Технологическая карта урока русского языка,3 класс. Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Преженникова Елена Маратовна

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема:"Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями современного урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 3-ем классе по теме: « Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих».

Учитель: Преженникова Елена Маратовна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели урока: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; формировать умения различать существительные мужского и женского рода; развивать память, мышление, внимание. Воспитывать у учащихся терпимое отношение друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Воспитывать уважение к родному языку.

Технологии, методы и приёмы: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве.

Основные понятия, термины: имя существительное, род имени существительного(мужской и женский), шипящие согласные, эталон, взаимопроверка, самопроверка.

Планируемый результат:

Предметный:

- научатся отличать существительные мужского рода оканчивающиеся на шипящую от существительных женского рода;

- научатся писать мягкий знак на конце существительных, оканчивающихся на мягкий знак.

Личностный:

- принятие цели, понимание важности проделываемой работы;

- понимание познавательной задачи;

- осознание своих возможностей и трудностей, стремление к их преодолению;

- проявление способностей к оценке своих знаний, умений, действий.

Метапредметный:

Познавательные умения:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера;

- доказательство собственных высказываний;

- использование приобретённых знаний;

- установление причинно-следственных связей;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- работа в соответствии с планом.

Регулятивные умения:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- учитывание выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные умения:

- использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

- высказывание своей собственной точки зрения;

- развитие умения слушать и понимать других;

- оформление своих мыслей в устной форме;

- умение работать в группе, паре;

- контролирование действий партнёра.

Организация пространства:

Межпредметные связи:

Технология

Ресурсы:

Информационный материал:

-Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина «Русский язык» 2ч. М.: «Провещение», 2012г.

- методическое пособие для учителя к учебнику «Уроки русского языка. 3 класс». «Просвещение», 2012

Интерактивный материал:

-слайд- презентация «Правописание мягкого знака на конце существительных»;

- раздаточный материал.

Формы работы:

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группах

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент

Мотивирует учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку.

Учащиеся эмоционально настраиваются на работу во время урока, а также проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

-формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости.

Регулятивные:

-умение организовать своё рабочее место.

2.Актуализация знаний, мотивация, введение в тему.

Цель этапа:

повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деят ельности каждого учащегося, постановка цели урока и его задач.

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).Мотивирует учащихся на получение новых знаний при выполнении различных заданий, также объясняет учащимся, что по мере выполнения преложенных заданий, учитель будет вносить результаты ответов в оценочную таблицу на доске. (см. приложение 1.). Знаком (+) будут отмечаться правильные ответы, знаком (-) неправильные.

Словарно — орфографическая работа

(слайд 1)

Словарь: аппетит, аллея, класс, коллектив, бассейн, пассажир, хоккей.

- Прочитайте слова. Какая орфограмма спряталась в этих словах? Найдите лишнее слово.

- Аллея

-Почему вы так решили?

-Аллея относится к существительным женского рода, а все остальные слова к существительным мужского рода.

- Запишите слова в алфавитном порядке.

Работа, направленная на развитие памяти.

1.Чтение слов (слайд 2)

-Прочитайте слова:

мяч

луч

душ

ночь

врач

дочь

плащ

рожь

глушь

помощь

2. Запоминание слов (1 минута)

-Постарайтесь запомнить слова в течение 1 минуты в том порядке, в котором они записаны на слайде.

3. Воспроизведение слов. (слайд 3)

4. Проверка по эталону. (слайд 4)

-Ребята, на какие две группы можно разбить эти слова?

-Существительные женского рода и существительные мужского рода.

- Что вы заметили общего у существительных женского рода?

- Они заканчиваются на мягкий знак (ь).

- Что общего между всеми словами?

-На конце этих существительных слышится шипящий звук.

-Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня?

- Мягкий знак на конце существительных, оканчивающихся на шипящий.

-Где мы можем посмотреть тему урока?

-В учебнике.

-Запишите тему урока. (Слайд 5)

-Сформулируйте учебную задачу нашего урока.(слайд 6)

- Научится писать мягкий знак на конце существительных оканчивающихся на шипящую.

