Главные вкладки

    Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе по теме : "Человек рождён для добра"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Лидия Ивановна Кравченко

    Целью данного урока является формирование у школьников мотивации к осознанному, нравственному поведению, осмыслению понятия добра, милосердия, воспитывать великодушие, милосердие, сострадание, учить делать добро.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_orkse_4_klass.docx37.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ФИНАНСОВОРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КХОЗЯЙСТВЕННОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»  

    АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    ЕЖЕГОДНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «ИСТОКИ МАСТЕРСТВА» СРЕДИ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС НОО

    Номинация : «Лучшая разработка урока по ОРКСЭ»

    УРОК по курсу ОРКСЭ

    (Модуль «Основы светской этики»)

    по теме: «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ ДОБРА »

     

    Работу выполнила

    Кравченко Лидия Ивановна,

    учитель начальных классов

    Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Армянска  

    Республики Крым  

     

    Армянск - 2016

    УРОК по курсу ОРКСЭ

    (Модуль «Основы светской этики»)

    по теме:

    «ЧЕЛОВЕК РОЖДЁН ДЛЯ ДОБРА »

    Цель урока:

    Образовательная:

    формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, осмысление понятия добра, милосердия,  ввести понятие сердечности; научить делать добро.

    Развивающая:

    развивать мышление, умение думать, любить, чувствовать сердцем.Воспитательная :

    воспитывать великодушие, милосердие, сопереживание, сострадание.

    Задачи:  

    1. формирование способности к духовному развитию;
    2.  формирование основ нравственного самосознания личности;
    3.  развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, милосердия, сострадания.
    4.  побудить стремление совершать добрые дела.

    Предметные результаты:

    -формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: доброта, понимание, милосердие, любовь.

    Метапредметные результаты:

    -регулятивные – формировать тему и цели урока,готовность к преодолению трудностей. Формирование установки на поиск способов решения трудностей.

    -познавательные - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,построение логической цепи рассуждений, ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать, применять полученную информацию;

    -коммуникативные -участвовать в работе группы,договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

    Личностные результаты:

    -развивать умение анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, обучать анализу жизненных ситуаций,выбору нравственных норм поведения.

    Тип урока:изучение нового материала.

    Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

    Методы: проблемно-поисковый, системно- деятельностный.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация, учебник, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля, карточки для  взаимооценивания.

    Господи! Даруй мне сердце

    сильное, но нежное,

     любящее и верное,

    мудрое и благородное,

    горячее и созидающее!!!

    Ход урока

    1. Организационный этап.

    Эмоциональный настрой детей на занятие.

    -Круг  радости. Приглашаю всех в круг.  

    Игра «Доброе слово»  (Дети становятся в круг и по очереди  говорят  друг другу  приятные  слова)

    -Добрый  день!

    -Здравствуй, друг!

    2.Тема, цель, задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

    Вступительная беседа

    -Кто говорит вам добрые слова каждый день?

    - Кого вы больше всего на свете любите?

    -Кто, по-вашему, сильнее всего любит вас?

    -В чем выражается эта любовь?

    Догадались о чём будем говорить на уроке?

    (-Мы будем говорить о добре и какую роль оно играет в жизни каждого человека.)

    Подберите слова  созвучные с милосердием (доброта).

    Подберите антоним к слову добро. Слайд №1.

    1. Актуализация знаний.

    - Где живёт добро?

    - Как вы понимаете смысл изречения на доске?

    - Доводилось ли  вам творить добрые дела?

    - Какое чувство испытывало ваше сердце?

    - Чему же мы будем учиться на уроке (научимся добру).

    -Можно ли сразу дать ответ, что такое добро?

    План нашей работы.

      - Будем искать.

                                                    - Обсуждать.  

           - Делать выводы.

    1. Первичное  усвоение  новых знаний.

     

    Тихо звучит музыка и пение птиц.

    - Представьте, что вы в роще. Вокруг вас растет много деревьев. Вот высокая, стройная береза. Вы смотрите на ее белый ствол, гибкие ветки, зеленые листочки. Легкий ветерок нежно колышет тоненькие веточки. Улыбнитесь березке!

    Прослушивание  сказки М. Сребцовой «Сердце матери».

    Большая красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками — тонкоствольными березками. Своими раскидистыми ветвями Береза-мать защищала дочек от ветра и дождя, а жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.

    Однажды в лесу разыгралась сильная гроза. Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».

    Не успела Береза мать договорить, как раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла.

    Ни на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям: «Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.

    С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка, услышите, как бьется в нем материнское сердце…

    Беседа по сказке

    - Как вы думаете, почему Берёза не загорелась, когда в нее ударила молния?

    - Как мать Берёза относилась к своим дочерям?

    - Какие качества присущи всем мамам на свете?

    - Мама на земле добрее всех!

    - Мама !Дарит сказку, дарит смех!

    - Мама мир подарила, жизнь подарила мне и тебе!

    И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мама, её ласка, её теплый взгляд. Добро-это ….

    Библия(Новый Завет) гласит:

    «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добро».

