Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Захарчук Наталья Викторовна

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО:                 СОГЛАСОВАНО:                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании ШМО              Зам. директора по УВР                   Директор МОУ

Руководитель   ШМО                                                                    «СОШ №2» г.Истра

учителей начальной школы      ________Стадник Т.В.              

_______Салычева Л.В..                  « ___» _________2019 г.         _________Власов И.И.

«____» _________2019 г.                                                                      « ____» ____2019 г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Истра

Методическая разработка

Русский язык

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

 

Составила:

 Захарчук Н. В.,

учитель начальных классов

2019г.

Раздел: Имя существительное.

Тема урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих».

Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;
  • Формирование умения различать слова мужского и женского рода;

Развивающие:

  • Развивать мышление, внимание, память, воображение, глазомер, моторику, фонематический слух, речь учащихся через работу над предложением, текстом;
  • Развивать кругозор и орфографическую зоркость учащихся;

Воспитательные:

  • Воспитание у учащихся терпения, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  • Воспитание самостоятельности, творческой активности;

Оборудование:

- для учащихся: учебник, тетрадь, пенал, дневник;

- для учителя: доска, мел, раздаточный материал, указка, таблица, учебник;

УУД: 

  1. Личностные:
  1.  понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода;
  2.  положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
  3.  чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
  1. Регулятивные:
  1.  самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  2.  руководствоваться правилами при создании речевого высказывания;
  3.  следовать инструкциям и алгоритмам при выполнении инструкций (памятки);
  4.  осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять речевые, орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила.
  1. Познавательные:
  1.  извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, текст);
  2.  строить рассуждения с помощью алгоритма.
  1. Коммуникативные:
  1.  высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  2.  слушать и слышать других, учиться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  3.  задавать вопросы.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Примечания

I.Организационный этап (самоопределение к деятельности)

Время:8:30-8:35

Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте сразу договоримся: спрашивать я буду только тех, кто поднимает руку. В течении всего урока держите спинку ровно. На партах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.  Проверьте, все ли есть у вас на партах и покажите свою готовность. Молодцы, начнем урок!

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости". (Запись на доске)

- Как вы ее понимаете?

-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы добавим в наш сундучок знания: продолжим изучение темы «Имя существительное».

Приветствуют учителя, садятся.

Проверяют готовность к уроку.

Мы узнаем что-то новое

Учитель показывает знак готовности к уроку.

Сл. 1

Карт.

Сл.2 посл.

II. Актуализация знаний.

Время: 8:35-8:45

  1. Чистописание.

-Запишите в тетрадях сегодняшнее число: «Одиннадцатое февраля. Классная работа.»

-Какая буква в ряду лишняя    Ш, Ж, Ч, К, Щ?

-Почему?

Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ. (запись на доске)

-Какие из этих звуков парные?

-Как правильно написать слово, если эти шипящие встретятся в его конце?

-Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами?

Запишите пословицу и найдите в ней орфограммы с шипящими.

  1. Словарно – орфографическая работа.

На доске карточки : в…р…б…и, т…трад…, п…л…то, к…н…ки, вос…м…, кр…ват…

-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о них?

-Назовите лишнее слово.

-Назовите имена существительные.

-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?

-Что ещё знаете о существительном?  

-Запишите эти слова. Как можно проверить правильность их написания?

-Что общего у этих слов.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Эта буква будет главной на нашем уроке. (На доску вывешивается Ь и раздаются всем учащимся)

- Хоть буква Ь знак не обозначает звука, она является очень важной и трудолюбивой буквой. Давайте вспомним, какую работу выполняет Ь?

Разделяет слова в два столбика.

Ь - обозначает мягкость согласного звука,

Ь -  разделяет гласный и согласный  

Пишут

К(анимац)

Ш, Ж, Ч, Щ -обозначают шипящие звуки

ж- ш

подобрать проверочное слово (стриж-стрижи)

жи, ши, ча, ща, чу, щу

(анимация)

Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак.

Восемь – числительное, воробьи– разделит. ь 

Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, кровать

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.

Имена существительные изменяются по числам и имеют род

по словарю. Проверяют.

В каждом есть Ь 

В словах тетрадь, пальто, коньки - мягкий знак показывает мягкость согласного звука; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.

Сл.3 букв.

Анимац.

Сл.4 пословиц

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Время: 8:45-8:50

  1. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

-В какую группу вы занесете слово ночь? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

-На какой звук оканчивается слово?

-Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.

-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч’]?

-Значит, в первую группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

-Значит, это какая-то новая работа Ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами.

- Прочитайте слова на слайде: нож, рожь, врач, дочь, вещь, ковш, мышь, товарищ

  -Что вы можете сказать об этих словах?

-Что общего в звучании данных слов?

-Почему в написании слов рожь, дочь, вещь, мышь есть Ь, а в записи слов нож, врач, ковш, товарищ Ь нет. В чем же проблема?

- Сформулируйте тему урока. «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

- Сформулируйте учебную задачу.

Наблюдение над словом.

Мягкий, непарный

 Да

Нет

Все слова имена сущ.

На конце слова слышится согласный шипящий звук

Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, мышь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, ковш, врач, товарищ его нет?

Научусь писать имена существительные с мягким знаком и без него на конце слова после шипящих

Сл.5 слова

IV. Открытие нового знания.

Время: 8:50-8:55

- Итак, мы выяснили, что эти слова являются именами существительными, и у одних на конце после шипящей есть Ь знак, а у других нет. Распределим эти слова в две колонки.