Узнают, что им предстоит выполнение различных заданий, а также знакомятся с алгоритмом оценивания результатов работы на уроке.

Читают слова, определяют орфограмму, находят лишнее слово, дают объяснение своему выбору, записывают слова в алфавитном порядке, ставят ударение, подчёркивают орфограмму и лишнее слово.

Читают слова, запоминают их в течение минуты, воспроизводят слова на листочке в течение одной минуты в том же порядке, проверяют по эталону (самопроверка)

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему урока, проверяют её по учебнику.

Записывают тему урока в тетради.

Формируют учебные задачи к уроку.

Прочитать слова, определить орфограмму, объединяющую эти слова, найти лишнее слово, записать слова, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму, общую для всех слов и лишнее слово.

Прочитать и запомнить слова, воспроизвести их по команде, проверить по эталону.

Вопросы:

-Ребята, на какие две группы можно разбить эти слова?

- Что вы заметили общего у существительных женского рода?

- Что общего между всеми словами?

Определить тему урока.

Сформировать учебные задачи.

Актуализация полученных знаний.

Развитие орфографической зоркости, памяти , внимания.

Классификация слов на группы.

Классификация слов на группы.

Регулятивные:

- организация аналитической работы;

- принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- доказательство собственных высказываний;

- поиск и выделение необходимой информации;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Личностные:

- принятие цели, понимание важности проделываемой работы.

- осознание своих возможностей и трудностей в учении.

Коммуникативные:

- использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

- оформление своих мыслей в устной форме;

3.Работа по теме урока

Цель этапа:

проговаривание и закрепление нового знания; выявить проблемы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи. (слайд 7)

-Ребята, запишите слова в два столбика.

м.р             ж.р

мяч           ночь

душ           дочь

луч            рожь

врач           глушь

плащ         помощь

-Что объединяет слова первого столбика?

-Эти слова относятся к мужскому роду.

-Что объединяет слова второго столбика?

-Эти слова относятся к женскому роду.

-Какой вывод можно сделать?

- На конце имён существительных оканчивающихся на шипящую в женском роде пишется мягкий знак, в мужском не пишется.

- Это ваша гипотеза. Проверим её. Для этого прочитаем правило в учебнике и сравним с тем выводом, который сделали мы.

-Да, совпадает.

Работа в парах.

- Попытайся рассказать правило соседу.

Записывают слова в два столбика, отвечают на вопросы учителя.

Высказывают гипотезу, проверяют её по учебнику, рассказывают правило соседу по парте.

Записать слова.

Высказать своё предположение, проверить его по учебнику, рассказать правило соседу.

Запоминают правило

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- учитывание выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

- поиск и выделение необходимой информации;

Личностные:

- принятие цели, понимание важности проделываемой работы.

- осознание своих возможностей и трудностей в учении.

Коммуникативные:

- использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

- оформление своих мыслей в устной форме;

- умение работать в группе, паре;

- контролирование действий партнёра.

4.Физкультминутка

- Я буду произносить слова. Если вы считаете, что в них есть мягкий знак то хлопаете в ладоши, если нет, то топаете: вещь, речь, муж, брошь, ложь, мечь, печь, стриж, кирпич, товарищ.

Выполняют упражнения.

Хлопать в ладоши, если в слове есть мягкий знак.

Повторяют правило, развивают орфографическую зоркость.

Личностные:

- снятие утомляемости;

- поддержание эмоционального настроя.

5.Продолжение работы по теме урока

Составление алгоритма.(Работа в группах)

Предлагает детям разделиться на группы по четыре человека и выполнить задание. Разрежьте высказывания на отдельные фрагменты, для того, чтобы распределить их в правильном порядке, восстановите алгоритм написания мягкого знака на конце существительных, оканчивающихся на шипящую и наклейте фрагменты в нужном порядке на лист бумаги.

1.Если существительное женского рода, то буду писать мягкий знак.

2. Определю род имени существительного.

3. Определю часть речи.

 (Сравнивают по образцу, исправляют ошибки.) (слайд 8)

-Итак, мы составили с вами алгоритм написания мягкого знака на конце существительных, заканчивающихся на шипящую. А для чего? Где мы будем его использовать?

