Зачем творить добро?
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Кныш Ольга Владимировна

Урок по учебнику А.Кураева. Предполагается проведение урока в двух моделях. Учитель выбирает тот материал, который ему ближе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_tvorit_dobro.rar649.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зачем творить добро?»

Автор: Кныш Ольга Владимировна

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро –  духовная радость.

Задачи урока:

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.

2. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

3. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

Модель 1

Комментарий к уроку: На уроке используется презентация: модель 1. Предполагается работа на рабочем листке, который необходимо распечатать на весь класс. Урок рекомендуется начать с чтения притчи.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор для просмотра презентации, использование рабочих листов для каждого ученика.

«Бедная крошка»

        Пошла бедная крошка к кружке – милостыню просить.

        - Подай, ради Христа! Мы же ведь почти однофамильцы, а может быть, даже и родственницы!

        - Иди к крышке! – дала от ворот поворот кружка. – Мы с тобой если и родственники, то только троюродные. А у вас с ней в названии – только одна буква разницы. Может двоюродной и подаст!

        Отправилась крошка к крышке. А та даже с кастрюли не слезла. Так и ответила с высоты:

         - Много вас тут всяких ходит! То крынка, то кошка… Нет у меня ничего! Разве не видишь, в какие времена живем? Самим нам с кастрюлей мало. Верно, подруга? – обратилась она к пузатой кастрюле.

        Но та до того была полной, что даже и ответить не смогла.

Пошла несолоно хлебавши, крошка домой. А навстречу ей – молоток. Узнал он про ее нужду и сказал:

        - Не горюй, я тебе, чем смогу, помогу!

        - Но ведь я же тебе не родственница, и даже фамилии у нас разные! – в слезах прошептала крошка.

        - Ну и что? – удивился молоток. – Помогать – то друг другу надо!

        И хоть сам он был совсем не богат, скорей даже беден, дал ей столько всего, что надолго хватило. Много ли крошке надо? А как кончится, велел еще приходить. Хотя не был ни родственником, ни даже однофамильцем!

        Что можете сказать о данной притче? Какой смысл данной пословицы?

Кого вам напомнил молоток? А среди ваших знакомых есть такие люди, которые просто так делают добро? А вы сами когда – нибудь, для кого – нибудь делали что – то хорошее, не прося ничего взамен?

        Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Тема урока: «Зачем творить добро?»

А какое христианское правило можно применить к теме урока?

Да, золотое правило этики. Напомните его! «Относись к другому человеку так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе».

А если вернуться к притче, то, что можно сказать обо всех тех, кто не помог крошке?  Какие качества у них преобладают?

Жадность и эгоизм.

        У христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.

(рекомендуется работа в группах)

Первая группа: работа по учебнику с. 68. Ваша задача прочитать и объяснить первую причину не быть эгоистами, а именно – благодарность за подвиг Христа.

Вторая группа: работа по учебнику с.69. Ваша задача прочитать и объяснить вторую причину не быть эгоистом, а именно рассказать о внутренних переживаниях духовной радости.

Третья группа работает по учебнику и со словарем, объясняет смысл слова самоотверженность. Приводит примеры.

Четвертая группа заранее готовили проект на тему: «Кого мы называем святыми?»

 (рекомендуется провести проверку творческой работы)

Подобно тому, как орел высоко парит над землей, но при этом видит самые мельчайшие предметы на земле, так и святые, возвысившись над всем земным, достигнув Небесного Царства, видят всё происходящее на земле и слышат молитву искренно молящегося им человека. В истории известно множество случаев, когда святые приходили на помощь еще живущим на земле людям, оказавшимся в беде. Когда наш современник, известный путешественник Федор Конюхов отправлялся в свое первое, тяжелое плавание, то на его проводы пришел владыка Павел, епископ Австралийский и Новозеландский. Епископ завещал, если будет тяжело, просить о помощи Господа Иисуса Христа, святых Николая Чудотворца и Пантелеимона Целителя: «Они тебе помогут». Во время путешествия Федор чувствовал, что ему действительно кто-то помогает. Однажды, – на яхте не было автопилота, – Федор вышел настраивать паруса и обратился к святителю Николаю с такой простой фразой: «Николай, держи яхту». Пока настраивал паруса, яхта пошла на переворот, и Федор закричал: «Николай, держи!», а сам подумал: всё, перевернется. И вдруг яхта стала как нужно, пошла так ровно, как никогда, даже когда сам Федор стоял за штурвалом. Это было возле Антарктиды, где металлический штурвал обычно становился таким холодным, что приходилось надевать перчатки. А в тот момент, после молитвенного обращения к святителю Николаю и неожиданного выравнивания яхты, когда Федор Конюхов подошел к штурвалу, он оказался необыкновенно теплым.

