«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Ильинова Оксана Анатольевна

Предмет: русский язык

УМК: Перспектива

Учитель: Ильинова О.А.

Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22

Дата: 24.01.2019 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Цель: способствовать формированию навыков правописания мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Задачи:

- выработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук;

- научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;

- развивать речь и обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Планируемые  результаты

Предметные:

сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

формировать навык  правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных.

Метапредметные

Познавательные:

формулировать познавательную цель; осуществлять анализ, сравнение, классификацию; делать вы­воды;

ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, через наблюдение и исследовательскую работу выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных

Регулятивные :определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в паре, формулировать собственное мнение и делать  простые выводы.

Личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважение к родному языку; конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка.

Оборудование урока: ноутбук, телевизор, авторская презентация, учебник, карточки для индивидуальной работы с разной степенью сложности.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

УМК: Перспектива

Учитель: Ильинова О.А.

Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22

Дата: 24.01.2019  

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Цель: способствовать формированию навыков правописания мягкого знака после шипящих у имен существительных.

Задачи:

- выработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук;

- научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих;

- развивать речь и обогащать словарный запас обучающихся;

- воспитывать стремление к достижению положительных результатов в изучении русского языка.

Планируемые  результаты

Предметные:

сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

формировать навык  правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных.

Метапредметные

Познавательные:

формулировать познавательную цель; осуществлять анализ, сравнение, классификацию; делать выводы;

ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, через наблюдение и исследовательскую работу выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода имён существительных

Регулятивные :определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, работать в паре, формулировать собственное мнение и делать  простые выводы.

Личностные: развивать умение аргументировать свою точку зрения, воспитывать уважение к родному языку; конструктивно разрешать проблемные ситуации; оценивать свои успехи в освоении языка.

Оборудование урока: ноутбук, телевизор, авторская презентация, учебник, карточки для индивидуальной работы с разной степенью сложности.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; поисково-исследовательский, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

- Если все готово к уроку, присаживайтесь девочки, присаживайтесь мальчики.

Эмоциональный настрой

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Чтобы грамотно писать.

- Чтобы всё у вас получилось вспомним волшебные слова: СЛАЙД

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ- РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД.

Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку

Регулятивные УУД:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формировать умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Цель - Актуализация знаний с целью решения учебной задачи: открытия нового знания

- Сегодня мы с вами будем исследователями, откроем для себя новые знания.

Ребята, на доске записаны буквы

Ш Щ Ч Ж

-Объясните, по какому принципу я объединила эти буквы в одну группу?  

(буквы ша, ща, че, же обозначают согласные шипящие звуки,

Познавательные УУД:

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания, осуществлять анализ.

- Подумайте, как можно разделить эти буквы на две группы?

в одну группу возьмем буквы же и ша, т.к. они обозначают всегда твёрдые согласные звуки [Ж и Ш],  а во вторую -  буквы ща и  че, обозначающие всегда мягкие  согласные звуки  [Щ, и Ч,]

-Запишите их в две группы.

На одной  строке буквы, обозначающие твердые согласные звуки, на другой строке, буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

Эти буквы нам понадобятся на уроке.

Дети записывают буквы в тетрадь.

-А теперь прочитайте слова, записанные на доске, и подумайте, что объединяет все эти слова?

мальчики, братья, тетрадь, вьюга, пень, муравьи,  ночь

(все слова – имена существительные;

все слова пишутся с ь знаком)

- а теперь подумайте, на какие группы можно разбить эти слова?

1.на односложные, двусложные,   трехсложные;

2.на одушевленные

и неодушевленные;

3) на сущ. Ед. ч. и   Мн.

4) на сущ. М.р. и Ж.р.

Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак?

- А сейчас запишите данные слова в  два столбика:

1)  слова, в которых ь- показатель мягкости предшествующего согласного, 

2) слова с разделительным мягким знаком.

-Выделите орфограммы.

(два ученика работают у доски).

Коммуникативные УУД: 

Развивать умение работать самостоятельно.

-Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте по работе на доске.

- Поставьте звёздочку на полях  те ребята, которые всё выполнили без ошибок.

Взаимопроверка.

Регулятивные УУД: 

Развивать умения оценивать действия.

III.

Постановка учебной задачи (проблемный вопрос). 

- Объясните, почему слово ночь вы не записали ни в I , ни во II столбик?

-Вы меня убедили,  слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе, значит, отнесём его к третьей группе

- Какая возникла проблема?

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке. Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока

СЛАЙД

 

- Разделительный мягкий знак пишется после согласных, перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

А в слове ночь он стоит в конце слова.

П. В словах  мальчики, тетрадь, пень мягкий знак смягчает предшествующий согласный,  а звук [ч,]всегда мягкий. Значит, мягкий знак в слове ночь не будет показателем мягкости.

