Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

 Познакомить детей со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – конспект урока

Предмет: русский язык 

Класс:1

Тема: Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Цель: познакомить со словами - названиями предметов, признаков предметов, действий предметов.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы, ставить к словам вопросы.

Личностные: наличие интереса к учебному труду.

Метапредметные: формирование УУД

Познавательные: умение устанавливать причинно – следственные связи, определять тему урока, сравнивать, классифицировать.

Регулятивные: умение планировать свою работу в соответствии с поставленной задачей, ориентироваться в учебном процессе, адекватно оценивать себя, воспринимать оценку учителя и товарищей.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, строить высказывание, формулировать свое мнение, сотрудничать в паре.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, электронное приложение «Русский язык 1 класс», таблицы.

Ход урока.

1. Создание эмоционального фона урока (организационный момент)

Прозвенел звонок – начинается урок

Отвечайте «да» или «нет» на моё утверждение:

-Очень любим мы учиться - …

-И, конечно же, лениться - …

-Выполняем все задания - …

-Очень любим опоздания - …

-Читаем, пишем, рассуждаем - …

-Дисциплину нарушаем - …

-Всем успехов пожелаем - …

-И урок мы начинаем!

-Не забывайте:

 Отвечать – не кричать, только руку поднимать!

Сегодня у нас будет необычный урок.

Мы отправимся в космическое путешествие, но для этого нам понадобятся все ваши знания о словах, полученные на уроках русского языка.  

2.Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Речь – это…(средство общения между людьми).

- Речь бывает…(устная и письменная).

- Речь состоит из…(предложений).

- Предложение содержит…(законченную мысль).

- Предложение состоит из…(слов).

- Ребята, на ваших столах лежат карточки. Найдите слова и раскрасьте их разными цветами

а) Работа в парах.

х

х

у

м

н

ы

й

в

х

х

л

у

н

а

х

м

х

х

х

х

х

е

х

х

х

х

х

х

х

а

х

х

х

х

х

с

к

о

с

м

о

с

х

р

х

н

е

б

о

ё

с

м

е

л

ы

й

х

с

х

х

х

х

х

л

х

х

х

х

х

х

к

о

м

е

т

а

х

ы

в

е

н

е

р

а

х

д

у

м

а

т

ь

й

х

х

в

о

д

а

 

-Ребята, вы нашли слова, а теперь попробуйте дать определение. Что такое слово? (Слово – это буквенное сочетание имеющее смысл).

- Так о чем мы будем говорить на нашем уроке? (о словах)

- А какую задачу поставим перед собой?( Продолжать  знакомство со словами, которые обозначают предметы, признаки и действия.

- Какая цель у нашего урока? (Продолжать учиться распознавать слова-предметы, слова-действия, слова- признаки).

б) Развитие речи. 

- Как вы думаете, можно ли сказать, что эти слова объединены одной темой? Какой? Среди этих слов есть название темы? (космос). Упражнение в составлении предложений( устно)

3.  Минутка чистописания.

Чтоб космонавтом стать,
Знаньем надо обладать,
И образ жизни правильный вести,
И подготовку  нужную пройти,
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.

Вот и нам с вами предстоит пройти такую подготовку. Начнем с подготовки  руки для письма, ведь космонавтам приходиться вести бортовые журналы  для записи

Сначала пропишем сочетание букв      Кк (ЭП № 1 к учебнику «Азбука»

Возьмите цветные карандаши. И обведите красным цветом, то что вы считаете

 написано каллиграфически  правильно. И синим цветом, если каллиграфически не верно.

( ученики оценивают  себя)        

4. Словарная работа.

Игра-соревнование.

Составьте из слогов слова.

МИ

КОС

КИЙ

МОС

НАВТ

ЧЕС

МО

ДРОМ

Космонавт, космос, космический, космодром.

- Что можете сказать об этих словах.(Это родственные слова)

- На какие вопросы отвечают эти слова?

5.Физминутка( подвижная, по музыку)

6. Работа над темой урока..

- Давайте подумаем, что  нам понадобиться для путешествия в космос?                      слайд 4

Дети называют слова, обозначающие предметы (продукты, тетрадь, ручка, вода, инструменты) и записывают.

Запишем слова в один столбик.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Что обозначают эти слова?

- А на какой еще вопрос отвечают слова, обозначающие предметы?

- Когда мы задаём вопрос КТО? А когда ЧТО?

