Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Бабакова Ирина Викторовна

В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на развитие творческих способностей учащихся, игровые моменты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Урок русского языка в 3 классе

 Бабакова Ирина Викторовна, учитель начальных классов

Цель:

          расширять знания о функциях мягкого знака в русском языке.

          Задачи:

          образовательные:

  • познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить сформированность понятий: мягкий знак - показатель мягкости согласных и разделительный мягкий знак;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

      развивающие:

  • развивать память, логическое мышление, внимание;

           воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.  Москва "Просвещение", 2013 год; рабочая тетрадь, карточки с заданиями для исследовательской работы в группах; презентация, электронное приложение к учебнику; таблицы «Шипящие звуки»,  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»; алгоритм рассуждения; компьютерное сопровождение урока.

 Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.

  Психологический настрой учащихся. Организационный момент. 
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

-Здравствуйте, ребята.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем улыбками гостей и друг друга. Садитесь.

-Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут  внимание, находчивость, смекалка.

-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II. Актуализация знаний.

1.Повторение изученного об имени существительном.

Слайд №2

-Ребята, напомните мне, какую большую тему мы сейчас изучаем? («Имя существительное»).

На доске перед вами «немая схема», помогите мне её расшифровать. Опираясь на схему, составьте рассказ об имени существительном.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

часть речи

              отвечает на вопросы                                    и

             

              обозначает                      

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ

                         и                                ,                                       и

             изменяются по                                      и                               ,

             

                                            имеют                                     .

         

2. Повторим род имён существительных.

Игра «Группы слов» в электронном приложении к учебнику. Дети распределяют на интерактивной доске имена существительные в 3 корзины в зависимости от рода.

3. Запись числа в тетради.

4.  Чистописание. Повторение шипящих звуков.

Слайд №3

- Послушайте стихотворение.  (Прочитать, выделяя голосом шипящие звуки).

Тетрадь наклонно положу.
Ру
чку правильно держу.
За посадкою сле
жу.
С
чистотою я дружу, 
На "отли
чно" напишу.

- Кто внимательно слушал, тот сможет ответить на вопрос: «Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)

- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. ([ч'] [щ'] [ш] [ж] .

- Охарактеризуйте эти звуки.

(Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются. Таблица «Шипящие звуки»  вывешивается на доску).

Ч – [ Ч᾽]        Ж – [ Ж ]      Щ –[ Щ᾽]     Ш - [ Ш ]

- Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.

(Запись сочетаний чщ,  жш,  шч,  щж.

Слайд №4

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

Ученики записывают буквы и сочетания с данными буквами.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.

1. Актуализация знаний. Анализ пословиц. Определение назначения ь.

Слайд № 5.

- Прочитайте пословицы.

Ученье - луч света, а неученье - тьма.

Хорошую речь хорошо и слушать. 

- Объясните смысл пословиц. Что общего в этих пословицах?

(Об учебе. В обеих встречаются шипящие, слова с мягким знаком).

Ученики объясняют смысл пословиц, орфограммы и записывают одну из них (по выбору)   в тетрадь.

- А что это за буква "ь знак"?

- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Сейчас мы повторим, для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нём что-то новое.

- Давайте определим роль мягкого знака в словах: 

  • ученье, неученье (разделяет согласный и гласный);
  • тьма, слушать (смягчает согласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

2. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

- В какую группу вы запишите слова речь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

Наблюдение над словом.

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком?

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']? (Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

- Это какая-то новая работа ь знака.

Слайд № 6 «Функции мягкого знака»

Вывод: ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий.

3. Постановка проблемы учащимися.

- Какая возникла проблема?

(Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на  мягкий шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч)

- Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

4. Определение целей урока.

- Давайте сформулируем цель нашего урока?

Слайд № 7.

Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.

IV. Работа по теме урока.

1. Открытие детьми нового знания. Работа в группах.

- Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Мы должны провести небольшое исследование. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.    

Задание для девочек:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные женского рода.

 Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных женского рода.    

Задание для мальчиков:

1. Выпишите из ряда слов только имена существительные мужского рода.