(мы не знаем, почему слово ночь надо писать с мягким знаком)

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.)

(Цель: узнать в каких случаях пишется мягкий знак после шипящих у имен существительных.

Познавательные УУД: 

Подведение детей к формулированию темы и постановке учебной задачи урока.

Личностные УУД:

Осознавать значимость изучения темы.
Регулятивные УУД: 

Развивать умения ставить цель.

- Ребята, а кто из вас попробует предположить, какую еще работу может выполнять мягкий знак?

Выдвигают гипотезу.

Может быть, он указывает на женский род имени существительного?

IV.

Открытие нового (знания, способа действия)

Цель -  выработать алгоритм правописания имен существительных с  основой, оканчивающейся на шипящий звук 

- Чтобы подтвердить или опровергнуть эту гипотезу, вы выступите в роли исследователей. Какими качествами должен обладать  исследователь?

Работать вы будете в парах.  А какие правила работы в паре вам пригодятся?

быть внимательными

1. Говорить тихо и спокойно.

2.Быть  доброжелательными по отношению друг к другу;

3. Не перебивать товарища;

4. Помогать  друг другу в работе;

5. Отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД: 

включить учащихся в мыслительную деятельность.

1.Исследование слов.

У вас на столах листы с заданием. Внимательно читайте инструкцию к заданию и шаг за шагом её выполняйте.

ИНСТРУКЦИЯ:

1.Прочитайте слова.

2.Определи, к какой части речи они относятся.

3.Какие звуки слышатся на конце слов?

4.Определи род данных слов.

5.Раздели слова по родовому признаку в два столбика и запишите к себе в тетрадь.

7.Понаблюдай, когда пишется мягкий знак, а когда не пишется.

8. Сделай вывод.

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж

малыш, мышь, стриж, шалаш, печь, рожь

брошь, мяч, ночь, ключ, плащ, дичь

тишь,  карандаш, молодежь, пляж, речь, грош

Работа в парах


Коммуникативные УУД: определять способы взаимодействия в группе.

Давайте проверим вашу работу.

-К какой части речи относятся слова?

К имени существительному

-Какие звуки слышатся на конце слов?

Шипящие согласные

-  Как вы раздели слова по родовому признаку?

В задании были слова женского и мужского рода

3.Обсуждение выводов.

-Что вы заметили?

Кто из вас сделал такой же  вывод?

(в ходе обсуждения происходит открытие нового знания – мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода)

- Вспомните гипотезу, которую выдвинули, мы ее подтвердили или опровергли?

Так в какой столбик запишем слово ночь?

Придумайте и запишите имя существительное мужского рода с шипящим на конце.

( ь указывает на женский род имён существительных с шипящими на конце)

Подтвердили

В тот, где записаны слова женского рода.

 4.Введение орфограммы и её обозначение.

- С какой новой орфограммой познакомились?

Букву шипящего подчеркнём одной

чертой, она сигналит, будь внимателен, а орфограмму – двумя.

- Сверьте с учебником, к такому

ли мы пришли выводу?

Уч. стр. 13

Уч. стр. 13, упр. 19

(Мягкий знак на конце существительных  женского рода после шипящих)

(чтение правила по учебнику, сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике)

мягкий знак после шипящих пишется на конце имён существительных только женского рода)

5.Составление алгоритма.

- Давайте составим алгоритм для нахождения орфограммы.

СЛАЙД

 

Алгоритм исследования:

  1. Определите часть речи.
  2. Какие звуки слышатся на конце слова?

СЛАЙД

  1. Определите род существительного.
  2. - На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак.

СЛАЙД

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

СЛАЙД

Рисунок 2

Физминутка.

И сейчас мы с вами немного поиграем.

Если я буду произносить существительные женского рода – вы будете поднять руки вверх, а если мужского – скрещивать руки на груди.

- Называю слова:

ключ, дочь, нож, печь, падеж, речь, этаж, помощь, камыш, ночь, ёрш, полночь, вещь, ёж.

Выполняют движения.

V.

Первичное закрепление. Применение новых знаний.

Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания мягкого знака после шипящих у  существительных женского рода. 

А сейчас выполним задание  «Назови  одним словом».

Вы должны не просто отгадать загадки, но и записать слова – отгадки, объяснив изученную сегодня орфограмму.

Повторяем алгоритм действий.

Игра.

СЛАЙД

Горчица оставляет во рту … (горечь)

На прибрежном месте этом 
Оживленно только летом, 
А как холод настает, 
Не идет сюда народ.   
(пляж)

Из меня берут порою

Реки свой исток.

А в руках твоих открою

Я любой замок.    (Ключ)

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она.   (Мышь)  

Утка в море,

Хвост на заборе.   (Ковш)

Зимой дрова ест, а летом спит.

(Печь)

- Поставьте звёздочку на полях  те ребята, которые всё выполнили без ошибок.

