Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Тема:  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

-  Прочитайте слова с орфограммами, объясните их написание.

-  Какие звуки передают шуршание?

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

-  Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Товари.., молодё.., ланды.., скрипа.., помо.., кирпи.., пла.., гра.., ве...

2. Фронтальная работа

-  Догадайтесь о ком, или о чём идёт речь, и запишите эти слова, разделив их на две группы.

•   Часть суток с вечера до утра (ночь).

•   Приспособление, с помощью которого открывают замок (ключ).

•   Друг Карлсона (Малыш).

•   Сооружение из кирпича для отопления дома (печь).

•   Растение на болоте (камыш).

•   Друг всегда готов прийти на... (помощь).

•   Бывает устная и письменная... (речь).

•   Суп со свёклой и с другими овощами (борщ).

•   Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками (ёж).

•   Небольшой грызун с острой мордочкой (мышь).

-  Расскажите правило о правописании существительных с шипящим на конце.

IV. Самоопределение к деятельности

-  Вставьте пропущенные буквы. Разделите слова на две группы.

Но.., лу.., камы.., до...

-  Какие группы у вас получились? По какому признаку вы разделили слова? (1) Ночь, дочь; 2) камыш, луч. В первой группе слова женского рода с шипящим на конце. Во второй группе мужского рода с шипящим на конце.)

-  Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 33).

-  Прочитайте слова. 

—  Как узнать, нужно ли на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки, писать мягкий знак?

—  Определите род имён существительных.

—  Выполните письменные задания к упражнению.

—  Прочитайте одушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.

—  Прочитайте неодушевлённые имена существительные, назовите их род и объясните их написание.

Упр. 58 (с. 33).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Какую картину вы себе представили, читая это стихотворение?

—  Выполните задания. (Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику 

Упр. 59 (с. 34).

—  Прочитайте слова.

—  Объясните правописание слов с орфограммами.

—  Разделите слова на четыре группы.

—  Выполните задание.

—  Прочитайте слова по группам.

—  По какому признаку вы распределили слова? (Слова с мягким знаком — показателем мягкости, слова с разделительным мягким знаком, слова с разделительным твёрдым знаком, имена существительные женского рода с шипящим на конце.)

Упр. 61 (с. 34).

(Работа в парах. Проверка.)

2. Объяснительно-предупредительный диктант

Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. Прямо перед его глазами мелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч.

VIII. Рефлексия

—  Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я

Башню, дом и самолёт

И большущий пароход. (Карандаш.)

А что было! А что было?

Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала,

Мама в ней бельё стирала.

А потом, а потом

Я купался под дождём. (Душ.)

Пролежит он без вниманья

Целый день в твоём кармане.

Без него домой придёшь —

В дом никак не попадёшь. (Ключ.)

В избе — изба,

На избе — труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт. (Печь.)

Подходить к дому стала —

С неба солнце украла. (Ночь.)

Недотрога, весь в иголках,

Я живу в норе под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ёж.)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь.)

—  Разделите слова на две группы.

—  На что указывает мягкий знак на конце существительных после букв, обозначающих шипящие звуки? (Это имена существительные женского рода.)

—  Что можно сказать о существительных мужского рода с шипящим на конце? (На конце существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)

—  Приведите примеры.

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Какую роль играет мягкий знак в именах существительных с шипящим на конце?

Домашнее задание

Упр. 60 (с. 34). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Урок русского языка в 3 классе "Роль мягкого знака в конце имён существительных после шипящих".

Технологическая карта урока. Использованы сингапурские структуры обучения. Есть самоанализ урока....

Урок русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих"

В ходе урока ученики сталкиваются с проблемной ситуацией и сами открывают новые знания. Сочетаются фронтальные, груупповые и индивидуальные формы работы. Используются интерактивная доска, задания на р...

Открытый урок по русскому языку (3 класс УМК "Перспектива") Тема урока: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи урока: познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных п...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...