Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

алексанова галина николаевна

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

 

Задачи урока:

познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода единственного числа имени существительного путём исследовательской работы учащихся;

формировать умение различать слова мужского и женского рода;

воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

воспитывать самостоятельность, творческую активность;

развивать орфографическую зоркость;

развивать мышление, внимание, память.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих 3 класс

Слайд 2

25 января. Классная работа . ь ььь ь ььь нь нья ль лье пь пью Лось – самый крупный в лесу зверь семейства оленьих.

Слайд 3

Роль Ь знака в словах Обозначает мягкость предыдущего согласного (лось, зверь, мальчик) 2) Разделительный Ь знак (оленьи, вьюга)

Слайд 4

Согласные шипящие звуки Всегда твёрдые согласные звуки: [ ж], [ш ] Всегда мягкие согласные звуки: [ ч’], [щ’]

Слайд 5

Род имени существительного ОН, МОЙ ОНА, МОЯ ОНО, МОЁ МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД

Слайд 6

Малыш, мышь, грач, дочь, плащ, помощь. 1 2 Малыш мышь грач дочь плащ помощь

Слайд 7

ТЕМА урока: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Слайд 8

Мяч, речь, ключ, лещ, вещь, молодёжь , карандаш, уж, ночь. Алгоритм исследования : 1.Прочитайте слово. 2.Определите часть речи. 3.Определите род имён существительных. 4.Какие звуки слышатся на конце слова? 5.Определите, на какие группы можно распределить слова? 6.Запишите слова, распределив их в группы. 7.Чем отличаются написания слов в группах. 8.Сделайте вывод. Сформулируйте правило. 9.Сравни свой вывод с другими парами.

Слайд 9

Имя существительное [ж], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова без [ж ], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова м ужской род ж енский род б ез ь ь

Слайд 10

Имя существительное [ж], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова без [ж ], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова м ужской род ж енский род б ез ь ь е динственное число множественное число глагол

Слайд 11

Имя существительное [ж], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова без [ж ], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова м ужской род ж енский род б ез ь ь е динственное число

Слайд 12

Словарь Туш - короткое торжественное музыкальное приветствие . Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма . Тушь – косметическое средство .

Слайд 13

Чиж

Слайд 14

ФИЗМИНУТКА

Слайд 15

Самостоятельная работа Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род: Мелкие предметы — … , сильный вихрь — … , горький вкус — … , суп со свёклой и овощами — … , дикие птицы, на которых охотятся — … , маленькая лесная певчая птичка — … . Слова для справок: борщ…, гореч …, дич …, мелоч …, смерч..., чиж… . Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания. Гараж.., молодёж .., ткач.., этаж.., ёж.., уж.., борщ.., плащ.., обруч.., луч.., богач.., циркач.., лож.., врач.., силач.., трубач.., гореч .. .

Слайд 16

Имя существительное [ж], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова без [ж ], [ш], [ч’], [щ’] на конце слова м ужской род ж енский род б ез ь ь е динственное число

Слайд 17

Лист самоконтроля Мелкие предметы — мелочь ( ж.р .), сильный вихрь — смерч ( м.р .), горький вкус — горечь ( ж.р .), суп со свёклой и овощами — борщ ( ж.р .), дикие птицы, на которых охотятся — дичь ( ж.р .), маленькая лесная певчая птичка — чиж ( м.р .). Крепкий гараж ( м.р .), талантливая молодёжь ( ж.р .), умелый ткач ( м.р .), последний этаж ( м.р .), хлопотливый ёж ( м.р .), быстрый уж ( м.р .), вкусный борщ ( м.р .), осенний плащ ( м.р .), красный обруч ( м.р .), тёплый луч ( м.р .), щедрый богач ( м.р .), ловкий циркач ( м.р .), вредная ложь ( ж.р .), добрый врач ( м.р .), высокий силач ( м.р .),весёлый трубач ( м.р .), полезная горечь ( ж.р .)

Слайд 18

Рефлексия Допишите предложение: На уроке по теме «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» я - узнал(а)……………………………………………………………………., - понял(а)…………………………………………………………..............., - научился ( лась )…………………………………………………….......... . Закончите предложение: Я……………………………(очень, не очень) доволен(льна) работой на уроке, когда работал(а) ………………......................................... (сам(а), с помощью одноклассников, учителя), потому что выполнил(а) работу ………………………………………… (правильно, неправильно, красиво, некрасиво, с ошибками, без ошибок).

