урок в 4 классе, предмет ОРКСЭ, "Альтруизм и эгоизм"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

урок помогает раскрыть смысл понятий «альтруизм» и «эгоизм»  осознать понятие «разумный эгоизм» как добродетель, находящаяся между двумя крайностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_altruizm.docx353.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова И.В.

учитель начальных классов

МОУ Гимназии №1

г.Лыткарино,

Московской области

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы светской этики»

Класс: 4 

Тема урока: Хочешь изменить мир – начни с себя. Альтруизм и эгоизм

 «Хороший человек тот,

кто делает большие и благородные дела,

даже если он при этом рискует всем»          

Плутарх

Цель: Раскрыть смысл понятий «альтруизм» и «эгоизм», и осознать понятие «разумный эгоизм» как добродетель, находящаяся между двумя крайностями.

Задачи:

Образовательные:

1) Сформулировать понятия «альтруизм» и «эгоизм», конкретизировать понятия через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;

2) Показать отличительные особенности альтруистических и эгоистических поступков.

3) Совершенствовать умения и навыки устной речи.

Развивающие:

1) Дать возможность учащимся выразить свою точку зрения к данным понятиям.

2)Развивать анализировать, обобщать, решать проблемные ситуации, делать выводы.

3) Развивать устную речь

Воспитательные:

1)Воспитывать умение слушать собеседника, уважительно относиться друг к другу.

2)Воспитывать умения высказывать и отстаивать свою точку зрения, соблюдая речевой этикет, уважая своих оппонентов.

2)Развивать умения работать в группах.

Место проведения: учебный кабинет

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, фрагменты мультфильмов: «Чучело-мяучело», «Голубой слоненок»,  видеоряд «Если добрый ты».

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
  2. Актуализация знаний.
  3. Сообщение целей и задач урока.
  4. Работа с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» на примере притчи.
  5. Работа с понятием «разумный эгоизм».
  6. Самостоятельная работа в группах.
  7. Подведение итогов.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

 (Фрагмент мультфильма «Чучело-мяучело»)

Давайте вспомним, недавно  мы с вами изучали такое понятие как «добро».

- Что же такое добро?  

Ответы детей.

  1. Актуализация знаний.

(Фрагмент мультфильма «Голубой слоненок»)

- А знаете ли вы, какое понятие отражает совершение бескорыстных поступков человеком ради блага других людей?  

Ответы детей.

Это альтруизм. Слышали ли вы это слово ранее?

Где, при каких обстоятельствах оно употреблялось?

  1. Сообщение целей и задач урока.

Тема урока: «Альтруизм и эгоизм». (Слайд №1)

Ребята, а как же вы понимаете два этих понятия?

- Что такое эгоизм?

- Что такое альтруизм?

- Каких людей считают эгоистами?

- Каких людей считают альтруистами?

- Приведите примеры эгоизма и альтруизма среди людей (можно литературных героев).

Ответы детей.

Давайте обратимся к определению понятий, дополните предложение:

(Слайд №3)

Альтруизм – это …

Эгоизм – это …

Работа с иллюстрациями. (Слайд №3)

Посмотрите внимательно на экран, вам представлено 6 фотографий.

Подумайте и определите, на каких из них изображены эгоистические поступки, на каких альтруистические.

Ответы детей: 

(1,4,6 – альтруизм, 2,3,5 – эгоизм)

4. Работа с понятиями «альтруизм» и «эгоизм» на примере притчи. (Слайд №4)

      Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
    — Паршивец! Зачем ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!

  — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

Вопросы к притче: (Слайд №5)

  1. Кто герои этой притчи?
  2. Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
  3. Как объяснил причину своего поступка один из детей?
  4. Каким образом  слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились », - характеризуют людей?
  5. Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?
  6.  «Каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень». Как ты понимаешь значение этих слов?

Ответы детей.

Мы с вами уже выяснили, что эгоизм – это стремление к удовлетворению личных потребностей. Наверно каждый встречался с проявлением эгоизма.

Как же разобраться с таким понятием как «альтруизм»?

В словаре синонимов русского языка слова альтруизм и альтруист имеют ряд близких по значению слов: (Слайд №6)

Бескорыстие – это отсутствие стремления получить материальную выгоду.

Бессребреник – это человек, который стремится помочь людям без желания получить вознаграждение.

Человеколюбие – это качество, характерное для тех, кто стремится помогать ближнему.

О недостатках эгоистического поведения мы можем сказать точно, что это отсутствие помощи ближнему, заботы о ближнем, и просто окружающих людях, самовлюбленность.

Скажите, могут ли быть недостатки в альтруистическом поведении?

В чем они могут проявляться?

Альтруист заботится о всех окружающих его людях, но иногда излишняя любовь к «дальнему» может привести к забвению «ближнего».

5. Работа с понятием «разумный эгоизм».