- Высказали, что имена существительные изменяются по числам и имеют …

- Внимание на слова. Что еще необычного вы заметили?

- Так какой вывод мы можем сделать?

 

- Прочитай правило в учебнике стр.31  

Верны ли наши предположения?

- Теперь мы знаем,  что

Ь - обозначает мягкость согласного звука

Ь - разделяет гласный и согласный

Ь – указывает форму слова

- Прочитай правило на стр.32. Запомним его!

Смотрят на слайд

Род

ж.р.-пишется Ь; м.р.-нет

Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода

Да

Смотрят на слайд.

Читают

Сл. 6 слова

V. Физминутка. Время:8:55-8:57

- Существует ещё и грамматико-сказочное мнение, что существительные мужского рода с шипящим на конце как истинные джентельмены уступили «ь» дамам. Мальчики возьмите карточку с «ь» на столе и передайте ее девочкам.

Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р.- встают девочки, если м.р.- мальчики.

Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, роскошь, фарш, смерч, дочь.

- Что необходимо знать о существительном с шипящим на конце, чтобы писать или не писать «ь»?

Род

VI. Первичное закрепление. Время: 8:57-9:00

Стр.33 № 56

-Прочитаем скороговорку.

Камышам пищала мыш..:

-Шорох ваш нарушил тиш..!

Шепчут шумно камыш..:

-Тише, мышка, не шурш..!

Шелест твой услышит кошка.

-Как вы будите действовать, для того чтобы правильно написать слова мышь и тишь? Составьте план.  (Дети работают в парах с опорной карточкой)

1. Читаю ____________.

2. Определяю ________________.

3. Если это существительное с шипящим на конце слова, __________________________________.

4. Если существительное мужского рода, то ________________.

5. Если существительное женского рода, то ________________.

На доску вывешивается план.

1.Читаю или произношу слово.

2. Определяю часть речи.

3. Если есть шипящий звук на конце слова, определяю род имени существительного.

4. Если существительное мужского рода, то Ь не пишу.

 5. Если существительное женского рода, то Ь пишу.

-Проверим зад. по плану(мышь, тишь)

Выполняют

Проверяют

Сл.7 план.

VII. Самостоятельная работа.

Время: 9:00- 9:10

 

У стр.32 упр.53.

- Так как Ь знак теперь у девочек, то они пишут те словосочетания, где нужно его вставить, а мальчики те, где ь знак не нужен.

- Поменяйтесь тетр. и проверьте друг друга.

Тест.

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

   А) пишется             Б)не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

      А) пишется             Б)не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих  показывает, что

   это имена существительные

      А) мужского рода        Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных надо поставить Ь знак?

     А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

     Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

     В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

    А) моржь   Б) молодеж    В) кирпич   Г)брошь    Д) чертежь

 

 Ответы: 1)-Б,  2)- А, 3)-Б, 4)-В, 5)-А Б Д (сверить с образцом, исправить)

Выполняют

Взаимопроверка.

Выполняют

Сверяют, исправляют

VIII.  Подведение итогов

Время: 9:10-9:13

-Мы с вами хорошо потрудились.                                                                                                                      – Понравился ли вам урок?

– Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

Отвечают

IX. Рефлексия.

-Оцените свою активность на уроке.

Оценивают

Сл.8

X. Д/З

1) Выучить правило.

На выбор:

2) стр.31 № 52

3) стр. 32 № 55

4) стр. 33 № 57

Записывают.

Сл.9

Резерв

Игра.

Кидаю мячик. Если в слове нет Ь, то вернуть обратно; есть Ь, то придумать слово и кинуть следующему игроку.

Раскрасить Ь на перемене.

   Молодцы, спасибо за урок!                                                                       Сл.10

Страница ученика

Одиннадцатое февраля.

Классная работа.

Шш   Жж   Чч   Щщ

"Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости".

Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, восемь, кровать.

План. (раздаточный материал)

1. Читаю __________.

2. Определяю __________   __________.

3. Если это существительное с шипящим на конце слова, определяю _______.

4. Если существительное мужского рода, то ___    ________   __   ________.

5. Если существительное женского рода, то ________   __   ________.

Упражнение 53. (девочки)

Веселая молодёжь, скорая помощь, хорошая речь, серая мышь, лесная глушь, ночная тишь, русская печь, спелая рожь.

Упражнение 53. (мальчики)

Колючий еж, тёплый плащ, солнечный луч, чудесный пейзаж, второй этаж, ловкий циркач, морской пляж.

Тест. (раздаточный материал)

1.На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак

   А) пишется             Б) не пишется

2.На конце существительных женского рода после шипящих мягкий знак

      А) пишется             Б) не пишется

3.Мягкий знак на конце существительных после шипящих показывает, что это имена существительные

      А) мужского рода        Б) женского рода

4. В какой строчке во всех существительных надо поставить Ь знак?

     А) ключ(?), камыш(?), сторож(?), плащ(?)

     Б) калач(?), мелоч(?), багаж(?), печ(?)

     В) ноч(?), помощ(?), вещ(?), лож(?)

5. В каких словах допущены ошибки?

    А) моржь   Б) молодеж    В) кирпич   Г) брошь    Д) чертежь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после

Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Урок русского языка " Мягкий знак на конце имён существительных. «В гости к морским обитателям».

урок  по программе "Школа России" 2 класс в соответствии с ФГОС....

3 класс УМК «Перспектива» Урок русского языка. Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих на материале произведений А.С.Пушкина.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать новую функцию мягкого знака -грамматическую.Планируемые результаты: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе...