Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

Зайцева  Нина Михайловна

Критериальное оценивание на уроках русского языка.

Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.51.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Критериальное оценивание”.

Урок русского языка в  1 В   классе

тема:  “Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов ”.

Цель: сформировать представление о словах - названиях предметов, признаках предметов и действий предметов.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться классифицировать и объединять слова в тематические группы: названия предметов и явлений, признаки предметов и явлений, действия предметов и явлений.

Метапредметные: 

Познавательные формировать способность понимать учебную задачу урока, выделять главное, делать выводы, сопоставлять и сравнивать полученную  информацию.

Коммуникативные формировать умение самостоятельно строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме, формировать умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог.

Регулятивные формировать способности планировать и контролировать учебные действия, находить и исправлять допущенные ошибки, оценивать свои достижения на уроке и успешно использовать их в решении учебных задач.

Личностные формировать умение с  достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами.

Ход урока

I.  Актуализация знаний.

1. Сегодня на уроке мы с вами работаем в группах. Прошу договориться между собой и распределить каждому члену группы его роль и выбрать себе карточку, определенного цвета: “Лидер группы” (тот, кто отвечает за дружную и спокойную работу группы), “Спикер или докладчик” (тот, кто в устной форме представляет решение группы),  “Чтец” (человек, получающий материал и читающий задания всей группе), “Секретарь” (тот, кто ведёт все записи группы).

  • Выбор сделан, начинаем наш урок.

2.  Уважаемые “чтецы”, каждой группы, возьмите у себя на столе карточку жёлтого цвета и прочтите для своей группы  слова, которые там записаны:

Ледник, побелка, работник, выдумка, переработанный, морозец, след, синева,  беленькая, ледниковый, последний,  морозный, синие, леденеет, задумчивая, белеет ,  посинеют,  думают, следят ,  работают, заморозят.

  • На какие группы мы их можем разделить?
  • Эти слова можно разделить на группы однокоренных слов.
  • Для каждой команды я предложу выписать определенную группу однокоренных слов и выделить в этих словах корень.
  • Что надо знать, чтобы выполнить это задание?

В ходе обсуждения формируются и на доске появляются критерии:

  1. Уметь объяснить (лексическое) значение слова.
  2. Уметь находить общую часть слов.
  3. Уметь правильно выделить корень.
  • Посмотрите, в вашем рабочем листе для каждой группы есть свой корень слова. Возьмите рабочие листы, обсудите  и запишите туда, все однокоренные слова, которые вы можете выбрать из  списка. (Для каждой группы свой корень слова: -работ-, -бел-, -дум-, -лед-, -след-, -син-, мороз-).
  • Давайте проверим получившиеся группы слов.

  • Оцените умения своей группы в листе оценки по тем критериям, что мы с вами сформулировали:

Уметь объяснить (лексическое) значение слова.

Уметь находить общую часть слов.

Уметь правильно выделить корень

  • Раскрасьте квадраты соответствующими цветами:

красный- мы не поняли, нам нужна помощь;

жёлтый - сомневаемся, не уверены в своих знаниях;

зелёный - знаем, умеем, можем помочь друзьям и другой группе.

  • Какой вывод мы можем сделать, всё ли так хорошо у нас получилось при выполнении этого задания? Над чем нам с вами стоит ещё поработать?

II.  Постановка темы и целей урока.

1. Посмотрите на те слова, которые вы записали у себя в задании (на  доске общая сводка всех групп).

  • На какие три группы ещё можно разделить эти слова?
  • Что общего у слов ЛЕДНИК, МОРОЗЕЦ,  ПОБЕЛКА, ПОЛЁТ, ВЫДУМКА, СЛЕД, СИНЕВА? На какие вопросы они отвечают и что называют?
  • Что общего у слов ЛЕДНИКОВЫЙ, БЕЛЕНЬКИЙ, ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ, ЗАДУМЧИВЫЙ, СЛЕДУЮЩИЙ, СИНИЙ? На какие вопросы они отвечают и что называют?
  • Что общего у оставшихся слов?  На какие вопросы они отвечают и что называют? (на доске вопросы)

2. На доске добавляются вопросы к каждому столбику слов и их определения.

  • Назовите тему сегодняшнего урока. Чему мы будем учиться на уроке?

На доске оформляется схема:

СЛОВА-НАЗВАНИЯ

ПРЕДМЕТОВ

И ЯВЛЕНИЙ

ПРИЗНАКОВ

(ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ)

ДЕЙСТВИЙ

 (ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ)

КТО?  ЧТО?

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКИЕ?

ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ?

ледник

ледниковый

леденеет

побелка

беленькая

белеет

работник

переработанный

работают

выдумка

задумчивая

думают

след

последний

следят

синева

синие

посинеют

морозец

морозный

заморозят

  • Сегодня на уроке мы должны научиться различать и  распределять слова на три группы: предметы и явления, признаки предметов и явлений  и их действия.

III.  Работа над новым материалом.

1. Прочитайте слова, записанные в вашем рабочем листе в задании 2.

Туман,  кукушка, раннее, кукует, поднимается, стелется, густой, лесная,солнце.

  • Опираясь на получившуюся  схему, прошу вас  определить, какие из данных слов в задании № 2 называют предметы, какие - признаки предметов, а какие - их действия.
  • Что надо знать, чтобы выполнить это задание?
  • Давайте попробуем создать критерии по которым мы сможем выполнить его.

В ходе обсуждения формируются и на доске появляются критерии:

  1. Уметь объяснить (лексическое) значение слова.
  2. Уметь правильно задать к слову вопрос.
  3. Уметь определить по вопросу, какое обозначение имеет слово.
  • Руководствуясь данными критериями, выполните задание.
  • Распределите эти слова в три столбика в своих рабочих листах?

предмет

признак предмета

действие предмета

туман

кукушка

солнце

раннее

густой

лесная

кукует

поднимается

стелется

  • Оцените умения своей группы (другим способом) в листе оценки по тем критериям, что мы с вами сформулировали:

Уметь объяснить (лексическое) значение слова.

Уметь правильно задать к слову вопрос.

Уметь определить по вопросу, какое обозначение имеет слово.

  • Поставьте галочку напротив того пункта, выполнение которого у вас вызвало затруднение.
  • Какой вывод мы можем сделать? (Возможно, нам нужно учиться правильно задавать вопросы.)
  • Какие слова отвечают на вопрос Кто?
  • Какие слова отвечают на вопрос Что?
  • Какие слова отвечают на вопрос Что делает?
  •  Какие на один из вопросов Какой? Какая? Какое? Какие?

2. Посмотрите ещё раз на слова из этого упражнения.

  • Как вы думаете, что объединяет некоторые из них? (их можно связать по смыслу и составить предложения. Каждое предложение должно выражать какую-либо законченную мысль).

раннее

густой

лесная

туман

кукушка

солнце

кукует

поднимается

стелется

  • Я хочу усложнить вам это задание. Распространите эти предложения при помощи слов для справок: в еловом лесу, от него, громко.
  • Что у нас получилось?

От него стелется густой туман.

Громко закуковала лесная кукушка.

В еловом лесу поднимается раннее солнце.

  • Можно эти предложения назвать текстом? (нет, они не связаны между собой по смыслу).
  • Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Поменять предложения местами).
  • Как правильно поменять предложения, чтобы получился текст? (Нужно, чтобы все предложения между собой были связаны по смыслу. Тогда этот текст можно будет озаглавить).

В еловом лесу поднимается раннее солнце. От него стелется густой туман. Громко закуковала лесная кукушка.

  • Можем ли мы записать получившийся текст? Хватит ли нам для этого знаний?
  • Какие правила нужно соблюдать при записи текста? Давайте сформулируем требования.

Текст каждой новой работы начинать с красной строки .

Первое слово в предложении записывают с заглавной буквы.

В конце каждого предложения ставят точку(либо вопросительный, или восклицательный знак)

Следующее предложение в тексте  продолжать писать на той же строчке, где закончили, не заходя за поля.Соблюдать правила переноса слов.

Записи выполнять аккуратно.

  • Посмотрите в свой рабочий лист: ученик 1 класса записал этот текст в тетрадь. Я прошу поработать вас сегодня экспертами и оценить его работу с помощью тех критериев, которые необходимо соблюдать при записи текста.
  • Проверьте внимательно и с помощью соответствующих знаков, сделайте отметки в правом столбике.

 - хорошо знает и применяет

! -   не  выполняет это правило

IV.  Итог урока. Рефлексия.

  • Предлагаю каждой группе  загадку (карточка белого цвета), прошу выполнить задание по плану. (У каждой группы план работы и таблица для выполнения задания).

План работы:

  1. Прочитайте и отгадайте загадку.
  2. Впишите отгадку в соответствующий столбик.
  3. Заполните таблицу подходящими по смыслу словами.

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

Загадки:

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу

Рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

Это что за зверь лесной

 Встал, как столбик, под сосной?

 И стоит среди травы -

Уши больше головы.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - ее краса.

Этот зверь лесной - ….

Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

Хочешь – верь. Или не верь.

Есть в лесу сохатый зверь.

Словно вешалки рога,

Очень грозен для врага.

Шум в лесу. Что там стряслось?

То бежит огромный ...

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк,

Очень страшный серый ..

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

  • На какие вопросы нам удалось ответить сегодня на уроке? На какие группы мы научились распределять слова?
  • Уважаемые лидеры, оцените работу вашей группы в целом, поставив знаки “плюс” или “минус” в соответствующих строках.

Работали все вместе, было тихо, не мешали другим группам.

Между собой общались вежливо, не перебивали друг друга.

Отвечали четко, могли доказать свой ответ

Домашнее задание: в корпоративной почте  открыть письмо, пройти по ссылке: "Домашнее задание",  выполнить предложенное задание на платформе “Открытая школа”, не забыть представиться и  нажать кнопку отправить учителю.

IV.  Рефлексия.

Шестиугольный метод обучения

Игра: детям раздаются шестиугольники, на которых записаны основные термины сегодняшнего урока, также шестиугольники различаются по цвету, для того чтобы ученикам 1 класса легче было ориентироваться. Детям предлагается собрать из шестиугольников, так называемую кластерную  карту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет, признак предмета, действие предмета. Закрепление.

Урок подготовлен к проведению 12 апреля в День космонавтики....

Предмет, признак предмета, действие предмета

Урок дан для закрепления понятий на материале, посвященном Дню космонавтики....

«Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».

Урок русского языка во 2 классе на тему «Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».Цели урока: обобщить  знания об имени существительном, имени прила...

«Обобщение знаний о словах, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов».

Сценарий урока русского языка с элементами театрализаии для учащихся 2 класса по УМК "Школа России"...

Слова-названия предметов, признаков и действий предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова.

Овладение  умением различать слова называющие предмет, признак предмета, действие предмета....

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Познакомить детей со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов....