Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс. УМК «Школа ХХI века»

Тема:                                                                                                                                   «Ь  знак  после  шипящих  на  конце существительных    женского  рода единственного числа».  

Цели:                                                                                                                                                                                1. Познакомить учащихся  с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после   шипящих на конце существительных”.
2.  Выявить грамматическую функцию мягкого знака, как показателя женского рода через наблюдение и исследовательскую работу учащихся.
3.  Составить алгоритм написания мягкого знака после шипящих на конце существительных; развивать память, мышление, речь.
4.  Воспитывать культуру общения, уважение к предмету, умение работать самостоятельно и коллективно.

Технология:

Исследование.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Поднимите свои тетради те дети, у которых в тетрадях приз за аккуратное и грамотное выполнение трёх последних работ. Я рада вашим успехам и сегодня у каждого есть возможность пополнить свои призовые копилки.

- Наш урок состоит из 6 этапов (у детей на столах оценочные листы с указанием  названия  этапов урока Приложение №1; на доске карточки зарисовки с обозначением этапов урока). Вы в течение урока будете оценивать свою работу и работу класса. Обратите внимание на условные знаки.

2. Актуализация знаний.

Этап 1.

- Какую часть речи мы изучаем на уроках русского языка?                                (имя существительное.)

-  Что узнали об имени существительном?                                                                                        (морфологические признаки: род, число, одушевленное, нарицательное)

 Диктовка слов, в тетрадь ученики записывают только имена существительные.

Пальто, письмо, добежать, листья, деревья, сильный, воробьи, зверь.

-  Какие повторили  орфограммы при записи слов?                                                                                     (на доске появляются таблички)

Ь – показатель мягкости

Ь  - разделительный

         

- Зачитайте слова со  смягчающим  Ь.

- Зачитайте слова с  разделительным   Ь.  

- Оцените свою работу, работу  класса.

(учащиеся работают в оценочной карте)

3.Проблемный вопрос. Поисковая работа. Открытие нового.

Этап 2.

 Карточка со  словом  НОЧЬ ,                                                                                                 - К  какой орфограмме отнести это слово?

- Вы можете ответить на данный вопрос?   (учащиеся затрудняются)

- У вас есть желание узнать новую орфограмму?

- Ответить на поставленный вопрос и узнать новую орфограмму - это  цель нашего урока.

Работа в подгруппах.

- На доске даны карточки со словами, распределите их в  две группы:

    ключ, мяч, вещь, ночь, душ, карандаш, мелочь, молодёжь, мышь.

 

вещь                                                  ключ

ночь                                                   мяч

молодёжь                                          душ

мелочь                                               карандаш

мышь                                  

- Объясните свой выбор.                                                                                                  (1 признак – по роду , 2 признак -  по «Ь» знаку на конце существительных;  в первый столбик записали имена существительные женского рода с мягким знаком на конце, во второй столбик записали существительные мужского рода без Ь).

- На что указывает мягкий знак в словах первого столбика?

(ученики пытаются сделать свой вывод)

- Прочитаем вывод в учебнике и сравним со своими ответами.

Вывод , правило             Урок 71

На доске таблица:

Ь указывает на существительное в форме  

женского рода, единственного числа

 

- В слове  НОЧЬ  - орфограмма «Ь знак после шипящих на конце существительных женского рода».

На доске карточка с алгоритмом.

Объяснение по алгоритму:

*  вопрос…

*  часть речи…

*  существительное  женского рода –  пишу Ь,

   Существительное мужского рода пишется без Ь знака после шипящего.

- Упражнение 1. Запиши  слова  в  два столбика

- Объяснение по алгоритму. Взаимопроверка.                                                             (пару для взаимопроверки ученики выбирают по желанию).

- Оцените свою работу, работу  класса.

4. Работа в подгруппах.

Этап 3.

   Каждой подгруппе выдаётся карточка с заданием.

- В строчке карточки даны слова. Вставьте,  где необходимо Ь.

  Найдите лишнее слово. Объясните свой выбор.

Ноч    лещ   чиж   морж

Ключ   реч   рож    мелоч

Полноч    нож   марш   меч

Дрож    вещ    камыш   Тиш

Луч  врач   лещ   доч

- Оцените свою работу, работу  класса

5. Самостоятельная работа . 

Этап 4.

Задания  по выбору:

Упр.3 Урок 71                    

Упр.5 Урок 71       (задание повышенной трудности)       

- Кто выбрал первое задание?

- Кто выбрал второе задание?      

- Оцените свою работу, работу  класса

  1. Трудное задание (работа в парах).

Этап 5.

- Я нашла словосочетание неизвестной сказочной страны. В которой неизвестный язык, но правила и орфограммы такие же как и в русском языке. Подумай нужен ли Ь в словах:  (карточки с надписями)

девеж(?)  (какая?)  лусая

бормож(?)  (какая?) камейная

Дубож(?)  (какой?) мелестный

- Оцените свою работу, работу  класса

  1. Итог урока. Релаксация. Самооценка.

Этап 6.

– Мы смогли ответить на вопрос, об орфограмме в слове НОЧЬ?

-  Оцени свою работу на уроке. Оцени работу класса на уроке.

- На каком этапе урока вы испытывали затруднения?

- Какой этап урока показался самым интересным?

Д.З.  по выбору.                                                                                                             -Урок 71  Упр.2, правило.

- Придумать 10 слов на изученное правило.

Приложение 1.

Оценочный лист

№ этапа урокап/п

Моя работа

Работа класса

1

2

3

4

5

6

Условные обозначения:

(учитель выбирает обозначения по своему усмотрению).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание мягкого знака на конце имён существительных женского рода"

Урок составлен по технологии развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. Был показан на конкурсе "Учитель года"...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

Методическая разработка урока русского языкаучителя начальных классов Бугаковой Татьяны АлексеевныКласс 4, УМК "Начальная школа XXI века"Тема урока «Правописание мягкого знака в именах числительных»Ти...

Тема: Правописание мягкого знака на конце слов женского рода после шипящих. 2 класс

Тема: Правописание мягкого знака на конце слов женского рода после шипящихЦель: Формировать знания учащихся в правописании мягкого знака у имён существительных женского рода с шипящим звуком на конце ...

Урок русского языка в 4 классе по теме"Закрепление знаний о правописании имён существительных женского рода с шипящими на конце"

Урок является одним из уроков закрепления по данной теме. Позволяет обобщить полученный навык правописания....

Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»

Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.Ц...