Слайд 19

Домашнее задание Допиши, если необходимо, ь. В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его, объясни свой выбор . ноч чиж манеж морж пейзаж экипаж ландыш дич ключ реч рож мелоч помощ чертёж гуляш москвич полноч королевич нож марш дрож камыш вещ тиш

Слайд 20

Домашнее задание Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика. Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж .

Слайд 21

Домашнее задание Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания : ночь в лесу, дальний поход; ключ, шалаш, вещь, рожь, плащ, луч.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

УМК «Перспектива» 3 класс

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода единственного числа имени существительного путём исследовательской работы учащихся;

формировать умение различать слова мужского и женского рода;

воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;

воспитывать самостоятельность, творческую активность;

развивать орфографическую зоркость;

развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания;

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

общеучебные:

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

логические:

ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

логические:

устанавливать причинно-следственные связи;

строить логические цепи рассуждений;

постановка и решение проблем:

самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

уметь работать в парах;

внимательно слушать друг друга;

уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащать речь детей.

Работа с информацией:

воспроизведение, работа с учебным материалом;

искать и выделять необходимую информацию.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя

Прозвенел звонок весёлый.

 Мы начать урок готовы.

 Будем слушать, рассуждать,

 И друг другу помогать.

– Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что урок принесет вам радость нового открытия.

– Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Минутка чистописания

– Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, послушайте загадку:

Что за буква, кто узнает:

 Звука не обозначает,

 Может только показать,

 Как согласную  читать. (Буква мягкий знак.)

– Напишите по образцу букву и ее соединения.

 При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.

 Не забывайте о правильной посадке при письме.

ь ььь ь ььь нь нье ть тьм чь чью  (Слайд)

- Прочитайте пословицы. (Слайд)

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. Что интересного, с грамматической точки зрения, в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются  слова с мягким знаком).

(Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают   в тетрадь.)

3. Актуализация опорных знаний и способов действий

- А что это за буква "ь знак"?

- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

- Давайте определим роль мягкого знака в словах: (Слайд)

  • тьма, слушать (указывает на мягкость предыдущего согласного звука);
  • ученье, неученье (разделяет согласный и гласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

- А в каком ещё слове есть мягкий знак? (речь)  В какую группу мы его запишем? Почему? (Слайд)

- Для чего в нём пишется Ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? ([ч'] согласный, мягкий, непарный).

- Если я закрою Ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (Да)

- Нужен ли Ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, а во вторую, он выполняет функцию разделительного? (нет).

- Это какая-то новая работа Ь знака.

Вывод: Ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

- Я хочу предложить вам найти ещё одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Посмотрите в тетрадь. Это существительное ….? (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может, допущена ошибка?

- Какая возникла проблема?

- Почему на конце после шипящих в одних именах существительных пишется «Ь», а в других – нет?

- Давайте понаблюдаем за другими словами.

(Слайд)

На доске: Малыш, мышь, грач, дочь, плащ, помощь.

– Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Это имена существительные. На конце слов слышится шипящий согласный звук.)

– Распределите слова на две группы. Запишите их  в два столбика.

Проверка:

– По каким признакам распределили слова? (Слова с «Ь» на конце после шипящего, и слова без «Ь»; имена существительные женского и мужского рода)

– Почему в написании слова мышь есть «Ь», а в слове малыш нет «Ь»? (Аналогично:  грач – дочь, плащ – помощь)

- Как мы сформулируем тему нашего урока? ((«Ь» на конце имён существительных после шипящих.) (Слайд)

– Сформулируйте учебную задачу. Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться писать имена существительные с шипящими на конце с «Ь» и без «Ь».)

- Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется Ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.

5. Открытие «нового» знания (решение проблемы)

 Работа по учебнику с. 13  упр. 17    

– Проведём исследование над словами, используя алгоритм. Обратите внимание на значок, как будете работать? (В паре.) (Слайд)

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте слово.

2. Определите часть речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слова?

4. Определите род имён существительных.

 5. Определите, на какие группы можно распределить слова?

 6. Запишите слова, распределив их в группы.

 7. Чем отличаются написания слов в группах.

 8. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.

 

– Сравним результаты исследования. Сделаем вывод. В каких именах существительных пишется Ь знак после шипящих, а в каких нет?

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода,  в существительных мужского рода с шипящим на конце Ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа Ь знака в эти словах?

- Есть третья работа у мягкого знака, грамматическая,(Слайд) он указывает на род имени существительного.