- А теперь скажите, какими качествами должен обладать космонавт, какой он должен быть?

(Смелый, сильный, выносливый, честный, преданный)

Давайте запишем слова во второй столбик. На какой вопрос отвечают эти слова и что они обозначают?

(Какой? Обозначают признаки)

- На какие вопросы еще отвечают слова, обозначающие признаки предметов?

(Какая? Какое? Какие?)

- Когда впервые человек полетел в космос ?

- Кто этот человек?            слайд 5

- Да, это был наш советский, русский человек. Которого узнала вся планета. Мы гордимся тем, что живем в стране, которая первой открыла космические дали. Теперь уже очень много людей побывали в космосе, не только наших, но и американских космонавтов,  но мы были первыми. Космонавтов в мире свыше 500 человек, но первым из них навсегда останется  наш Гагарин, открывший человечеству дорогу в небо

 -Кого из космонавтов вы ещё знаете?   слайд 6

- Титов Герман Степанович,

- Леонов Алексей Архипович,

- Шаталов Владимир Александрович,

- Терешкова  Валентина Владимировна

- Что за слова вы сейчас назвали? На какой вопрос они отвечают?

- А с какой буквы будем писать эти слова?

- С большой. Это имена собственные.

- Запишите фамилии космонавтов в алфавитном порядке.

(Гагарин, Леонов, Терешкова, Титов, Шаталов

- Пока мы беседовали. Наша ракета прилетела  на неизвестную планету

- И мы  видим, что вся поверхность покрыта ямами (кратерами)  и виднеются горы. Кто догадался, куда мы попали? (Слайд 8)

- Правильно, это спутник нашей планеты –Луна.

-Будем выходить из аппарата? (Нет. Там нет воздуха.)

- Давайте срочно вернёмся на Землю и прочитаем завет самого Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планете. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее!»

Что завещал нам Гагарин?      

-Беречь свою планету и преумножать её красоту.(Записывают в тетрадь).

7. Закрепление.

Игра в мяч. ФИЗМИНУТКА

Учитель называет слова - названия предметов, людей, животных, явлений природы, бросает мяч ученику, ученик называет признак предмета и возвращает учителю мяч.

Арбуз, стол, кофта, птичка, солнце, небо, солнце, звезда.

 Групповая работа.

- А теперь мы разделимся на 3 группы и выполним задания.

- Каждой группе надо прочитать текст, найти слова предметы(1гр), слова признаки(2гр), слова- действия(3гр)и ответить на какие вопросы отвечают эти слова.(Приложение)

8.Итог урока.

- После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после космического полета.

- Выберите смайлик, который бы отражал ваше состояние после урока.

Дети выбирают смайлик и прикрепляют его вокруг планеты Земля

1 группа.

  1. На какие вопросы отвечают слова-предметы?____________________________

  1.  Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-предметы.

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах

2 группа

  1. На какие вопросы отвечают слова- признаки?   ____________________________
  2.  Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-признаки.

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Средняя температура воздуха на Марсе колеблется от -155 градусов, до +20 градусов. Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер.

3 группа.

  1. На какие вопросы отвечают слова-действия? ____________________________
  2.  Прочитай текст. Найди и подчеркни слова-действия.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».

Урок русского языка во 2 классе на тему «Обобщение о словах- названиях предметов, признаков предметов, действий предметов».Цели урока: обобщить  знания об имени существительном, имени прила...

Слова, названия предметов, признаков предметов, действий предметов. Конспект урока 1 класс Русский язык. УМК "Школа России".

Критериальное оценивание на уроках русского языка.Конспект урока. Русский язык. 1 класс. Тема: "Слова, названия предметов ,признаков предметов, действий предметов"....

Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний о словах-названиях предметов,признаков предметов, действий предметов» 2 класс

Методическая разработка урока русского языка по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" во 2 классе.  Этот урок был опубликован в...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.2 класс по программе для слабовидящих детей

Проверочная работа для учащихся 2 класса ( по программе 4.2 для слабовидящих детей) по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" в првер...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.2 класс по программе для слабовидящих детей

Проверочная работа для учащихся 2 класса ( по программе 4.2 для слабовидящих детей) по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" в прове...

Проверочная работа по русскому языку по теме «Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.2 класс по программе для слабовидящих детей

Проверочная работа для учащихся 2 класса ( по программе 4.2 для слабовидящих детей) по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" в прове...