"Сострадание и милосердие", ОРКСЭ 4 класс
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспет урока курса Основы религиозных культур и светской этики Модуль ОПК в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokorkse_v_4_klasse_sostradanie_i_miloserdie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 9

городского округа город Буй Костромской области

Урок ОРКСЭ

Модуль Основы православной культуры

Тема: «Милосердие и сострадание»

4 класс

Урок с использованием ИКТ

Учитель МОУ СОШ №9 городского округа город Буй

 Кабанова Татьяна Сергеевна

2010 год


Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цель урока: Подвести итоги проекта «Показать истинное значение и суть милосердия и сострадания»

Задачи:

  • показать чем милосердие отличается от дружбы;
  • понять кого называют ближним;
  • показать, как человек должен относиться к людям.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: Милосердие. Ближний. Любовь. Падший. Милостыня.

Оборудование: мультимедийная установка

Ход урока

  1. Организационное начало урока.
  2. Фронтальный опрос домашнего задания
  • Есть ли связь между словами «заповедь», «заповедник», «заповедный»?
  • Какая у христиан есть особая причина для того, что бы не лгать?
  • Зачем нужно преодолевать зависть? Что тебе помагает в борьбе с ней?
  1. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.

В одной из заповедей говорится:

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матф.5:7).

Милостивыми называют тех людей, которые милосердно и сострадательно относятся ко всем остальным людям. Милостивые люди имеют доброе сердце, и они всегда готовы помочь нуждающимся людям по мере возможности.

Подберите однокоренные слова к слову «милостивый».

Учащиеся подбирают однокоренные слова к слову «милостивый» («милость», «милосердие», «миловать», «помиловать»).

Одно из названных вами слов — это слово «милосердие». Оно сегодня и станет темой нашего урока «Милосердие и сострадание».

И сегодня на уроке мы попытаемся увидеть истинный смысл и значение милосердия, понять, к кому нужно проявлять милосердие, узнать, как нужно относиться к людям.

  1. Основной этап урока.

Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной.

Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе — и не смог остаться равнодушным.

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

  • Учитель рассказывает притчу о милосердном самарянине

Учащиеся слушают притчу о и отвечают на вопросы:

  1. Чему учит нас притча о милосердном самарянине?
  2. Знаешь ли ты случаи в своей жизни, похожие на эту притчу.
  3. Что означает выражение «помощь ближнему»?

Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «а кто мой ближний?». В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

  • Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся (страницы 43 — 44)

Действительно, милосердию можно научиться. Снасала человек должен заставлять себя совершать добрые дела, даже если ему тяжело или не очень хочется. А затем милосердие станет привычным и естественным. Старец Амвросий Оптинский говорил: ««Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви».

А встречались ли в реальной жизни такие люди, которые проявляли истинное милосердие истоком которого являлась бескорыстная любовь к ближнему?

Одним из ярких примеров может служить деятельность организации Международный красный крест.

  • Просмотр видеосюжета «Лики милосердия. История Красного Креста» (ТК Радость моя) (ТК СОЮЗ 2008)

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1. Кем в обычной жизни были первые сестры милосердия?
  2. Почему они помогали даже ценой собственной жизни простым солдатам?

Презентация «Лики милосердия»

Многие сестры милосердия XIX — начала XX в обычной жизни были богатыми, знатными дамами, но которые умели любить и проявлять милосердие к ближнему. А  ближним для них был каждый человек, который нуждался в их помощи. Например Екатерина Михайловна Бакунина в молодости была «кисейной барышней», любила наряды, танцы, балы. А когда началась крымская война решила отправиться на фронт, что было очень нелегко. Для того чтобы испытать себя, она ежедневно посещала самую «гнусную» из московских больниц. Её жизненный девиз звучал так «С именем Бога — все для людей!»

А красавица баронесса Юлия Вревская умерла от тифа, которым заразилась ухаживая за больными солдатами. Она продолжала выполнять свой долг пока у нее были еще силы.

Великая княгиня Елизавета Федоровна после гибели мужа целиком посвятила себя делам милосердия и основала Марфо-Мариинскую обитель.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.

С.А.Есенин написал стихотворение

«Для императрицы Александры Федоровны»

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Березки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шел страдать за нас,

Протягивают царственные руки,

Благословляя их в грядущей жизни час.

На ложе белом, в ярком блеске света,

Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу.

С милосердием связано еще одно понятие — «милостыня». Вам наверное знакомо это слово. Каким же образом можно оказывать милостыню и что включает в себя это понятие?

  • Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся (Милостыня)

  1. Вывод:

Милосердие это проявление любви к ближнему. А ближним мы должны считать каждого человека нуждающегося в нашей помощи и готового помочт в беде другим. Милосердию можно и нужно научиться, для этого сначала нужно себя даже заставлять помогать другим, а затем это стане доброй привычкой твоего сердца.

Святитель Игнатий Брянчянинов говорил:

  1. Рефлексия.
  • Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?
  • Вспомнили ли вы свои милосердные поступки по отношению к другим людям?
  • Появилось ли желание стать милосерднее?
  • Понравилось ли вам работать в вашей группе?
  1. Итог

Мне хочется верить, что сегодня наша встреча не прошла даром, и вы смогли прикоснуться к истокам истинного милосердия и понял его истинный смысл. А каждый из вас для себя лично попытается взглянуть на себя со стороны и определить свое отношение к людям, и возможно, его пересмотреть.

А завершить урок я бы хотела словами святителя Игнатия Брянчанинова: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви».

  1. Домашнее задание:

Вопросы и задания на странице 45.

Спасибо всем за урок, всего вам самого наилучшего!

Кабанова Татьяна Сергеевна учитель музыки, предмета «Истоки»