Милосердие и сострадание.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Смык Юлия Сергеевна

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Основная задача  урока-пробудить в детях стремление совершать добрые дела, быть внимательными  к окружающим. Притча о добром самарянине  побуждает  к делам милосердным, работая в группах, анализируя различные примеры дел человеческих, дети определяют для себя ориентир, важный принцип в отношении ближних. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смык Юлия Сергеевна

Учитель начальных классов

СОШ №18 г.Нерюнгри

Курс   «Основы Православной культуры»  

Урок 12

Тема: Милосердие  и сострадание.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с духовно - нравственными понятиями такими как милосердие, милостыня, сострадание, любовь к ближнему;
  • способствовать формированию нравственных ценностей добра, скромности, милосердия, дружелюбия, честности; развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи;
  • на художественных и литературных произведениях учить детей быть милосердными и сострадательными; воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.

Задачи урока:

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности.

Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Основные термины и понятия: милосердие,  сострадание,  милостыня, ближний,  любовь к врагам,  скромность, доброта,  честность, дружелюбие,  вежливость.

Методы и формы работы с детьми: беседа, работа в группах, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, работа с презентацией, участие в учебном диалоге.

Планируемые  результаты: пробудить в детях стремление совершать добрые дела, быть добрее и внимательнее к окружающим

Предметные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы,

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

  1. Организационный момент:

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету вам скажу: "Будет интересно!” 

  1. Самоопределение к деятельности.http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/3/7/5/2598573.jpghttp://900igr.net/datai/obschestvoznanie/Istorija-sestrinskogo-dela/0015-024-Sestra-miloserdija-Prosto-sestra-Professija-drevnjaja-Ochen-trudna.jpghttp://sterlitamak.ru/bitrix/components/bitrix/blog/show_file.php?fid=11492&width=550&height=1200

- Рассмотрите картинки.

- Что вас взволновало? -  - Что объединяет картинки?  

Милосердными называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

Постановка цели:

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.http://vcs4.vseti.by/u298981/1865007/x_45167149.jpg

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Сегодня на уроке постараемся разобраться:

– Чем милосердие отличается от дружбы

– Кого называют «ближним»?

  1. Работа по теме урока

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

- А что вы об этом думаете?

- В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».    Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

Работа с учебником. Чтение притчи.

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?..

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение.

Родные и единоплеменники не увидели в избитом своего ближнего и прошли мимо. А вот приезжий незнакомец смог отнестись к нему как к своему ближнему.

- Что вас удивило?

- Кто оказался ближним? Попробуйте сами объяснить, кого в притче называют ближним?  

Вывод:  Притча Христа означает:

ближний – тот, кто не оставит тебя в беде.

ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

Продолжите  мысль…

Если человеку больно  становится неважно…( на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.  Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!»)

Милосердие напоминает, что есть мелкие неприятности, а есть настоящие несчастья. Кто-то однажды подставил тебе подножку – и вот тебе досталась новая шишка и порция насмешек. Это неприятно. Но прошло время – и этот кто-то сам смешно растянулся на брошенной кем-то банановой шкурке. Да так сильно, что повредил ногу и самостоятельно не смог подняться. Это беда. Ты сможешь забыть ту подножку? Сможешь не обрадоваться его беде? Сможешь подойти, помочь ему, позвать врача?

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это – самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших». Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».

Священником был святой Филарет Московский. Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.

  1. Творческая  работа в группах
  • Найти ответ: Можно ли научиться  милосердию?
  • Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести милосердию:

подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Приведите свои примеры.

  • Профессии милосердия  (Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?)
  • Пословицы о милосердии  (Собери пословицу).

Группы представляют  результаты обсуждения.

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), «Если ты не можешь накормить всех голодных кошек во всем мире, накорми только ту, которая пришла к твоему порогу. Этого достаточно».
Эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.

Делай другим добро - будешь и сам без беды.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Делать людям хорошо – хорошеть самому.

МИЛОСТЫНЯ

Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражает просьбу Христа ради, другая же подаёт во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворитель воочию видел людскую нужду, которую он облегчал, и его сердце смягчалось. А получивший милостыню знал, за кого молиться. «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается», – говорили в старину. Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

Существует такое неписанное правило милосердного отношения к людям: «Если у тебя есть возможность проявить милосердие, то подари человеку не рыбу, а удочку».
            Нищие или малоимущие люди приходят, едят в бесплатной столовой, им выдают одежду и прочее для существования, но это никак не решает проблемы их полноценного и ответственного возвращения в общество.
            Милосердие должно сочетаться с мудростью. В проявлении милосердия необходимо опираться не только на чувства, но и на разум. То есть, прежде чем делать сознательные шаги милосердия, нужно серьезно продумать стратегию. Сегодня ты реализовал свою потребность в том, чтобы «быть милосердным», а что будет дальше, что будет с ним завтра? Милосердие в сочетании мудростью состоит не в разовой помощи, а в том, чтобы взращивать личность человека.
-Послушайте  еще одну притчу.

