Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Конспект урока, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk.docx27.2 КБ
Файл slaydy_k_uroku_russkogo_yazyka.pptx504.29 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

3 класс

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

  1. уточнение знаний о трех функциях мягкого знака, ь - показатель женского рода имен существительных;
  2. воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 14

Используемые учебники и учебные пособия:

Т.Г.Рамзаева, учебник русского языка;

Краткое описание:

План-конспект урока "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих", по Т.Г.Рамзаевой, 3 класс

Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Цель:

1. Воспитывать любовь к родному языку.

2.Формировать умение писать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце.

3.Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля.

4. Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имён существительных после шипящих.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, школьный компьютер, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

-Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает  много интересных  заданий, новых  открытий, а помощниками  вам  будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Минутка чистописания

На доске написаны слова:

(Слайд 1.) ружьё морковь помощь рожь

-Что общего в написании этих слов?

- Какая это буква? (Мягкий знак.)

  1. Напишите до конца строки, соблюдая последовательность:
  2.  (Слайд 2.) ь ьъъъъ ...
  3. На следующей строке напишите данные слова.
  4. Слова какой части речи вы написали? (Мы написали  имена существительные.)
  5. В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.)
  6. Я предполагаю, что во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль. Согласны ли вы со мной? (Нет т.к. )

(В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.)

  1. Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак?
  2. Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.)- Сегодня на уроке вы узнаете, почему в словах помощь, рожь пишется мягкий знак.

3. Словарная работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете ребус:

(Слайд 3.)товар 'пища'

  1. Какое слово получилось? (Это слово товарищ.)
  2. Что обозначает слово товарищ?
  3. Дети высказывают свои предположения. (Товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-либо.)
  4. Подберите к слову товарищ синонимы. (Друг, приятель.)
  5. Найдите слово товарищ в словарике, напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.
  6. К какой части речи относится слово товарищ? (Слово товарищ относится к имени существительному.)
  7. В каком числе стоит слово товарищ, какого рода? (Слово товарищ стоит в единственном числе, мужского рода.)
  8. В каком числе стоит слово помощь ,какого рода? (Слово помощь стоит в единственном числе, женского рода.)

Чем сходны по произношению слова товарищ и помощь? (На конце слышится

  1. мягкий шипящий звук щ.)
  2. А в написании этих слов?

Но в слове помощь — после шипящего пишется мягкий знак, а в слове товарищ - после шипящего мягкого знака нет.

  1. Назовите тему сегодняшнего урока.
  2. Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

        Мягкий знак – хитрый знак. (Слайд 4.)

                  Не сказать его никак.

                   Он не произносится,

                   Но в слово часто просится.

4. Работа по теме урока

На доске написаны слова:

(Слайд 5.)Луч, дочь, карандаш, вещь, врач, чиж, молодёжь, тишь.

  1. Слова какой части речи написаны на доске? (На доске написаны имена существительные.)
  2. В каком числе стоят имена существительные? ( Имена существительные стоят в единственном числе.)
  3. На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.)
  4. Напишите существительные в два столбика, в первый - женского рода, во второй - мужского рода.
  5. (Слайд 6.)

ж. р.        м.р.

дочь        луч

вещь        карандаш

молодёжь        врач

тишь        чиж

  1.  Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце существительных написаны буквы, обозначающие шипящие звуки.)

Сделайте вывод. (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак.На конце имен существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.)

Где можно найти и  прочесть более точный вывод? (в учебнике)

5. Работа по учебнику

Чтение вывода на стр.171

6. Закрепление изученного

Упражнение /..Отгадать загадки. Ответы написать в тетрадь. (Слайд 8.)

  1. Какая птица быстрее всех летает?{Стриж.)
  2. Как напишите это слово? (Стриж -существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)
  3. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Она ядовита! (Ландыш.)
  4. Как напишите это слово? (Ландыш-существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.)
  5. Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышь.)
  6. Как напишите это слово? (Мышь-существительное, женского рода, пишу с мягким знаком.)

Упражнение 2. (Самопроверка)

  1. К именам прилагательным, записанным на доске, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. (Слайд 9.)
  2. звездная(ночь)
  3. золотая (рожь)
  4. острый (нож)
  5. чёрный (грач)
  6. русская (речь)
  7. тяжелый (багаж)

7. Физкульминутка

  1. Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас
  2. И зарядка нам привычно На урок приходит в класс.

Я буду называть имена существительные с мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное  мужского рода- приседаете. (Кирпич, ёж, ночь, борщ, печь, шалаш, силач, мяч, молодёжь, дочь, клещ.)

  1. -Какое слово прозвучало последним? (Клещ)
  2. -Кто знает что оно обозначает? (Это насекомое)
  3. -А информацию об этом насекомом  вы можете найти в энциклопедии.

8.Самостоятельная работа (Задание на карточках)

  1. Расположите части так, чтобы получился рассказ. Напишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак.
  2. Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?).
  3. Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный
  4. плач(?).
  5. И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?).
  6. Проверка (Слайд 10.)
  7. Какую часть написали первой, какую второй, какую третьей?
  8. В каких словах написали мягкий знак? Почему?

9.Итог урока.

  1. -Какие функции выполняет мягкий знак? (Слайд11.)

10.Рефлексия

  1. Вот наш урок близится к концу. У кого четыре плюсика поставьте  оценку 5.(3 – 4,  2 - 3).
  2. -Кто доволен своей работой  на уроке?( похлопайте в ладоши).
  3. Молодцы!

11.Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ружьё, морковь, помощь, рожь

Слайд 2

Товар ’ пища ’

Слайд 3

т оварищ помощь

Слайд 4

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Слайд 5

Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произноситься Но в слово часто проситься.

Слайд 6

ж.р . м.р . лу ч до ч ь каранда ш ве щ ь вра ч чи ж молоде ж ь тиш ь

Слайд 7

С три ж , ланды ш , мы ш ь.

Слайд 8

ФИЗ культ МИНУТКА

Слайд 9

Звёздная ночь рожь нож грач речь багаж , золотая , острый чёрный , русская , тяжёлый

Слайд 10

Охотник ночевал в домике лесника. В полночь он услышал жалобный плач. Охотник накинул плащ и вышел во двор. перед его глазами промелькнула летучая мышь. И снова повторился плач. Охотник понял, что это кричит сыч.

Слайд 11

Ь знак на конце существительных после шипящих показывает, что это существительные женского рода . На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется : товарищ, мяч, багаж.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на ко...