Итак, святость – не декларация своей высокой нравственности, а сияние чистого сердца, стяжавшего Божию благодать. И святые – это люди, приобщившиеся небесной благодати, которая просвещает душу. От Бога они приняли дар помогать еще живущим на земле. А молитва к святым способна помочь даже в самой, по земным меркам, безысходной ситуации.

Творческая работа: на листочке напишите мини – сочинение «Зачем творить добро?»

Подведение итога урока!

Модель 2

Комментарий к уроку: урок рекомендуется начать с просмотра презентации. Подготовленные ученики показывают сценку. Возможно на уроке прослушивание музыкальных видеоклипов.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор для просмотра презентации, просмотр видеоклипа «Ты можешь все изменить!».

Вашему вниманию представлены серии картинок. Скажите, что общего между этими картинками?

Предположите, как будет звучать тема урока?

«Зачем творить добро?»

(рекомендуется провести творческую работу) на рабочем листе напишите в каждый лепесток добрые поступки людей.

А чтобы хорошо разобраться в человеческих поступках (рекомендуется заранее подготовить сценку с детьми и на уроке ее показать)

Сценка «Счастье»

Ведущий:

На свете жил король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:

        Король:

Нельзя так жить!

        Ведущий:

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

        Король:

Постой-ка, кто там на пути?

        Ведущий:

Девчонка в драном платьице.

        Девочка:

О всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

        Король:

Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду.

        Ведущий:

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

израненный, оборванный.

         Солдат:

О мой король...

        Ведущий:

...вскричал солдат...

        Солдат:

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услуженье,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

        Король:

А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

        Ведущий:

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл...

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

        Старушка:

Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далёко я.

Ношу из лесу я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то...

        Король:

А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду!

        Ведущий:

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл...

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да фея с доброю душой

Остановила карету.

        Фея:

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь...

        Ведущий:

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Какой вывод сделаем из данной сценки?

Надо жить в радости самим с собой и просто так делать добрые дела и поступки, т.е творить добро!

Подведение итога урока!

Творческое задание: написать на рабочем листе мини – сочинение «Зачем я делаю добрые поступки?»

Материал для учителя:

Высказывания и афоризмы о доброте.

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Гюго В.

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Толстой Л. Н.

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее — и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Конфуций

Доброта — это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Марк Твен

Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

Сократ

Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Какой клин, какой молот, какой таран может сравниться с силой доброго, искреннего человека! Ничто не может противостоять ему.

Торо Г.

Верх Счастья на вершине Доброты.

Поуп А.

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.

Толстой Л. Н.

Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Шопенгауэр А.

Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни.

Эмерсон У.

Каждое существо, до тех пор пока оно существует, должно обладать качеством доброты точно так же, как обладает качеством существования.

Августин

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта.

Бэкон Ф.

Доброта — качество, излишек которого не вредит.

Голсуорси Д.

Великие люди способны на великую доброту.

Сервантес

Против всего можно устоять, но не против доброты.

Руссо Ж.

Доброта — это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

Торо Г.

Не столько в веру я верю, сколько в доброту, которая и без веры легко обходится, и даже может являться продуктом сомнения.

Манн Т.

Зло мгновенно в этом мире,
Неизбывна доброта.

Руставели Ш.

Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.

Хун Цзычен

Доброта, высказанная нам каким-либо человеком, привязывает нас к нему.

Руссо Ж.

Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

Уайльд О.

Интернет ресурсы:

  1. Сайт: http://pravoslavie.ru/put/44982.htm
  2. Сайт: http://www.wisdoms.ru/43.html

Рекомендуемая литература:

  1. Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. Том 1. – М.: Учреждение культуры, искусства, науки и образования

«Духовное преображение», 2011

Глоссарий

Самоотверженность – положительное моральное качество , характеризующее такие действия людей, которые представляют собой акт самопожертвования.

Акт самопожертвования – добровольное принесение в жертву своих интересов, а иногда даже жизни ради интересов других людей, достижения общей цели.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем творить добро?

Презентация к конспекту урока " Зачм творить добро?"...

Зачем творить добро?

Урок в учебном курсе ОРКСЭ (модуль ОПК)...

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Зачем творить добро

Цель: способствовать усвоению  ценностно-смысловой компетенции, устанавливая взаимосвязь между религиозной культурой и правилами поведения человека; формированию коммуникативной компетенции через...

Зачем творить добро

Разработка урока по ОПК, 4 класс...

разработка урока «Зачем творить добро»

Данный  урок  был  разработан  и  проведен  в  рамках  районного  семинара  учителей  ОРКСЭ  и  ОПК....