-Когда будем писать диктант, выполнять задания и для того, чтобы грамотно писать.

Обучающий диктант

Кончается короткая летняя ночь. Первый луч солнца упал на ландыш. Потом он заглянул в лесной прозрачный ключ.

(взаимопроверка по образцу)

- Итак, когда мягкий знак на конце существительных оканчивающихся на шипящую пишется, а когда нет?.

- В женском роде пишется, в мужском не пишется.

Работа на внимание.

А теперь постарайтесь не попасть в ловушку. Спишите слова с доски:   (слайд 9)

ноч_ - ноч_ка

доч_ - доч_ка

-В чём ловушка?

-Это две разные орфограммы.

Делятся на группы, читают высказывания, разрезают их на отдельные части, располагают в правильной последовательности и приклеивают на лист бумаги, проверяют по эталону, затем представитель от команды демонстрирует работу группы.

Отвечают на вопросы учителя.

Пишут диктант, проверяют в паре друг у друга по образцу.

Проговаривают правило.

Списывают слова с доски, отвечают на вопросы учителя.

Разделиться на группы, прочитать высказывания. Составить алгоритм, проверить по эталону. (См. приложение 2.)

Записать предложения под диктовку, выполнить взаимопроверку. (См. приложение 3.)

Рассказать правило.

Списать слова, вставить пропущенные буквы, если надо.

Запоминают алгоритм определения правописания мягкого знака, развивают умение логически мыслить.

Развивают навык письма под диктовку, орфографическую зоркость, внимание.

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи;

- учитывание выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;

Коммуникативные:

- умение работать в группе;

- контролирование действий партнёра.

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- работа в соответствии с планом.

Личностные:

- принятие цели, понимание важности проделываемой работы.

- осознание своих возможностей и трудностей в учении.

6.Объяснение домашнего задания.

Упр 87, стр. 65

Даёт пояснения к выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Записать домашнее задание.

7.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися своей деятельности, самооценк

Игра «Четвертый лишний»

Просит назвать  лишнее слово и обосновать ответ.

а) Речь, печь, меч, ночь.

б) Плащ, калач, вещь, товарищ

Подводит итог. Задаёт вопросы, чтобы выяснить как усвоен материал.

-Когда же мы будем писать мягкий знак на конце существительных, оканчивающихся на шипящую.

(Ответы детей)

- Напишите отзыв об уроке. (слайд 10)

Мне понравился урок, потому что...

Мне не понравился урок, потому что...

Слова-помощники: было интересно, ничего не понял(-а), многое узнал(-а), стал(-а) грамотнее, было трудно.

Отвечают на вопросы учителя

Пишут отзыв об уроке и приклеивают его на доску отзывов.

Вопросы:

- Когда мы будем писать мягкий знак на конце существительных, оканчивающихся на шипящую?

Напишите отзыв об уроке, используя предложенные высказывания.(На экране дана опорная схема)

Учатся писать отзыв об уроке.

Личностные:

- эмоциональная отзывчивость.

Коммуникативные:

-организация учебного сотрудничества;

- использование речевых средств в соответствии с учебной задачей;

- в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

8.Оценка деятельности учащихся.

Комментирует и оценивает деятельность учащихся на уроке.

Слушают учителя.

Послушать комментарии к оценкам.

Приложение 2.

Раздаточный материал

Высказывания для определения порядка алгоритма.

1.Если существительное женского рода, то буду писать мягкий знак.

2. Определю род имени существительного.

3. Определю часть речи.

Эталон для проверки.

1. Определю часть речи.

2. Определю род имени существительного.

3.Если существительное женского рода, то буду писать мягкий знак.

Приложение 3.

 Для взаимопроверки по эталону

Обучающий диктант

Кончается короткая летняя ночь. Первый луч солнца упал на ландыш. Потом он заглянул в лесной прозрачный ключ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"

В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на р...

технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»

Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого.Зада...

Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"

Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного мет...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Мягкий знак -показатель мягкости согласного"

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак" предназначен для учащихся 2 класса. Задача урока: дать понятие "ь -мягкий знак", показать что мягкий знак может стоять не только в конце,...