Методическая разработка урока на тему "Экскурсия в храм" (4 класс).
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Сидорова Светлана Ивановна

Эту экскурсию целесообразно проводить при изучении курса ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экскурсия в храм.42.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Экскурсия в храм».

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление  ценности православного храма  как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. 

Ориенти-ровочно-мотивацион-ный этап

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Словарная работа.

Усвоение новых знаний.

II.  Операцион-ноисполни-тельный этап.

- Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. 

- Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

- В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Беседа:

- Что такое храм?

- Что такое церковь? Что она означает?

- Вот поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

- Сегодня на  уроке во время экскурсии мы подробно разберём с вами устройство православного храма. А потом вы сами составите памятку «Как правильно себя вести в храме».  

1. Внешние особенности храма. Экскурсия по территории храма. Беседа.

- Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

2. Изучение устройства храма.

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

- Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

  Учитель:        

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

Беседа:

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия?

Экскурсия.

- Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарём на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящён какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.

- Как называется храм находящийся в нашем городе?

- Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

Раздаю схемы-памятки.

http://azbyka.ru/knigi/images-pravoslavnyj-khram/020.jpg Схема храма

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

- В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

- Вот мы в самом храме.

Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра).

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 

- Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые ликами к молящим- ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Да рах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

- Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

- Церковь — означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. 

- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

 - Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

Выслушиваем предположения детей.

Словарная работа.

Выслушиваем предположения детей.

Учащиеся читают стихотворение по ролям.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Выслушиваем ответы детей.

Храм в нашем городе посвящён преподобному Андрею Рублёву.

Выслушиваем ответы детей.

Такая схема есть у каждого учащегося.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

Рефлексия.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величию ведшие страну…

 Любите. Дети, старину!..

                                       С.С. Бехтеев

Личностная значимость новых знаний.

Выслушиваем ответы детей.

Выслушиваем ответы детей.

IY.   Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке во время экскурсии;

- узнать, историю и особенности  храмов  нашего города.

Индивидуальное:

- нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты;

- подобрать  и выучить стихотворение о храме;

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе на тему "Урок в зеленой школе" УМК Биболетовой М.З.

Материал представляет конспект урока № 3 в 3 классе по УМК Биболетовой М.З. Урок содержит   ролевую игру с участием ученика 6 класса....

«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»

Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...