Посиделки (Повторение по теме "Православный храм") 4 -5 класс. ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Фаустова Ольга Николаевна

Цель урока: закрепить изученное о православном храме, его устройстве, значении в жизни православного человека.

Задачи:

1.     Формировать гражданскую идентификацию личности.

2.     Формировать представление о  ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.

3.     Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

4.     Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1 Тема: Посиделки.

(Повторение темы «Православный храм»)

Цель урока: закрепить изученное о православном храме, его устройстве, значении в жизни православного человека.

Задачи:

  1. Формировать гражданскую идентификацию личности.
  2. Формировать представление о  ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  3. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые результаты:

Предметные: соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции; ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции.

Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения;; оценивать результаты собственной деятельности, адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками; регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями.

Познавательные УУД: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей,  кроссвордов.

Коммуникативные УУД: владеть диалоговой формой речи, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; формулировать собственное мнение и позицию; отстаивать свою точку зрения, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в группах; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Личностные УУД:  самоопределение, осуществление гражданской идентификации личности, проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность;  ценить семейные традиции своего народа, уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию; регулировать свое поведение в соответствии с познанными и моральными

нормами и этическими требованиями.

Предварительная подготовка к уроку учащихся, их родителей: проектная деятельность: учащиеся вместе с родителями находят информацию о храмах Липецкой области, оформляя их в папки; готовят рисунки, поделки.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразовательных  учреждений;- М.: Просвещение, 2012.

- Интерактивная доска, компьютер,  презентация слайдов; самовар, чашки, калачи, конфеты, рушники: раздаточный материал (картинки, кроссворд, схема устройства храма), аудиозапись «Божий храм» в исполнении Ангелины; фотографии  церкви Дмитрия Солунского в  с.Ивово Липецкого района Липецкой  области; видео «Фотоальбом. Храмы Липецка и Липецкой области»; фотографии творческих работ учащихся.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

(На столах рушники, самовары, конфеты, чашки)

Учитель. Гости дорогие, добро пожаловать на наши русские современные посиделки! Посиделки – это встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен для общения, самовыражения. Присаживайтесь за столы (два стола, две группы учащихся), угощайте друг друга чаем и калачами.

Сегодня мы все вместе отдохнем, поработаем и подведем итоги ранее изученным темам.

2.  Актуализация знаний учащихся.

- Послушайте загадку, ответьте хором  и подумайте, о чем мы будем говорить на наших посиделках

Читает ученик:

     Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам...

Это –

 Слайд 2 Учащиеся:  православный храм! Это храм, собор, церковь.

Верно, это слова-синонимы, а значение одно: Божий храм, мы сегодня продолжим  говорить о храме.

3. Повторение изученного. Беседа.

Учитель: Молодцы. А о каком храме идет речь? (Православном)

Чем православный храм отличается от других?( это здание с крестом) 

Дайте определение понятию ХРАМ (Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки, в нем много икон).

-Что такое икона? ( Священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события).

-А кто из вас был в православном храме?    Зачем люди посещают  храмы? (В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то).

Слайд 3 Итак, какой вывод мы можем сделать, что такое Храм?  это священное сооружение, в котором собираются верующие в Бога люди, почитающие иконы и Библию, для совместных и индивидуальных молитв, служб и обрядов, а также место духовной жизни человека, где душа находит спокойствие и защиту. В храме происходит встреча каждого человека с Богом. Значит, храм – это особое место. Храмов в Липецке и Липецкой области много.

Давайте посмотрим видео «Фотоальбом. Храмы Липецка и Липецкой области», сделанное по благословению Владыки Никона епископа Липецкого и Елецкого [ 4]

-Что нового вы узнали из увиденного?

4.Проверка домашнего задания

Вы сегодня большие молодцы! Приготовили вместе с родителями проектные работы: папки о храмах Липецкой области, поделки, рисунки (Приложение 1) Это значит, что темы вы усвоили хорошо. Давайте теперь вспомним и закрепим изученное.

Слайды 3-11

  1. Православные загадки

Слайд 1 Предлагаю вам Православные загадки.  Разделимся на 2 группы (2 стола), за правильный ответ группа будет получать калач.

