Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc24.5 КБ
Office presentation icon privet_ulybnis.ppt665 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Написание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Цели: - закрепление знаний о роли мягкого знака в слове и формирование  

             умения писать слова с «мягким знаком»;

           - развитие речи учащихся;

           - воспитание внимания и любви к русскому языку.

Ход урока.

- Организационный момент.

- Учитель: Начинаем урок русского языка. Тему урока я вам не скажу, вы мне её назовёте сами после первого задания. У вас на парте ноутбук – наш помощник сегодня на уроке. Он вас приветствует ( Привет. Улыбнись… Поработаем?!) Итак, первое задание – посмотрите внимательно на картинки и выберите правильное написание слова, обозначающее этот предмет. В случае правильного ответа вы услышите аплодисменты, а если вы допустите ошибку, прозвенит звонок. Начинаем…

  Учащиеся работают в паре. В случае правильного выполнения задания появляются  слова: автомобиль

                                 компьютер

                                 будильник

                                 листья

                                 мышь

- Учитель: Чем похожи все эти слова?

- Ученики: Это имена существительные.

                  Во всех словах пишется «ь»

- Учитель: А чем они различаются?

- Ученики: Слова автомобиль, компьютер, будильник, листья называют неодушевлённые предметы, а мышь – это имя собственное.

                 Слово «листья» стоит во мн.числе, все остальные – в ед.ч.

                 Есть различия в нахождении и роли «ь»  в словах. В словах автомобиль, мышь – в конце слова, в остальных – в середине слова. В словах автомобиль, будильник «ь» обозначает мягкость согласного звука, в словах компьютер, листья – разделительный «ь», в слове мышь – «ь» указывает на женский род имени существительного.

- Учитель: Молодцы. Запишите в тетрадь эти слова в три столбика в зависимости от роли «ь»

- В тетради появляется запись:

компьютер             компьютер            мышь

будильник              листья

- Учитель: А чем ещё отличается слово мышь от всех остальных?

- Ученики: На  конце слова шипящий звук ш

- Учитель: Назовите мне, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока.

- Ученики: На уроке мы продолжим знакомство с написанием «ь» на конце существительных после шипящих ж, ш,ч, щ.

- Учитель: На конце существительных какого рода  после шипящих пишется «ь»?

- Ученики: На конце существительных женского рода  после шипящих пишется «ь»?

- Учитель: Приведите примеры таких слов.

- Учитель: На конце существительных какого рода  после шипящих «ь» не пишется?

- Ученики: На конце существительных мужского  рода  после шипящих не пишется «ь»?

- Учитель: Приведите примеры таких слов.

Хорошо. Вернёмся к слову «мышь». Какое значение имеет это слово?

- Ученики: Мышь – это грызун.

- На компьютере появляется картинка с изображением мыши и текст:

«Самая маленькая среди грызунов и на втором месте вообще среди млекопитающих – мышь-малютка, длина ее тела 5 см.»

- Мышь – компьютерная. На компьютере появляется картинка с изображением компьютерной мыши и текст: «Придумал это устройство человек по имени Дуглас Энгельбарт в середине 60-х годов. Почему «мышка» была названа именно так, доподлинно не известно. Видимо, из-за того, что у нее есть хвостик…»

- Учитель: Кто назвать ещё другое значение слова?

На компьютере появляется картинка с изображением девочки и текст: Иногда про человека говорят: «Сидит тихо, как мышь…»

- Учитель: Как называется слово, имеющее несколько значений?

- Ученики: многозначное слово.

- Настало время отдохнуть. Поиграем. Я буду называть имена существительные. Если в них на конце после шипящих пишется «ь», вы хлопаете в ладоши, если не пишется – подпрыгиваете. Не попадитесь в ловушку! Ключ, ночь, день, мощь, гараж, плащ, метель, мелочь, силач, глушь.

Учитель: Молодцы! А сейчас мы проверим, насколько вы внимательны и сообразительны. У каждого из вас есть лист с заданиями. Вопросы даны блоками. Отвечать на вопросы вы будете с помощью условных обозначений: крестиков и ноликов. А их будете помещать в таблицу. Выбирая ответ на вопрос, вы должны решить, пишется в слове на конце после шипящей «ь» или нет. Если да – ставите 0, если нет – крестик. (см. приложение)

Выполняем первый блок заданий.

- Взаимопроверка.

- Учитель: Прочитайте внимательно вопросы 2 блока. Есть вопросы?

- Вопросы детей.

- Коллективная проверка.

- Учитель: Для того, чтобы приступить к выполнению последнего задания, давайте вспомним, что такое синонимы?

- Ученики: Это слова, близкие по значению.

- Учитель: Есть ли у вас вопросы?

- Вопросы детей.

- Учитель: Как вы думаете, а слова друг, товарищ и приятель – это синонимы?

- Ученики: Да.

- Учитель: А чем они различаются?

- Ученики: Значением.

- Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этих слов.

Друг – человек, который связан с кем-то дружбой.

Приятель - близкий и дружески расположенный знакомый или фамильярное обращение к незнакомому лицу.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни.

- Как вы думаете, а какое слово обозначает боле близкого, родного человека?

- Ученики: Друг.

- Учитель: А знаете ли вы пословицы о друзьях, о дружбе?

- Ответы детей.

- Учитель: Я вам предлагаю обратиться к ноутбуку и составить пословицы на эту тему. Объясните, как вы их понимаете.

- Ученики: Без друга на сердце вьюга.

                    Легче друга потерять, чем найти.

                    Верному другу цены нет.

- Учитель: А теперь ноутбуки закройте и запишите одну пословицу на ваш выбор по памяти в тетрадь.

- Вы хорошо поработали.  Можно и поиграть. Перед вами слова – лещ, ёрш, мышь, ёж. Объедините их в группы по различным признакам.

Ученики: лещ, ёрш – рыбы, мышь, ёж – млекопитающие.

                 ёрш, ёж  начинаются на букву «ё», мышь, лещ – нет,

                 ёрш – 4 звука, в остальных – 3 звука,

                 ёрш, лещ, ёж – им.сущ.м.р., мышь – ж.р.

                 в словах мышь, ёрш, ёж на конце звук ш. в слове лещ – щ

Учитель: Умницы! А теперь мы с вами поработаем учителями, исправим ошибки,  допущенные учениками в печатной основе – упр. 516

-  Работа в печатной основе. Ученики рассуждают вслух.

- Учитель: а теперь откройте учебники и спишите предложения, добавляя подходящие по смыслу слова (упр.516)

- Итог урока: Какое правило написания «ь» мы сегодня повторили? Что интересного было на уроке? Что особенно запомнилось?

Домашнее задание – в печатной основе упр. 513,514.

Спасибо вам большое за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Презентация на тему: "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" - 2 класс

Цели деятельности учителя: сформировать  представление о правописании мягкого знака на конце имен существительных  после шипящих.Планируемые результаты...

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Конспект урока открытия новых знаний по теме «Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих»  в 3 классе по программе "Школа России"....