- Прочитаем правило на с.13 в рубрике «Узелки на память».

- Разработаем алгоритм (т.е. набор инструкций, описывающих порядок действий) (Слайд)

– А, сейчас, внимательно послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и заметьте, что нового вы услышали в правиле. (Диск, часть 1, 2).

– Что вы заметили? Дополним схему. (Слайд, щелчок) ( в единственном числе)

– Расскажите правило друг другу в паре, не забудьте про важное дополнение.

– О какой роли мягкого знака в словах вы узнали? (В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’] пишется «ь», который указывает на женский род имени существительного в единственном числе.)

6. Первичное закрепление. Комментированное выполнение типового упражнения

– Выполните задание с комментированием. (Диктует учитель)

 (Распредели слова на две колонки. В первую запишите слова с Ь (это существительные ж.р.), во вторую – те, в которых Ь не пишется.(существительные м.р.)

Слова: багаж, ложь, чиж, ночь, фарш, печь, пляж, врач, речь, дрожь.

– Проверим. Прочитайте слова 1 столбика (по цепочке, с доказательствами).(Слайд) Прочитайте слова 2 столбика.

 – Какое правило использовали при выполнении задания?

(Слайд) «Ловушка»

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в «ловушку», выполняя такое задание?

 Ноч.. – ноч..ка,  доч..- доч..ка, печ..- печ..ка

 - В чём ловушка?

 (Это совсем другая орфограмма).Какая это орфограмма? (Сочетания ЧК пиши без мягкого знака)

6. Физминутка (Слайд)

Мы задания выполняли

 И немножечко устали.

 А теперь пришла пора

 Отдохнуть нам всем, друзья.

 -Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется встают девочки, если не пишется – встают мальчики: молодёжь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, брошь, мышь, товарищ, мяч, печь.

7. Организация самостоятельной  работы с самопроверкой в классе.

Игра «Четвёртый лишний» (Слайд) Найдите «четвёртое лишнее» слово в каждой строчке, исключите его, запишите остальные слова. Объясните, почему вы его исключили.

Карандаш.., плащ.., мыш.., шалаш…

Кирпич.., мелоч.., ноч.., доч…

Тиш.., ключ.., вещ..,  печ….

 Грач.., помощ.., товарищ.., калач….

Проверка (коллективно)

Отгадай загадку, запиши отгадку.

(упр.20 с.14. – диктует учитель)

Самопроверка по учебнику.

Самостоятельная работа.(на индивидуальных карточках)

1. Вставь подходящее по смыслу слово. Вставь, где нужно,  мягкий знак

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий …, вкусный ….

Слова для справок: мяч.., душ..., тиш.., борщ…, нож.., помощ.., ландыш...

2. Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род:

  • Мелкие предметы — _____________ ,
  • сильный вихрь — __________ ,
  • горький вкус — ____________ ,
  • дикие птицы, на которых охотятся — __________ ,
  • маленькая лесная певчая птичка — ______.

 Слова для справок:     гореч…, дич…, чиж, мелоч…, смерч...,.

Проверка (обмен карточками)

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вспомните всё, что мы делали на уроке, и подведите итог своей деятельности.

 – Узнали ли вы что-либо новое?

 –С какой новой орфограммой познакомились на уроке?

– Приведите примеры.

- О какой роли мягкого знака  в русском языке узнали?

 – Какие задания вам было легко выполнять?

 – Что было трудно?

 – Какое задание вам было интересно выполнять?

- Дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке.

Побежим по «Дорожке успеха» - «Не знаю», «Знаю и понимаю», «Понимаю и могу применить», «Могу научить другого».

9. Домашнее задание.

с.13 «Узелки …» наизусть, упр.21.

Приложение.

Самостоятельная работа.

1. Вставь подходящее по смыслу слово. Вставь, где нужно,  мягкий знак

Перочинный ______, холодный ______, полярная ______, душистый __________, скорая __________, звонкий _____, вкусный ________

 

Слова для справок: мяч.., душ..., тиш.., борщ…, нож.., помощ.., ландыш...

2. Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род:

  • Мелкие предметы — _____________ ,
  • сильный вихрь — __________ ,
  • горький вкус — ____________ ,
  • дикие птицы, на которых охотятся — __________ ,
  • маленькая лесная певчая птичка — ______.

 Слова для справок:     гореч…, дич…, чиж, мелоч…, смерч...,.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного у...

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих»

Тема: Правописание мягкого знака (ь) на конце имен существительных после шипящих.Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.Ц...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...