруг нашего дома. Я сажаю свой цветок с пожеланием, чтобы люди жили до глубокой старости в полном здравии, без болезней и неприятностей.

Учащиеся делятся своими чувствами.

 Семейные заповеди:

– свято храни честь своей семьи;

– люби свою семью и делай её лучше;

– будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

– подари родителям радость;

– умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

– жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

 

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

5 минут

 

Подведение итогов   рефлексии по пунктам:

  1. Сегодня я узнал (а).
  2. Я понял (а)…
  3. Я почувствовал (а)…
  4. Я научился (лась)…
  5. Я смог (смогла)…
  6. Было интересно…
  7. Меня удивило…
  8. Мне захотелось…
  9. Урок дал моей жизни…

По каждому пункту вслух спрашиваются 2-3 человека (в зависимости от ресурса времени).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

Написать сочинение о своей семье

Материал к уроку

притча  «Две матери».

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

– Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, – говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Вот для чего хочется жить…

– А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, – сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, но молчали о сыновьях.

Наконец, Чернокосая первой спросила:

– Кем же стал твой сын?

– Выдающимся музыкантом, – с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города, его искусство пользуется огромным успехом.

– А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

– Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

– Все-таки счастье тебя обошло, – сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», – сказал он на прощанье и поцеловал ее.

А к Белокосой матери никто не пришел. Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, передавал приветы от внуков, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришел. Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких ни шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.

стихотворение В. Крючкова.

Россия, я твоя росинка,

Песчинка малая твоя,

Когда метель – твоя снежинка

В ручье – я капелька ручья.

Из этих капелек – росинок –

Большие реки потекли,

И если б не было песчинок,

Тогда бы не было земли.

Стихотворение В. Крючкова «Что такое Россия?»  

Что такое Россия?

Равнины?

Ледяное мерцание звезд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берез?

Да, все так.

Но не только… не только…

В ней есть север, и юг, и восток,

И ее соловьиное горло

Исторгает печаль и восторг.

Ее речь неторопка, напевна

И пленяет своей прямотой.

Здесь гордится любая деревня

Неказистой своей красотой.

Что такое Россия?

Не знаю.

Да и кто это знает вообще?

Это за морем пусть гадают

О загадочной русской душе.

На что и клад, коли в семье лад.

Любовь да совет — так и горя нет.

Согласье в семье - достаток в дому,
раздоры в семье - пропадать всему.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Добрая семья прибавит разума-ума.

В своей семье не велик расчет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В родной семье и каша гуще.

За общим семейным столом еда вкуснее.

Волшебная копейка

Причта

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

ПРИЧТА  «Семь дочек»

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери. 

 

– Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, – сказала первая дочь. 

 

– Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, – проговорила вторая. 

 

– Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, – щебетала третья. 

 

– Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, – говорила четвёртая. 

 

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – промолвила пятая. 

 

– Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, – сказала шестая. 

 

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

ПРИТЧА о Родине

Жил Человеку там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.
         Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить.
         Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
         Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
         Просила его душа, о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
         Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
         Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
        - «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
         Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
         Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
         А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
        Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
         Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
         И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,
которое не купишь ни за какие богатства мира.

        Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

Гимн семье Группа Инь-Ян

Хрустальным голосом капели

Звенит ребячий смех чудесный

И мать сидит у колыбели,

Дитя лаская тихой песней.

 

И дом молитвой освященный

Стоит открытый всем ветрам,

И учит бабушка внучонка

Словам: «отчизна», «мама», «храм».

 

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

 

Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства

Страны моей, моей России.

 

Семья - источник изначальный

Небесным ангелам хранимый.

И грусть, и радость, и печали -  

Одни на всех, неразделимы.

 

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

 

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни Господь очаг семейный,

Любовь любимых охрани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"

Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...