Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Сухарева Елена Николаевна

 Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.

Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:

- взаимозависимость членов группы;
- личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы;
- совместная учебно-познавательная деятельность в группе;
- общая оценка работы группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе

по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»)

Тема урока. «Как лечились наши предки».

Автор: Сухарева Елена Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 23, г. Таганрог.

 Цели урока:

Развивающие: создать условия для развития коммуникативных умений (умения устанавливать социальный контакт, умения общаться с членами команды, умения вести диалог и участвовать в обсуждении темы), навыков совместной деятельности (навыки распределения ролей в команде,  кооперации, ответственности за результаты своего труда),  развитие способности к самоанализу;

Формирующие: сформировать ценностно – смысловые ориентации уч-ся на примере опыта  целительской деятельности на Руси; способов и методов познания, применяемых в технологиях обучения в сотрудничестве;

Воспитательные: воспитание уверенности в собственных силах; толерантного отношение к человеку и природе; способности ответственно относиться к порученному заданию.

Оборудование:  компьютер, экран, проектор, конверты с заданиями, песочные часы, раздаточный материал по теме «Организм человека», клей, маркеры, листы бумаги формат А- 3, кроссворды по теме урока.

1.Орг. момент.

Создание эмоционального настроя.

Я спешу сказать вам - здравствуйте!

Чтоб пожелать вам здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем в классе

Прекраснейшего настроения!

     -Ребята, а что нужно человеку, чтобы всегда быть в хорошем настроении, в хорошей форме? (Нужно быть здоровым.) Здоровье - это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

У: - Сегодня на уроке мы поговорим о том, как следует вести себя, чтобы сохранить здоровье. Что для этого нужно знать? (Нужно знать свой организм.)                                                            

2. Повторение пройденного.                                                                                                                 

У: - Вот и давайте с вами повторим, что мы знаем об организме человека. Начнем с «Блиц- опроса».

        «Блиц-опрос».

1)С помощью какого органа дышит человек? (Легкие)

2)Что является главным отделением «внутренней кухни»?  (Желудок)

3)Какой орган управляет работой всего организма?  (Мозг)

4)Этот орган размером немногим больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.  (Сердце)

5)Этот орган похож на длинный извилистый коридор. Пища в нем окончательно переваривается (превращается) в прозрачные растворы и впитывается в кровь.   (Кишечник).

         Работа в группах.

          У: - На столах у каждой группы есть задание. Вам необходимо собрать внутренние        органы  в  единую систему. Думаю, вы это сделаете очень быстро. Если группа готова, то один представитель выходит и рассказывает о том, как вы справились с заданием.

   Отчет групп.    

3. Актуализация знаний.                        

         У: - Но, к сожалению, бывает так, что в организме человека какой-то орган дает сбой и    человек заболевает. Что делать, если вы уже заболели? (Вызвать врача, а если очень  плохо ,то «Скорую помощь».)

        У: - Что надо знать для того ,чтобы вызвать врача? (Телефон поликлиники, телефон скорой помощи - 03, свои фамилию, имя, дату рождения, домашний адрес.)

       У: - Какую помощь оказывает врач? ( Ставит диагноз, объясняет способ лечения, выписывает рецепт).

       У: - Какие формы лекарственных средств вы знаете?  (Таблетки, микстуры, мази, капли, настои.)

       У: - Как принимают лекарства? (В тех количествах, которых указал врач.)

       У: - Можно ли заниматься самолечением? (Нет.  Мы не можем определить заболевание и правильно его лечить.)

       У: - Поднимите руки те, у кого дома есть аптечка. Вспомните, что в ней находится.

       У: - Разрешают ли вам родители пользоваться аптечкой самостоятельно? Почему?

(Самим нельзя принимать лекарства.)

       У: - Какие вы знаете правила пользования лекарствами? ( Дозировка, проверяем срок годности.)

       У: - Молодцы! Вам хорошо известны эти правила. Каждый из вас посещает различных врачей по мере необходимости. Сегодня, пожалуй,  нет ни одного школьника, не знающего, что такое аптека. Можете ли вы представить себе, что какое-то время назад не было ни поликлиник, ни врачей, ни аптек? (Нет.) А что же делали люди? К кому обращались за помощью? Чем лечились?

       -Так о чем же сегодня пойдет речь на уроке? ( Как лечились в старину)

4. Введение нового материала.                                   

       У: - Тема нашего урока «Как лечились наши предки». В ходе нашего урока мы должны будем расширить свои знания по следующим вопросам (открываются вопросы, размещенные на доске) .

1. Кто и как лечил в старину?

2. Из истории лечения травами.

3. «Зеленые лекари».

4. Русская баня.    

5. Организация работы в группах сменного состава.                                                                                                                                                                          - На ваших столах лежат пронумерованные конверты. Номер конверта соответствует  номеру, прикрепленному к вашим рубашкам. Вы откроете конверт, внимательно  ознакомитесь с  той информацией, которую он хранит. За 3 минуты вам нужно ее запомнить так, чтобы вы могли поделиться этой информацией с другими. Открывайте конверты.

     Уч-ся знакомятся с информацией. В конвертах даны тексты, раскрывающие тему урока, но раздробленные по частям. В данном уроке было выделено 6 частей. Но в каждом конкретном случае это зависит от количества  числа участников группы.  Если у вас число детей в группе равно 5, то и текстов будет 5. Так как каждый ребенок должен получить и передать свою информацию в ходе работы на уроке. Подробнее об организации урока в технологии сотрудничества смотрите в дополнительной литературе.

6. Обмен информацией в группах нового состава, составление плана сообщения.

       У: - Сейчас вы перейдете к столам с соответствующими номерами и расскажите друг другу то, о чем читали. Результатом вашего обсуждения должен быть план, по которому вы, вернувшись  в свою группу, познакомите других ребят с информацией. На эту работу вам отводится 3-4 мин.

7. Смена ролевых исполнений уч-ся на уроке.

       У: - Вы возвращаетесь на свои места. Представьте, что каждый из вас учитель.  Задача каждого из вас  в течение 1 мин  донести полученную информацию по плану, который вы составляли так, чтобы всем стало понятно, о чем вы хотите рассказать. Слушать нужно внимательно, потому что спросить я могу любого, только не того, кто владеет данной информацией. Хранителем времени становится тот, кто уже рассказал. (Обмен информацией)

8. Закрепление полученных знаний, .

       У: - Ну, что ж, ребята, а теперь проверим,  насколько хорошо у вас получилось донести информацию своим слушателям. Что же вы узнали интересного?

9 . Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Кто и как лечил в старину»

-Кто же лечил людей в старину?    

Рассказ о знахарях.

У: -

Без больницы люди жили,

Знахари людей лечили:                                     

От озноба зверобоем,                      

От зубов  – льняным настоем,          

От ожогов  – бузиной

А от ран – землей родной.    

Варят старые знахарки

Из лечебных трав припарки,

Сушат в печке ножки жабьи,  

 Приговоры знают бабьи.  

 Набормочут разных слов-

 И, глядишь, больной здоров!

 Жив – здоров и сам доволен.

Он,  видать, и не был болен!

      На Руси люди верили в «сглаз», порчу вот и обращались к целителям, знахарям. Лечились травами, святой водой, заговорами. Что из этого признает современная медицина? ( Лечение травами.) Как же развивалось траволечение на Руси?

9. Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Зеленые лекари»

Сообщение учащихся.  

       У: - Как вы понимаете, ехать в столицу за лекарствами могли не все. Что же оставалось   делать простым людям? (Лечиться самостоятельно.)  Люди подмечали какие-то свойства трав, овощей, фруктов. Очень многие из этих «зеленых лекарей»  вам хорошо знакомы. Давайте узнаем об их лечебных свойствах.

   Шиповник.

  Сообщение учащихся.

       У: - Ребята, отгадайте загадку: Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти.

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.  (Подорожник.)

Правильно, это подорожник.  

       У: -  Что вы узнали о подорожнике?

Сообщение о подорожнике.

 У: - Кажется, солнце в ромашку вошло,

Желтое донце в лучах расцвело,

Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,            

Солнца на ножках, качаясь, стоят.

Залит лучами зеленый лужок.

Солнце над нами и солнце – у ног!

-Что вы нам можете рассказать о целебных свойствах ромашки?

Сообщение учащихся.