Дети называют отгадки, самостоятельно записывают слова,  проверяют каждое слово со слайда.

Познавательные УУД: Решение детьми типовых заданий на новый способ действий с проговариванием в громкой устной речи установленного алгоритма.

 

Регулятивные УУД: Развивать умения планировать, контролировать, действия.

Коммуникативные УУД:

Развитие устной речи обучающихся.

Коммуникативные УУД: 

Развивать умение работать самостоятельно.

VI.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас выберите задание, которое вам нравится, и вы сможете его выполнить. Разноуровневые задания.

Желтая карточка предлагает вам написать имена существительные в единственном числе. Выделить изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Зелёная карточка - образовать от данных слов имена существительные в ед.ч., выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

Красная карточка - подобрать к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

- Проверять работы будем все сразу. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали? Поднимите руки, у кого так же.

Правильные ответы:

врач, товарищ, ночь, сторож, силач.

- Кто выполнил задание без ошибок? Молодцы!

- Поставьте звёздочку на полях  те ребята, которые всё выполнили без ошибок.

Дети выбирают задание самостоятельно.

(Выполнение и проверка работ).

 

Познавательные УУД:
Применять приобретённые способы действия.

Психофизическая тренировка

Напряженье улетело…

И расслаблено всё тело.

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке…

На зелёной мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки тёплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое

Состояние покоя!

Выполняют упражнение для релаксации.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным.

Цель -  научить применять знания в практическом задании; формировать умение правописания мягкого знака после шипящих у существительных

  1. Развитие речи

СЛАЙД

Составь предложение. Выдели грамматическую основу. Над каждым словом подпиши часть речи.

1 вариант

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

2 вариант

плащ(?), от, защитил, меня, дождя.

Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу своего товарища.

- Поставьте звёздочку на полях  тем ребятам, которые всё выполнили без ошибок.

2. Самостоятельная работа.

А теперь выполним самостоятельную работу на карточках. Вам надо вставить пропущенные буквы. Будьте внимательны, в тексте  будут встречаться разные орфограммы.

Тёмная ноч__ . В л__су такая тиш__! Только изредка кр__чит сыч__, да шуршит мыш__.

Наш шалаш __  ст__ит на б__регу р__ки. Мой т__варищ__ крепко спит, а я как стор__ж__   не сомкнул глаз. В полноч__ из-за тучи вышла полная луна и осв__тила на п__ляне каждую вещ__. Как чудесен ландыш__ в свете луны! Ноч__    т __нулась долго, но вот первый луч___ со__нца упал на рож__. Хотелось взять  карандаш___  и  нарисовать этот утренний пейзаж__.

Дети работают с деформированным предложением.

Выполняют взаимопроверку.

Выполняют самостоятельную работу на карточках.

Познавательные УУД:
Применять приобретённые способы действия.
Закрепить написание ь знака в словах с согласным шипящим на конце.

 

Регулятивные УУД: Развивать умения контролировать действия.

VIII.

Итоговая рефлексия.

Цель - научить осознавать свои достижения.

-Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте в правом верхнем уголке солнышко, если было легко и интересно. Солнышко с облачком, если было немного трудно, но интересно. Тучку, если было трудно и непонятно.

После урока я проверю ваши работы и выставлю отметки.

Спасибо, ребята,

Огромное,  вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

- А где же могут пригодиться эти знания?

Продолжите рефлексивный ряд.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

А придумала стихотворение на новое правило:

СЛАЙД

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Оценивание своей работы на уроке.

Продолжают предложения рефлексивного ряда.

Регулятивные УУД:
Моделировать и применять приобретённые способы действия.

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные УУД:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

КоммуникативныеУУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности

Домашнее задание. Оценивание.

СЛАЙД

Домашнее задание.

Уч. стр. 13,  выучить правило.

  1. Для тех, кто любит материал посложнее,- выписать из сказок А.С. Пушкина 5 предложений со словами на новую тему.
  2. Кому было трудно на уроке, выполнят упр.№18, стр. 13

Подготовить материал для проекта по теме «Имена существительные с шипящими на конце»

1 группа - «Имена существительные с шипящими на конце в в сказках А.С. Пушкина»

2 группа -

«Имена существительные с шипящими на конце в пословицах и поговорках»

3 группа - «Имена существительные с шипящими на конце в загадках»

4 группа — придумать четверостишье на новое правило

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (4 класс)

Аннотация: В ходе урока учащиеся знакомятся с правилом правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих. В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков им...

Урок русского языка в 3-ем классе по теме: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих.

Конспект урока русского языка по УМК В. П. Канакиной "Русский язык"...

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих....

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» 3 класс-презентация

1.Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих; 2.Разработать алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных после шипящих. 3. Тест ...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих

Конспект по русскому языку на тему: "Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих". Конспект составлен к программе "Начальная школа 21 века". по ФГОС....