Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_rab_progr.docx49.24 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ

Пояснительная записка

    Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: начальная школа. — М. : Вентана-Граф, 2014 и  реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2014

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом классе.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания  не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства), но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и религиозных верований. Исходя из этого особое значение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Четвероклассники могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют информационными умениями и способны работать с информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.).

Для реализации поставленных целей курса рекомендовано сочетание разных методов обучения – чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:

– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур; пятиклассники продолжают работать с рубриками учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков»;

– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);

– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).

Общая характеристика учебного предмета

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности. Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе.

Таким образом, характеризуя данный учебный предмет, следует подчеркнуть   его   интегративный   характер:   изучение   направлено   на   образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:

1.        Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (разделе «Многообразие культур народов России»).

2.        Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Какие ценности есть у человечества», «Культура каждого народа неповторима»).

3.        Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Культура, рождённая религией»»).

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  в основной школе является частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».

Основным средством обучения является учебник, который построен в полном соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

1.        Культуроведческий принцип определяет возможность широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с культурой, рожденной религией. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подрастающего поколения в обществе и воспитать важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толерантность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.

2.        Принцип природосообразности. В младшем подростковом возрасте у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу, взаимоотношениям людей и т. п., что позволяет приобщить её к философской стороне жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт младших подростков: особенности восприятия ими философских идей, тягу к эмоциональным впечатлениям, стремление к самоанализу и самостоятельности. Материал, который предоставляется для восприятия пятиклассникам, должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.

3.        Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор о ценностях, представленных как в традиционной народной культуре, так и в религиозной культуре. Более того, учитывая, что ведущей деятельностью подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, возникает необходимость создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами: организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций, обучением в парах, группах.

4.        Принцип краеведения. При обучении четвероклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном крае, городе, деревне может стать основой формирования системы ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого Отечества, а окружающая его культурная среда – один из элементов общероссийской культуры.

5.        Принцип        поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения постепенно углубляется и расширяется, школьники начинают решать более серьезные проблемные задачи.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.

Исходя из этого, главной особенностью этого курса является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. Прежде всего, речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.

Основными целями и задачами реализации данной предметной области средствами учебника «Духовно-нравственная культура народов России» в 4классе остаются следующие:

• совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

• углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;

• осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;

• становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

Планируемые результаты обучения

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

• готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные     качества,     позволяющие     успешно     осуществлять     различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая     группа     целей     передает     социальную     позицию     школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей
многонационального российского общества;

· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;

· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного
поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

          ·   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
              Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:

          ·  владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;

· овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);

·  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

·  умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

·  осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

·  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

·  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);

– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;

– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;

– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Универсальные учебные действия.

Познавательные:

– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;

– сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;

– различать культовые сооружения разных религий;

– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.

Коммуникативные:

– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;

– кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).

Рефлексивные:

– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;

– анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета.

Информационные:

– анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся:

·Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя.

·        Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов. 
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

·        Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.

·        Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя.

·        Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания
известных личностей.

·        Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей.

·        Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач.

К концу обучения учащиеся смогут научиться:

·        Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека.

·        Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
намечать способы саморазвития.

·        Работать с историческими источниками и документами

Поурочное планирование

по предмету

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России», 4 класс

авторы: Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Средствами учебника решаются основные задачи реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;

2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;

3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;

4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.

5. Развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.

В структуре учебника выделены содержательные линии, которые позволяют:

1. Кратко рассмотреть историю возникновения многонационального Российского государства, становление взаимоотношений между народами и рождение российской идентичности (глава «Россия – страна, объединившая народы»).

2. Показать своеобразие и самоценность национальных культур, существующих как в материальном, так и духовном выражении  (глава «Многообразие культур народов России»).

3. Раскрыть истоки становления общечеловеческих ценностей, показать в доступной младшему школьнику форме вклад различных религий в формирование  нравственных ценностей, законов и правил жизни в обществе (глава «Что объединяет разные народы»).

Отличительные черты учебника:

– обеспечение диалога различных культур: раскрытие на конкретных примерах из реальной жизни, истории России, религиозных учений взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур. Этому способствуют рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «Давайте знакомиться»;

– установление преемственных связей между разными предметами, которые изучаются в начальной школе: рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь»; 

– отражение основного содержания в иллюстративном ряде (рубрики учебника «Картинная галерея», «Работаем с картой», тематические фото и рисунки);

– последовательное введение новых терминов и понятий культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие словаря).                

№ п/п

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Примечания

Россия – страна, объединившая народы.

1

Россия – многонациональная держава.

Как все начиналось. Древняя Русь.

С.7 – 16

2

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

С.17 - 23

3

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа.

С.24 – 28

4

Как всё начиналось. Народы Сибири.

С.29 – 39

5

Русский язык– государственный язык России.

Когда люди объединяются.

С.40 – 48

Многообразие культур народов России.

6

Культура каждого народа неповторима.                            Что нам стоит дом построить. Заглянем в бабушкин сундук.

С.50 – 59

7

Приглашаем к праздничному столу.

С.60 – 66

8

Традиционные религии народов России. Войдём в православный храм.

Войдём в православный храм.

С.67 – 78

9

Войдём в буддийский храм.

Войдём в мечеть.

Войдём в синагогу.

С.78 – 87

10

Народные и религиозные праздники. Цаган Сар. Навруз.

Этот весёлый праздник Новый год.

С.88 – 92

11

Рождество. Пасха. Курбан-байрам.

С.93 – 96

12

День рождения Пророка. Шаббат – священная Суббота.

Шмуэль-тряпичник. Пурим.

Праздник Весак.

С.97 – 103

Что объединяет разные народы.

13

Как возникли правила.