     У: - Скажите, ребята, а где мы сейчас берем лекарственные травы? (Покупаем в аптеках)

     У: - Лечение травами – это своего рода наука. Нужно знать, какое растение, от каких болезней помогает, когда и какие его части надо собирать, как правильно засушивать и заваривать, делать настойки.  Какие части растений могут использоваться? (Листья, цветки, кора, корни.)                                                        

       -При заготовке растений необходимо соблюдать определенные правила: почки и кору растений собирают весной; листья в период цветения и только в сухую погоду; цветы – в период цветения и только те, которые полностью раскрылись; корни – в конце лета и осенью; ягоды и семена – только целые и неиспорченные.                                                    

     Сушат эти растения при сухой жаркой погоде, но не под прямыми лучами солнца, а под навесами или  в сушилках. Обязательное условие – перемешивание. Хранить высушенные растения можно до 1,5 лет. Только корни могут храниться 2 – 2,5 года. Представляете, какой нелегкий этот процесс! Лечимся мы ими, приготавливая настои или отваривая растения. На коробочках с травами пишут способ приготовления того или иного лекарства и его нужно строго придерживаться, дабы не навредить себе.

     -А вы можете назвать еще какие-нибудь лекарственные растения? (Дети называют растения и рассказывают,  от чего они помогают.)

         У: - Но, если уж вам самим когда-нибудь  придется заняться сбором лекарственных растений, помните, ребята, о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

 ФИЗМИНУТКА

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова . (Вращение головой в стороны)

Раз – два – три – четыре – пять, надо ноги нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть? (Есть)

Что ж, пора на место сесть! (Дети садятся.)

9. Отчеты уч-ся по проведенным самостоятельным исследованиям по теме: «Русская баня»

     У: - Русские люди были достаточно крепкими и здоровыми. И если уж им случалось заболеть, то лучшим лекарством они считали баню. Многие и сегодня придерживаются этого способа лечения.                                                                  

     У: - Раньше, когда еще не было бань, люди парились в печах. Когда печь немного остывала, подкладывали солому, чтобы удобнее было лежать, да и лезли прямо в печь, взяв с собой посудину с квасом. Ложился человек на солому и разбрызгивал в разные стороны квас или воду. От горячих стенок шел пар, а люди хлестали себя веником. Напарившись, вылезали из печи и выливали на себя холодную воду. Париться в печах была неудобно, поэтому и стали строить бани на берегах речек и прудов. Как вы думаете почему? (Потому что рядом вода была.)

     -Какова же польза русской бани?

Сообщение учащихся.

     -Ну а что сказать о вениках? Березовый символ русской бани. Его листья рекордсмены, скорее всех других выгоняют «дурной» пот. Вслед за ним по популярности – дубовый и смородиновый. В крапиве, непритязательной траве с колючим характером, белка больше, чем в петрушке или сельдерее. Даже лимон уступает ей в изобилии витамина С, а по содержанию железа она вне конкуренции ни с чем. Словом отбросьте все страхи и парьтесь крапивным веником – польза несомненная!

-Много мы сегодня с вами узнали? Многому научились.  Давайте теперь вспомним…

10. Проверка уровня усвоения материала.

У: А теперь, работая в группах, проведем проверку полученных вами знаний. Каждая группа получает свое задание: «Разгадай кроссворд». Выполнение заданий. Отчет групп.

11. Подведение итогов урока:

     -Скажите, а чему мы еще сегодня учились? (Работать в группах, были учителями ….)

     -Очень много полезного о лекарственных растениях вы, готовясь к нашему уроку,  уже узнали из книг и различных энциклопедий, сегодня вы добавили знания в свою копилочку.  А чтобы увидеть, как много разных лекарственных  растений заготавливают, зайдите в любую аптеку и обратите внимание на витрину,  где выставлены коробочки с ними.  А еще обратитесь к своим бабушкам, думаю, они вам расскажут много полезного.

С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах.

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от досады,

Эта от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады                                                  

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга!

12. Домашнее задание.

     -Узнайте у родителей рецепты предупреждения и  лечения простудных заболеваний.

Подберите пословицы о  «лекарствах с грядки».

ФИТО-БАР

Примечание. В ходе урока была использована презентация, иллюстрирующая его содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"

Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...