    Ребята, сейчас я вам приведу ситуацию из вашей школьной жизни, а вы подумайте, как можно охарактеризовать действия, о которых  здесь говорится. (Слайд №7)

В 6а классе есть отличница Яна. Она всегда хорошо и добросовестно выполняется все задания учителя. Рядом с ней за партой сидит Влад, который не всегда готовится к урокам и часто просит Яну дать ему списать домашнее задание. Яна несколько раз позволила Владу списать, но потом сказала, что не даст больше пользоваться своей тетрадью. Влад расстроился, а Яна в свою очередь предложила Владу готовить домашнее задание вместе, с тем, чтобы он сам усвоил материал.

(Слайд №8)

  • Как охарактеризуете поведение Яны?
  • Какой поступок она совершила? Альтруистический или эгоистический?
  • Почему вы так считаете?

Ответы детей.

 Да, действительно здесь проявляется эгоистическое поведение: Яна не дала тетрадь Владу, но в то же время и альтруистическое: предложила помощь в подготовке домашнего задания. Такое поведение ребята, где стремление удовлетворить свои интересы сталкивается со стремлением к общему благу, называется разумным эгоизмом.

(Слайд №9)

Разумный эгоизм – преследуя собственные интересы, исполнять нравственные требования и содействовать всеобщему благу.

Приведите, пожалуйста, примеры разумного эгоизма. (Примеры детей)

Молодцы ребята, но кроме разумного, существует еще и крайний эгоизм, когда человек не только  не замечает никого кроме себя, но когда он начинает пренебрежительно относиться к окружающим его людям, к правам людей. Этого допускать ни в коем случае нельзя.

  1. Самостоятельная работа в группах.

1 группа. Выбрать из приведенных ответов на вопросы правильный ответ.

  1.  Что означает призыв «не будь эгоистом»?

Не думай обо всех, думай о себе

Помоги ближнему

Думай об интересах других

Не помогай случайному человеку

  1. Каким может быть эгоизм?

Долгим и быстрым

Большим и маленьким

Крайним и разумным

Сознательным и несознательным

  1. Что может быть недостатком альтруизма?

Забвение родных

Отказ от помощи людям

Помощь незнакомому человеку

Невнимание к близким

  1. Что значит быть альтруистом?

Тратить свои силы на добрые дела

Сочувствовать чужому горю

Потратить свободный день на помощь нуждающимся

Все ответы верны

2 группа. Вам предоставляется рассказ.

О каком поступке здесь идет речь, альтруистическом или эгоистическом?

Как вы это поняли?

В чем он проявился этот поступок?

Когда случается беда, человек отдает свои силы людям, не задумываясь о возможных последствиях для себя. В одном из сел в Красноярском крае начался пожар. В одном из горевших домов находились дети, которых родители оставили без присмотра. Дети, увидев пламя, попытались его сбить, но на девочке загорелась одежда…страшно подумать, что могло бы произойти с детьми, если бы пламя и дым, который валил из дома, не увидел соседский парнишка. Пятнадцатилетний подросток разбил окно в горящей комнате, вытащил девочку, потом нашел под кроватью мальчика. Вызвал пожарных и скорую помощь. Малышей с сильными ожогами доставили в Центральную районную больницу.

3 группа. Выполнить задания.

1.Вставьте пропущенное слово.

Бескорыстные действия, направленные на благо другого человека или общества называются …  (альтруизм)

Действия, направленные на удовлетворение личных интересов и в ущерб интересам общества ил и других людей называются …(эгоизм)

2.Распределите высказывания на две группы: в одну – те, где речь ведется об альтруизме, в другую – говорящие об эгоизме.

Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.

Мальчик не поделился подаренными конфетами.

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседу.

Одноклассник не передал домашнее задание.

3.Укажите высказывание, в котором говорится о проявлении крайнего эгоизма.

Проявление заботы о себе.

Неуважение к другим людям.

Пренебрежение правами других людей.

Высокое самомнение.

Удовлетворение своих интересов.

Проверка самостоятельной работы по группам. Заслушиваются ответы.

                                                                                                                                                   

7. Подведение итогов.

-  Какого же человека можно назвать альтруистом?

Ответы детей.

- Всегда ли альтруизм бескорыстен?

Ответы детей.

- Ребята, а согласитесь ли вы со мной, что проявление разумного эгоизма является добродетелью, проявлением добра. Что разумный эгоизм находится между двух крайностей: эгоизмом и альтруизмом?

Ответы детей.

- Обоснуйте свой ответ.

(Слайд №10)

Вывод: «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо, не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом».

8.Рефлексия.

        Вырасти колосок «Бескорыстных дел»

        Дети встают в круг, учитель вкладывает в ладонь каждому ребенку «зернышко» и предлагает вырастить на следующий урок свой колосок «бескорыстных дел».

 

9. Домашнее задание. Обратится к русским сказкам. Выбрать героев, которые совершали альтруистические поступки, и определить в чем они заключались.

Видеоряд: «Если добрый ты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Конспект урока по предмету  "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Презентация к уроку по ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"

Урок -презентация по теме.Модуль ОРКСЭ - "Основы светской этики"...

Открытый урок по ОРКСЭ на тему: "Альтруизм и эгоизм" 4 класс.

Данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащие...

Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".

Критериальное оценивание на уроках русского языка.Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов"....

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Альтруизм и эгоизм» (УМК «Основы светской этики», 4-5 класс), 2 часть

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм;2) выявить положительные...