Будь милосерден и добр

С.105 – 119

14

Почитай родителей. Три дочери (татарская сказка).

Будь щедрым, довольствуйся малым.

С.119 - 131

15

Не завидуй.

Не предавай.

С.132 – 138

16

Будь терпим, умей прощать.

С.139 – 144

17

Будь честным

С.144 - 151

Поурочное планирование

по предмету

 «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

                к учебнику- тетради «Основы светской этики», 4 класс        (модульная часть учебно-методического комплекта курса «ОРКСЭ»

автор: Виноградова Н.Ф.

        (2 полугодие – 17 уроков)

1

Введение. Чему учит этика. Об этике светской и религиозной.

С.4 - 10

                                                 Человек и его Родина.

2

Любовь к Родине – высшее нравственное чувство.

С.12 - 15

3

Семья – первая любовь человека.

С.15 - 19

4

Труд на благо Родины.

С.19 - 23

5

Защита Родины – долг гражданина!

С.23 - 28

                                                    Человек и природа.

6

Любовь к природе – что это значит?

С.30 - 36

                                               О добродетелях и пороках.

7

Делать добро!

С.38 - 42

8

Человек – член коллектива.      Трудолюбие – добродетель.

С.42 -  47

9

О сострадании и равнодушии. Щедрость и милосердие. Справедливость. О честности, правдивости и лживости.

С.47 - 56

10

Участвуем в проектной деятельности.

С.56

11

О жадности и зависти.

Быть терпимыми…

С.56 - 63

12

Участвуем в проектной деятельности.

С.63

13

Человек наедине с собой. Добродетели ума. Совесть – наших дел свидетель и судья!

С.64 - 71

                                                     Поговорим об этикете.

14

Общение – потребность человека. Что такое этикет и когда он возник? Школьный (деловой) этикет.

С.73 - 81

15

Гостевой этикет. Столовый этикет. Праздничный этикет.

С.82 - 92

16

Участвуем в проектной деятельности.

С.92

17

Подведём итоги.

Аннотация к рабочей программе

курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 учителей Е. В. Якимовой, И. Н. Деминой

     Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включен в образовательную область «Естествознание» учебного плана школы.

     Программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, федеральным базисным планом.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Виноградовой Н.Ф «Программы интегрированного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики ».

Рабочая программа по курсу представляет собой целостный документ, включающий: 

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета;

 - описание места учебного предмета в учебном плане;

- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- требования к уровню подготовки выпускников;

- содержание учебного предмета;

- календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;

 - характеристику контрольно-измерительных материалов.

Цели изучаемого курса: 

1. создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

2. содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

 3. создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

Основные задачи реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»:

  • воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно- нравственной культуры;
  • осознание того, что конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если он стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
  • формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;
  • осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека — это прежде всего наследие всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки из народного эпоса, фольклорных праздников, религиозных обрядов и др.;
  • становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям, развитие у младших школьников эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного;
  • понять, что многогранная российская культура как результат интеграции разных этнических культур.

 Главная задача — выделить в разных субкультурах общие ценности и показать их влияние на развитие цивилизации и на жизнь современного общества

Структура учебного курса

Учебный курс имеет комплексный характер и включает структурно и содержательно связанных друг с другом 6 модулей:

  • Основы православной культуры.
  • Основы исламской культуры.
  • Основы иудейской культуры.
  • Основы буддийской культуры.
  • Основы мировых религиозных культур.
  • Основы светской этики.

   

      Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

     Изучая курс, в соответствии с выбранным модулем, учащийся получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими ее характеристиками.

     В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю во втором полугодии 4 класса и 1 ч в неделю в первом полугодии 5 класса. В процессе изучения модуля предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала.

     Рабочая программа реализуется по УМК «Начальная школа 21 века». Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

      Для реализации программы используются учебники:

- Виноградова Н.Ф. Основы духовно – нравственной культуры народов России; Учебник для 4 класса. – М.: Вентана -Граф, 2013.

- Н.Ф.Виноградова «Основы православной культуры »: 4 класс: учебник – тетрадь для учащихся.- М.: Вентана -Граф, 2013.

- Н.Ф.Виноградова «Основы мировых культур »: 4 класс: учебник – тетрадь для учащихся.- М.: Вентана -Граф, 2013.

   

      Планируемые результаты освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики».

     В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие    смыслы:

  • каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
  • ни одна культура не может быть лучше другой,
  • каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержание.

      В результате освоения курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные результаты

     У четвероклассников будут сформированы: 

  • осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
  • знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
  • готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

   

 У четвероклассников могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
  • осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
  • зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности

Метапредметные результаты

     Регулятивные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится: 

  • организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
  • контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
  • оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Четвероклассник получит возможность научиться: 

  • оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
  • проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

  • осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
  • осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культур- ных памятников, общений с людьми;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
  • уметь переводить её в словесную форму;
  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов.

Четвероклассник получит возможность научиться:

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор
  • дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, интернет;
  • обобщать и систематизировать её;
  • осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей

Коммуникативные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
  • сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач;
  • проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Четвероклассник получит возможность научиться: 

  • принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
  • правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.);
  • вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
  • проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
  • участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

Четвероклассник научится:

  • описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
  • рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
  • готовить небольшие сообщения;
  • характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
  • различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
  • рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
  • оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
  • использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих; объяснять значение понятий: «малая родина», «Родина», «россиянин»;
  • приводить примеры беззаветного служения Родине – России

Четвероклассник получит возможность научиться: 

  • использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
  • сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
  • находить на карте столицы национально-территориальных образований России; соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах;
  •  заботливо относиться к младшим, уважать старших;
  •  использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений (презентаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...