    - Продолжите мысль: «Злой человек из…»

    - Где мы можем узнать определение слов «добро, милосердие, зло»?

    Работа со словарями Даля и Ожегова. Работа в группах (слайд № 2)

    Первая группа ищет слово «добро».

    Вторая – «милосердие».    

    - Может человек жить без доброты?

    - Только ли слова должны быть добрыми?

    - Какие добрые поступки вы совершили?(в школе, в транспорте, дома,)

    - Из каких слов состоит слово «милосердие»?

    - Чем похожи толкования? Сравнить. Вывод.

     - Добрые поступки помогают нам жить, утверждают нашу гуманность, взаимопонимание, взаимоуважение.    

    Зло- то, что способствует моральной деградации общества, толкает к дурным привычкам

    Доброта, милосердие - многолики. Потребность в них ежечасная.

    Милосердие и доброта - как два крыла, на которых держится человечество. Говорим больше добрых слов родным, друзьям, любимым и знакомым, пусть станет  теплее на сердце.

    Работа с учебником. Беседа в форме дискуссии.

    - Как Вы понимаете высказывание «Человек рождён для добра»?

    -Вспомните золотое правило этики.    

    -  Быть радушным - означает радоваться другому, доброжелательным - означает желать добра. Твори добро и добро к тебе вернется.

    Научимся добру. Научимся останавливать зло.

    1. Первичная проверка понимания.

    Решение проблемной ситуации.

    Цель : выработать умение оценивать свои поступки, их последствия.

    Инсценировка  и анализ  рассказа В. Сухомлинского «Именинный обед».

    - А сейчас, дети, посмотрите сценку. Подберите к ней заголовок.

    У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры и бабушка.

    Нина самая младшая: ей восьмой год. Бабушка – самая старшая: ей восемьдесят два года. У бабушки  дрожат руки. Несет ложку бабушка - ложка дрожит, капельки падают на стол.

    Скоро день рождения Нины. Мама сказала, что на ее именины у них будет праздничный обед. На обед Нина пусть пригласит подруг.

    Вот и настал этот день. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: это же бабушка сядет за стол, а у нее же руки дрожат. Подруги будут смеяться. Расскажут потом в школе, как у Нининой бабушки руки дрожат.

    Нина тихонько сказала маме:

    - Мама, пусть бабушка не садится за стол сегодня.

    - Почему? – удивилась мама.

    - У нее руки дрожат. Капает на стол.

    Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала ее в шкаф.

    Долго сидела молча, потом сказала:

    - У нас сегодня бабушка больна. Поэтому именинного обеда не будет.

    - Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком!

    (Варианты заголовков:«Праздничный обед», «Бабушка больна», «Будь настоящим человеком».)

    - Назовите всех членов семьи Нины.

    - Кто был старшим, а кто – самым младшим?

    - Какое настроение царило в семье до разговора Нины с мамой и после него?

    - Почему слова Нины так поразили маму?

    - Объясните, как вы поняли пожелание матери: «Будь настоящим человеком»?

    - Как вы считаете, поняла ли Нина свою ошибку?

    - Если да, то попробуйте продолжить этот рассказ.

    - Как бы вы поступили в таком случае?

    Расскажите о своей бабушке.

    - Как вы проявляете заботу о ней?

    - Как Вы проявляете  милосердие к старшим людям?

    Проблемно-философская ситуация

    Работа в группах по выбору.

    - Где рождается добро и милосердие?(В сердце)

    Первая группа.

    - Древняя мудрость гласит: «Солнце всех солнц есть Сердце».

    - Как вы это понимаете?

    Вторая группа.

    - Сердце – зеркало души.

    Как понимать  эту мудрость?

    Третья группа

    - Что же есть наше Сердце? Подберите слова, связанные сердечной

    добротой (слайд № 3).

    Сочувствие        

    ПрЕданность

    Радость

    Доброта

    СолнЦе

    СовЕсть

    Отчёт групп. Взаимооценивание.

    6. Первичное закрепление

    Сказка о Сердце

    Когда-то, в давние времена, жили люди, очень увлекающиеся разными соревнованиями. Они состязались в беге, в прыжках, в испытании силы мускулов. Всё это каждого радовало или огорчало, вызывало счастливый смех или слёзы.

    Однажды, во время очередных соревнований, человек, которого никто не видел до этого, обратился к ним со словами: «Вы состязаетесь в проявлении силы разных частей человеческого тела. Но вы забыли о самом главном, о Сердце…Соревнуйтесь в проявлении великодушия!

    Творческая работа «Великодушное сердце». Групповая  работа.

    Великодушное, доброе Сердце больше всего похоже на Бога (Роберт Бернс).

    - Раскрасьте контуры сердечек цветами-качествами, необходимыми человеку, чтобы стать великодушным. Напишите на сердечке имя самого великодушного человека в классе.

    На обратной стороне рисунка дети разукрашивают цвета, символизирующие разные качества сердца великодушного человека.