  1. На горе стоит как свеча, в ней молитва горяча (храм)
  2. В жизни вечен, в любви бесконечен.
    Ярче солнца светит, крепче мамы любит
    (Бог)
  3. Что у Бога нет, а у нас есть? (Грех)
  4. Огонек горит - молитва к Богу лежит (Свечка)
  5. На земле жили – с земли ушли - к Богу пришли (Святые)
  6. Впереди меня дорожка, что ни шаг, то подножка.
    Когда кончится, не знаю - иду лишь к Богу взываю
    (Жизнь)
  7. Грязь смывает, душу к Богу возвращает ( Исповедь)
  8. Нет головы, а есть уши, нет рта, а есть язык (Колокол)[ 1]

Слайд 12 Учитель: Молодцы! Ребята, а что такое колокол?

Звон колокольный – одна из существенных принадлежностей богослужения. Употребляется для призыва христиан к богослужению, для оповещения тех, кто не присутствует в храме, о самых важных моментах богослужения, а помимо богослужения – либо для выражения духовной радости в великие праздники, либо для выражения общей скорби при погребении усопших.

-Какие бывают звоны при богослужениях? (Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д )

6. Релаксация.  Давайте послушаем,  как звучит колокол, если кто-то определит вид звона, получит приз - большой калач. (Звучит фонограмма колокольного звона) [ 2]

7.Возрождение Слайд 13  К сожалению, ребята, не во всех храмах сейчас звучат колокола, есть разрушенные храмы, но и есть такие, которые на пожертвования людей восстанавливаются. Первая церковь в  Ивово появилась (по архивным данным) примерно в 1680г. В конце XIX века в селе Ивово, тогда еще Воронежской губернии Задонского уезда, жителями вместо старого деревянного здания был выстроен новый храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, память о котором связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Старожилы вспоминают, что строили храм из красного кирпича, который обжигали тут же в селе. Фундамент клали из природного камня, который вырезали в логу Иншаки. Всем селом, вплоть до малых ребятишек, носили камни, кирпичи на своих плечах к месту строительства.  Всем селом собирали яйца для раствора фундамента (для крепости).  Около церкви с южной, западной и северной стороны находилось кладбище. Не думали тогда жители Ивово, что когда-то их храм окажется в небрежении у их потомков…

Но время идет, изменяется общество, жизнь, изменяются взгляды на духовность. Возрождается и Димитриевская церковь. Храм восстанавливается по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона с 2008 года. «Блажен человек, который щедротами своими созидает храм попечениями и трудами, приносит прибыль и пользу,  украшает их или, предупреждая разрушение, возобновляет старые. Такой благотворитель душ привлекает себе любовь Божию и воздаяние ему будет благое».

Посмотрите слайды с фотографиями и вы увидите, как  8 ноября 2013г. в с. Ивово в престольный праздник Святого Великомученика Дмитрия Солунского состоялось поднятие креста на храм, который был изготовлен рабочими из металла и покрыт позолотой. На этот сельский праздник собралось много жителей села, близлежащих сел, приехали на свою родину и уехавшие ранее. Состоялась служба и освещение креста иеромонахом Севастьяном. Все присутствующие (и стар и мал) приложились с поклоном к кресту, после чего он был поднят и установлен  на куполе храма (Приложение2,2/1  )

Учащиеся читают стихотворения:

  1. Восстановить в России надо храмы, 
    Чтоб возродить святую прежде Русь, 
    А раны нашей пережитой драмы, 
    Все зарастут травой и былью пусть. 
    Пусть над Россией чистым будет небо 
    Твои глаза пусть смотрят к нам с небес. 
    Пусть в каждом доме много будет хлеба, 
    И чтобы нас не путал больше бес. 
    И пусть звонят колокола России, 
    Пусть все плохое сгинет в прах и пух, 
    Чтоб дети нас за все, за все простили, 
    А в нас живет пусть воскрешенья дух.

2. Посильной жертвой и трудом, 
Сердечной, искренней молитвой! 
Пусть возродится Божий дом, 
А в душах — пламень возгорится. 
Мы верим — разольётся звон,
И поплывёт над весью сонной, 
Сзывая люд со всех сторон, 
И тот — придёт; ведь здесь он — дома! (Т.Баслина)

- К чему призывают авторы стихотворений? (возрождать храмы) Зачем нам это нужно? (для общения с Богом)

На Руси всегда было много храмов.    Сейчас православные традиции помаленьку возрождаются.