 Вещь, врач, дочь, мышь, плащ, еж, помощь, малыш,  ночь, товарищ, ключ, тишь, ложь.

2. Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук.

3. Сделайте вывод о написании имён существительных мужского рода.

Каждая группа выполняет задание в тетрадях.  Делаем вывод.

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

- Какова же работа ь знака в эти словах?(Грамматическая, он указывает на род).

Слайд № 8.

Есть ь знак после шипящего - ж. р.

Нет ь знака после шипящего - м. р.

2. Работа с учебником с. 31(правило).

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник?

(Читаем правило, делаем вывод. На доску вывешивается таблица «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных»).

3. Физкультминутка.

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- хлопайте в ладоши, м.р. без мягкого знака– топайте ногами.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

4. Первичное закрепление.

А)   Составление алгоритма действий при написании существительных с орфограммой  «ь после шипящих».  Слайд №9

-Что нужно знать, чтобы правильно определить, нужно ли писать ь после шипящих на конце имён существительных?

Б) Работа у доски. Упр. 55 с.32. Один ученик работает у доски. Задание : подобрать к каждому имени существительному антоним, записать слова парами, объяснить орфограмму.

Вывод: мягкий знак на конце имён существительных после шипящих - это орфограмма.

В) Самостоятельная работа. Упр.57  с.33

 Записать словосочетания, объяснить орфограмму. 2 человека работают у доски: один выписывает одушевлённые существительные, второй -  неодушевлённые существительные, вставляют, где нужно, мягкий знак на конце.

Слабым учащимся выдаётся памятка- алгоритм.

Памятка

1.Слышу шипящий на конце слов: Ж, Ш, Щ, Ч?

                     Нет                              Да

2. Это существительное в н. ф.?

                         Нет                          Да

                                              3.Определяю род

                                           М.род                  Ж.род

                                            (он)                     (она)

                                         не пишу Ь              пишу Ь

Самопроверка.

V. Закрепление изученного на уроке.

1.Отгадать загадки, записать отгадки, обозначить орфограмму.

Отгадавший комментирует написание.

1. Гляжу я в окошко –

Ходит чёрная кошка,

Всех усыпляет,

Тишину приглашает.    (ночь)

2. Маленький шарик

Под лавкой шарит.        (мышь)

3. Стоит изба из кирпича, 
То холодна, то горяча.  (печь)

4. Маленькое, сдобное, 
Колесо съедобное.
Я один тебя не съем, 
Разделю ребятам всем.  (калач)


5. Сидит дитя на дороге, сидит и говорит:

- У меня есть отец и мать, а я им не сын.

                                          (дочь)

2.Творческая работа.

Составить устно небольшой текст, используя  слова  - отгадки: мышь, дочь, калач, печь, ночь.

3. Проверка выполнения творческого задания.

VI. Электронная физминутка для глаз.

VII. Задание на дом.

Правило с. 31

Упр.56 с.33или сочинить сказку о написании мягкого знака после шипящих в именах существительных (по выбору).

РЕЗЕРВ – задание № 53, 54 с.26 в рабочей тетради (комментируют по цепочке).

IX. Рефлексия. Сочинение синквейна.

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Оно составляется по определённым правилам.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Мягкий знак.

Хитрый, опасный.

Смягчает, разделяет, указывает на род.

Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода.

Орфограмма.

 VШ. Обобщение и систематизация знаний и умений. Итоги урока.

- Какова была цель нашего урока?

(Мы должны были узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется мягкий знак, а в других не пишется.)

- Достигли ли мы этой цели?

- Ребята, что нового о правописании имен существительных мужского и женского рода вы узнали на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке. Что было легко? Что было трудно?

- Что понравилось?

Слайд № 12.

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодёжь.
Если род мужской у слова - 
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач.

Итоги.

 - Сегодня на уроке самыми активными были …… Они давали правильные ответы и получают отметки...

           -На этом наш урок окончен. Спасибо всем за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "

Тема:  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода....

Конспекст урока по русскому языку 3 класс . «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...