    Красный –любящее

    Зелёный -благородное

    Желтый –доброе    

    Оранжевый -нежное

    Голубой –сильное

    Отчёт групп.

    Работа в группах. Распределите слова на две группы. Добро и зло.

    - Всегда люди стремились к добру.

    - Какие качества присущи доброму человеку? И злому?

    Улыбка                Безразличие

    Доброта                Злость

    Милосердие        Жадность

    Скромность        Жестокость

    Дружелюбие        Зависть

    Слайд № 4.

    Взаимопроверка.

    Физ. минутка.

                 Вот мы руки развели,

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились.

    Наклонились, выпрямились.

    Наклонились, выпрямились.

    Ниже, ниже, не ленись,

    Поклонись и улыбнись.

    Работа в группах.

    Первая группа,

    Создают первый в мире Словарь о добром сердце.

    Мудрое, любящее, сочувствующее, всепрощающее, доброе, золотое, нежно.

    Вторая группа.

    Составляют правила доброты.

    - Будь милосердным.              

    - Помогай людям.

    - Защити слабого.

    - Не причиняй вреда другому.

    - Прощай ошибки.

    Вывод. Взаимооценка.

    Легенда о сердечной теплоте.

    Два молодых страуса были вне себя от горя. Всякий раз, как самка принималась высиживать яйца, те лопались под тяжестью ее тела.

    Отчаявшись добиться своего, они решили отправиться за советом к умной бывалой страусихе, жившей на другом конце пустыни.

    Много дней и ночей пришлось бежать им, пока они не добрались до цели.

    – Помоги нам!– взмолились оба.– Вразуми и научи нас, несчастных, как высиживать яйца! Сколько мы ни старались, нам так и не удалось получить потомство.

    Внимательно выслушав их горестную историю, умная страусиха сказала в ответ:

    – Дело это многотрудное. Помимо желания и старания здесь надобно еще кое-что.

    – Что же?– разом воскликнули оба страуса.– Мы на все согласны!

    – А если так, слушайте и запоминайте! Самое главное – это сердечная теплота. Вы должны с любовью относиться к снесённому яйцу, постоянно заботясь о нем, как о самой дорогой для вас ценности. Только теплота ваших сердец способна вдохнуть в него жизнь.

    Окрылённые надеждой страусы отправились в обратный путь.

    Когда яйцо было снесено, самка и самец принялись бережно ухаживать за ним, не спуская с него глаз, полных любви и нежности.

    Так прошло немало дней. Но их вера, терпение и старания были вознаграждены. Однажды в яйце что-то дрогнуло, оно треснуло и раскололось, а из скорлупы выглянула пушистая головка крохотного страусенка.

    - Какая главная мысль легенды?

    - Чему учит легенда?

    - Тепло нашего Сердца творит чудеса!

    Дидактическая игра «Аукцион пословиц».  Работа в группах.

    Нет лучшего дружка,                                тот вовеки не погибает.

    При солнышке -тепло,                                 да не больно опустит.

    Мать высоко руку подымет,                        при матушке- добро.

    Кто мать и отца почитает,                        чем родная матушка.

    Птица рада весне,                                а ребенок матушке.

    Отчёт групп.

    Работа в парах. Соберите пословицу. Слайд № 5.

    В ком добра нет,                            в том и правды мало.

    Не одежда красит человека,       себя хвалит.

    Доброе дело-                                   а добрые дела.

    Худо тому,                                      плохое на ум не пойдёт.

    Учись доброму,                              кто добра не делает никому.

    Взаимопроверка.

    Клуб «Знатоки».

    Назовите сказки, в которых добро побеждает зло. Слайд № 6.

    Оцени поступок. Обсуждение ситуаций. Слайд № 7.

    1. Домашнее задание. Создать для портфолио «Страничку добрых

    дел». Акция «Милость сердца». Подарки для первоклассников.

    Ведь делать добро так здорово! Слайд № 8.

    8. Рефлексия. Акция «Подари свое Сердце». Слайд № 9.

    - Составление композиции «Планета добра».  Цель : сделать нашу планету красивой, доброй.

    - Я дарю свое сердце и благодарю …

    9.  Итог урока. Слайд № 10.

    Метод интервью. Работа с рубрикой «Вы узнали».

    - Удалось ли достичь цели урока?

    - Докажите, что человек рождён для добра.?

    - Что же такое добро? Добро это …Быть добрым значит …

    - Помни и всегда выполняй нравственные заповеди.

    - Люби ближнего, будь милосердный, твори добро!    

     

    Круг радости. Возьмите друг друга за руки и скажите добрые слова и так всегда - море, океан добрых слов. Подарите друг другу частичку сердечной теплоты!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

    Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Иван Саввич Никитин «В синем небе плывут надполями…»

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме:  Иван Саввич Никитин  «В синем небе плывут надполями…». Школа России....

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"

    Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....

    План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи». УМК «Школа России»

    Ц е л и: отработать навык определения наречий в речи; активизировать знания о члене предложения – обстоятельстве....

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

    Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Зачем творить добро?»

    Технологическая карта урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе по теме:  «Зачем творить добро?»...