8.Кто быстрее и правильнее определит устройство храма, тот получит большой калач (раздаются  листы со схемами №1) (Приложение 3 )

Слайд 14 (Ответы:1. Алтарь 2. Средняя часть 3. Притвор 4. Иконостас 5. Престол 6. Жертвенник 7. Горнее место 8. Ризница 9. Солея 10. Амвон 11. Клиросы)                    

Послушайте песню «Божий храм» в исполнении Ангелины (аудиозапись) [ 3]

9.  А теперь посмотрим, как вы умеете работать с кроссвордами и как усвоили темы. Кроссворд (группам раздаются распечатанные кроссворды) (Приложение 4)

По горизонтали:
3 - Обращение верующего к Богу
6 - Историческое название земель восточных славян
7 - Как называют Богородицу?
8 - Православный монах
10 - Имя одного из евангелистов
11 - Место, простор, пространство, на коем подвизаются.
По вертикали:
1 - С этим кристаллическим веществом сравнивают христиан.
2 - Сложенный из камня полукруглый потолок в храме.
4 - Монашеское поселение в традиции Православия, обычно - удаленный от основного монастыря скит.
5 - Церковная должность в Православии.
9 - Застекленный шкафчик для икон.
10 - Останки святых.

Слайд 15 Проверьте результаты: По горизонтали : 3 – молитва, 6 – Русь, 7 – дева, 8 – инок, 10 – Марк, 11 – поприще.  По вертикали: 1 – соль, 2 – свод, 4 – пустынь, 5 – звонарь, 9 – киот, 10 – мощи [ 1]

Победители получаю большой калач.

  1.  Конкурс «Художественный»

- Ребята, какие бывают храмы? Подберите слова, характеризующие храм. (Ответы учеников: большой,  красивый,  великолепный, мощный, воздушный, лёгкий, добрый, строгий).

А теперь группам нужно нарисовать православный  храм, оценивается правильность и эстетичность, аккуратность ( 3 калача – лучший)

  1. Подведем итоги: подсчитаем калачи (у кого больше, та группа победила) Рефлексия.

Учитель Много прекрасных традиций было на Руси. Не забывайте их! Чтобы по - настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое. Наши посиделки подошли к концу. Желаю вам, ребята на прощание быть, как наши предки, гостеприимными,  хлебосольными! Пусть ваш дом будет радостным и уютным, и на сердце у  каждого, вошедшего в него, будет тепло от этого. И на прощание хочу подарить вам памятки посещающему храм (Приложение 5).

-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

-Понравились вам  сегодняшние посиделки?

-Что запомнилось больше всего?

Слайд 16

12. Домашнее задание.

- рассказать родителям о том, что запомнил на уроке

Слайд 17 Учитель: Благодарю вас за работу и желаю, что бы вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь вокруг себя (чаепитие может продолжиться)

Список использованной литературы

  1. А.В. Кураев «Основы православной культуры» учебник для 4 класса, М.: «Просвещение», 2010
  2. ОПК. Методические рекомендации к учебнику. М.: «Просвещение», 2010

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.https://vk.com/topic-24527928_27517727

2.Колокольный звон\kolokol'niy_zvon_(Svyato-Elizavetinskiy_mon-r')-Blagovest.mp3).

3.http://pesnik.su/mp3

4.https://www.youtube.com/watch?v=YbaZCqDvEmo



Предварительный просмотр:

Схема №1

Внутреннее  устройство  храма 



Предварительный просмотр:

№ 3     Кросворд

F:\Храм на конкурс\кроссворд.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Храмы. Презентация по ОРКСЭ.

Презентация по ОРКСЭ. Возникновение храмов. Внешнее и внеутреннее устройство....

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки» для учащихся 2-4 классов.

Сценарий фольклорного праздника «Зимние посиделки. Святки». Праздник  проводится в народном стиле  с учащимися 2-4 классов и содержит русские народные песни, хороводы, игры, потешк...

Разработка урока по развивающей системе на тему "Войдём в буддийский храм" 4 класс

Урок разработан по системе Занкова по курсу ОРКСЭ для 4 класса.  Сопрвождается урок мелодией молебна и видеофильмом "Агинский дацан."...

Методическая разработка урока на тему "Экскурсия в храм" (4 класс).

Эту экскурсию целесообразно проводить при изучении курса ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Урок по теме "Православный храм"4 класс

Урок по теме "Православный храм" 4 класс, урок №14,  автор учебника А.В.Кураев...

Презентация по ОРКСЭ "Войдём в православный храм" 4 класс

Материалы данной презентации используется на уроках ОРКСЭ модуль "Основы православия" 4 класс...