О реализации курса ОРКСЭ в школе в 2015-2016 у.г.
статья по орксэ на тему

Степанова Лилиана Ховановна

Основные задачи комплексного учебного курса ОРКСЭ:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizhatsiya_kursa_orkse_v_2015-2016_u.g.doc882.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2

___________________________________________________________________________________________

671640, Республика Бурятия,  с. Курумкан,  ул. Ленина, 37 Тел. 8(30149) 41-5-26, факс:8 (30149) 41-5-26

Отчет

о реализации комплексного учебного курса  

«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-х классах  

 в 2015/2016 учебном году

Ведение модуля «Основы светской этики»  было выбрано родителями учащихся 4 «а» класса на родительском собрании. Для реализации модуля учителем Санжиевой Л.А. была составлена рабочая программа к учебнику «Основы светской этики».

Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших школьников мотивации к нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально- государственного, духовного единства российской жизни.

 В ходе реализации содержания модуля применялись следующие виды уроков: урок-экскурсия (заочная), урок образ,  беседы. Различные виды дискуссий, ролевые игры. Различные викторины и конкурсные события. Для организации занятий использовались  методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый , самостоятельной работы.

Особое внимание уделялось работе с текстом: выборочное чтение, комментированное чтение, чтение с остановками. Для этой возрастной категории немаловажное значение имела работа в группе. При этом использовались следующие виды работы: взаимные вопросы и задания, взаимообъяснение, беседа, интервью, драматизация, защита проектов. Самостоятельная практическая деятельность состояла  в составлении словаря терминов и понятий, кроссвордов, подготовка и защита творческих заданий. В создании образов, рисунки, фотографии, слайд-шоу, сообщения.

В январе был проведен открытый урок для учителей преподающих ОРКСЭ по теме: «Род и семья – истоки нравственных традиций», где были показаны формы и методы работы на уроках ОРКСЭ. Дети составили родословное древо, выяснили, что такое род, семья. Урбадаев Аюр и Пушкарёва Лиза представили презентации о своей родословной. Глуховцев Алёша и Кокорина Надя, Туговиков Кирилл нарисовали свои родословные в альбомах, Надмитова Нарана и Бадмаева Надя прочитали  стихи о семье.

В течение года учащимися подготовлены следующие виды творческих работ:

  1. Презентации по темам «Семейные праздники», «Добро и зло», «Долг и совесть», «Честь рыцарская и воинская» «Сострадание и милосердие», «Сагаалган», «Рождество» и др.
  2. Коллаж «Моя мечта».
  3. Настольные игры моей семьи.(Рассказ об игре и игры в классе).
  4. Сочинение « 10 правил моей семьи».
  5. Книжка – малышка «Правила поведения в школе.
  6. Защита проектов «Как отличить добро от зла», «Образцы культуры народов».
  7. «Моя родословная»
  8. Составление родословного древа.
  9. Разучивание песен, стихотворений о дружбе.

Оценивание работ учащихся «зачёт – незачёт».

Родители и дети с удовольствием готовились к каждому уроку. Они искали дополнительный материал по сайтам в интернете. Находили интересные притчи, философские рассказы, учились рассуждать о великих истинах, знакомились с мудрецами и их цитатами. Размышляли, почему же  он [философ ]так сказал, работали с толковым словарем, подбирали и толкование слов, и синонимы и антонимы, объясняли пословицы. Формы работы разные: работа в парах, в группах и т.д.

Что такое «доброта»? (добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добродетельный, добронравный )Ч то такое совесть?  Что значит «совестливый» человек?  Мораль? Культура? Что такое порок и добродетель? Кто такой Аристотель и Сократ?

Учащиеся познакомились с «золотым правилом» нравственности. Рассмотрели это с точки зрения всех религий. И оказалось, что  в каждой религии говорится  об этом одинаково «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте  и вы с ними». Дети отвечали на вопрос: а хотели ли вы, чтобы и с вами обошлись так же? Учились ставить себя на место обиженного. И учились его понимать и принимать.

                  

Родители 4 «б» класса (учитель Степанова Л.Х.) выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур», руководствуясь тем, что страна наша многонациональная и дети должны узнать о всех религиях, о нравственных заповедях разных религий. Родители хотят видеть своего ребенка духовно-нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий, надеются, что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни, усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию толерантности в обществе.

100% обучающихся отметили, что предмет очень интересный, что изучают его с огромным удовольствием, нравится предмет и его преподавание, вызывает интерес содержание учебника; нравится, что многие задания, предусмотренные учебником, нужно выполнять всей семьёй;

- учитель ОРКСЭ отмечает, что, несмотря на то, что отметки по ОРКСЭ не выставляются, дети к уроку всегда готовы, материал знают хорошо, трудности вызывает совершенно новая терминология и научились составлять словарь-глоссарий, который является сквозным видом учебной деятельности, который проходит через все уроки курса, способствуя систематизации и усвоению учебного материала, для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала.