Прохожий увидел юношу, который явно собирался броситься с моста в реку и так покончить с собой. Прохожий задержал его крайне неуместным вопросом: “Скажите, у Вас, может быть, есть с собою деньги?”. Удивленный юноша ответил:

– Да, есть…

– Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

– Пожалуй…

– А раз так, то, может, Вы зайдете вот в тот бедный дом и оставите беднякам уже ненужные Вам деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент, когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.            (по В. Марцинковскому)

- Подумайте, ребята, а можно ли за милосердную помощь брать плату?http://mtdata.ru/u25/photo670E/20037987813-0/original.jpeg

5. Рефлексия:

Как  стать  милосердным?

6. Итог:

Чем милосердие отличается от дружбы

– Кого называют «ближним»?

Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.
А можно так: На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
(С. Острова)

Ребята, благодарю вас за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Курс «Основы Православной культуры» Урок 12 Тема: Милосердие и сострадание. Учитель нач . классов СОШ № 18 г.Нерюнгри РС(Я) Смык Ю.С.

Слайд 2

Цели урока : познакомить учащихся с духовно - нравственными понятиями такими как милосердие, милостыня, сострадание, любовь к ближнему; способствовать формированию нравственных ценностей добра, скромности, милосердия, дружелюбия, честности; развитию у детей чувства товарищества, взаимопомощи; на художественных и литературных произведениях учить детей быть милосердными и сострадательными; воспитывать уважение к людям, стремление совершать добрые дела.

Слайд 3

Задачи урока: Развивающие: - развивать познавательный интерес к предмету; - развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; - развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; - развивать творческие способности. Воспитательные: - формировать положительное отношение к нравственным поступкам; - формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Слайд 4

Планируемые результаты: пробудить в детях стремление совершать добрые дела, быть добрее и внимательнее к окружающим Предметные: - формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро; - формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта. Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать; Метапредметные : - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия; - познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, - коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими; - предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Слайд 5

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету вам скажу: "Будет интересно!”

Слайд 6

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 7

Милосердными называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

Слайд 8

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Слайд 9

МИЛОСЕРДИЕ м и лует любит жалеет. Сердце, которое

Слайд 10

Чужой беды не бывает!

Слайд 11

« Люби ближнего как самого себя » А кто мой ближний?

Слайд 12

ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ

Слайд 13

БЛИЖНИЙ Тот, кто не оставит тебя в беде. Тот , кто нуждается в твоей помощи .

Слайд 14

Творческая работа в группах Найти ответ: Можно ли научиться милосердию? Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести милосердию. Приведите свои примеры. Профессии милосердия (Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?) Пословицы о милосердии (Собери пословицу).

Слайд 15

ПРОВЕРИМ СЕБЯ Делай другим добро - будешь и сам без беды. Худо тому, кто добра не делает никому. Делать людям хорошо – хорошеть самому.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЛИЖНИЙ Тот, кто не оставит тебя в беде. Тот , кто нуждается в твоей помощи .

Слайд 2

Творческая работа в группах Найти ответ: Можно ли научиться милосердию? Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести милосердию. Приведите свои примеры. Профессии милосердия (Какую профессию ты считаешь милосердной, почему? Хотел бы ты иметь такую профессию?) Пословицы о милосердии (Собери пословицу).

Слайд 3

ПРОВЕРИМ СЕБЯ Делай другим добро - будешь и сам без беды. Худо тому, кто добра не делает никому. Делать людям хорошо – хорошеть самому.

Слайд 4

МИЛОСТЫНЯ Одна выражает просьбу Христа ради другая же подаёт во имя Христово

Слайд 5

Неписанное правило милосердного отношения к людям: «Если у тебя есть возможность проявить милосердие, то подари человеку не рыбу, а удочку».

Слайд 7

РЕФЛЕКСИЯ: Как стать милосердным?

Слайд 9

ИТОГ: Чем милосердие отличается от дружбы? Кого называют «ближним»?

Слайд 10

(С. Острова) Можно в беде, а можно - в радости, Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать, И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать И подарить его людям.

Слайд 12

За внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

"Сострадание и милосердие", ОРКСЭ 4 класс

Конспет урока курса Основы религиозных культур и светской этики Модуль ОПК в 4 классе....

Конспект урока и презентация к уроку по курсу "ОРКСЭ" на тему " Милосердие, сострадание и взаимопомощь в разных религиях мира". 4 класс

Этот материал можно использовать не только на уроках "ОРКСЭ", но и для проведения внеурочной деятельности, для проведения классных часов и родтельских собраний...