Все дети с удовольствием посещают занятия и проявляют активность на уроках, материал курса расширяет кругозор детей, учащиеся на каждом уроке получают большое количество ценной информации. Например, на первом уроке в 4 классе по теме «Россия – наша Родина» разговор шёл о том, как огромна наша страна, что на её территории проживает 128 различных национальностей, и каждый народ имеет свою культуру, традиции, которые нужно принимать и уважать, что все народы, проживающие в России, согласно Конституции РФ, имеют во всём равные права. На уроках ОМРК в 4 классе дети отвечают на следующие вопросы: что такое религия, какие религии являются традиционными в нашей стране, как религия влияет на культуру, что относится к материальным и духовным ценностям, о возникновении религий мира и их основателях, о священных книгах религий мира, о том, что такое добро и зло, грех, раскаяние и др. Например, изучая тему «Священные сооружения», дети знакомятся не только с храмами мировых культур, но и с правилами поведения в храмах и во время службы, делают сравнения и выводы. На заключительном уроке проводится творческая работа по изученным темам. Учащиеся узнают о том, как произошло крещение Руси, как распространялись другие религиозные культуры в нашей стране, что является святынями в христианстве, исламе и других религиях, о нравственных заповедях в религиях мира, о заботе и милосердии, о том, как традиционные религии относятся к семье. Опыт детей не богат, а выполнение домашних заданий часто требуют знаний и творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых ребятам никак не обойтись. Например, такие задания: «Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или «Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье», составить викторину или кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители становятся непосредственными участниками учебного процесса.

Основные применяемые формы и виды учебной деятельности в рамках преподавания курса ОРКСЭ

Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения: словесных; наглядных; практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы; репродуктивных.

Важное место в реализации курса ОРКСЭ занимает работа в группах, которая позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает, при правильной ее организации, эффект включенности в общую работу класса.

Среди других форм учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить следующее:

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся. Такая работа очень нравится, все даже не совсем активные дети включаются в работу.

Интервью. Эта форма учебной деятельности  использовалась как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, ветеранов и т.п.). В виде интервью  осуществлялась   рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы.

Сочинение. Письменная творческая работа позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, уровень развития когнитивных навыков, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы. Все дети выбрали сочинение на темы «Добро и зло», «Моя семья».

Использование информационно-коммуникационных технологий. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал практически для каждого урока и самостоятельно его оформить. Важным преимуществом применения ИКТ на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. Почти на каждом уроке учителем используются мультимедийные презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически используются толковые словари. Для проверки домашних заданий, закрепления изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины. В рамках курса ОМРК в системе осуществляется работа, стимулирующая познавательную активность школьников в учебной деятельности.  Детям нравится самим создавать презентации на разные темы и защищать свои проекты.

Еще одним неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнял творческие и поисковые работы.

Дети готовили доклады на темы: «Религиозные праздники», «Обычаи и обряды», «Заповеди», иллюстрировали темы «Добро и зло», «Праздники», «Защитники Отечества».

Проводились два праздника буддйской религии «Сагаалган», православной религии «Масленица». Дети с праздником Сагаалган знакомы очень хорошо, о масленице узнали на занятии много интересного. С удовольствием играли в традиционные игры.

Таким образом, к моменту завершения учебного курса ОРКСЭ у учащихся  заложены основы формирования целостного мировоззрения, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, сложены представление о многообразии религиозных традиций и культур, умение высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), осознания ценности человеческой жизни.

Интерес к самостоятельному поиску и приобретению новых знаний может стать основой исследовательской деятельности учащихся в старших классах.

F:\Images\IMG0830A.jpg                 F:\Images\IMG0828A.jpg 

   

          F:\Images\IMG0857A.jpg         F:\Images\IMG0833A.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация курса ОРКСЭ как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Воспитательный процесс в рамках комплексного курса ОРКСЭ направлен на знакомство  учащихся с духовными традициями народа России...

Реализация курса ОРКСЭ на основе духовно- нравственного воспитания обучающихся

Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся. Он разделен на шесть независимых, но единых по целям и задачам модулей, им...

Внеурочная деятельность в реализации курса ОРКСЭ

Описание разных форм  внеурочной деятельности в реализации курса ОРКСЭ...

Рабочая программа и КТП по курсу "Математика" для 3 класса (тип класса: общеобразовательный) УМК «Школа России» 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по математике разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания лич...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» УМК «Школа России» 2015– 2016 учебный год

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года), авторской программы курса «Русский язык» В.П. Ка...