3 класс УМК «Перспектива» Урок русского языка. Мягкий знак на конце имён существительных женского рода после шипящих на материале произведений А.С.Пушкина.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Рогожкина Галина Ивановна

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать новую функцию мягкого знака -грамматическую.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода; находить в словах изученные орфограммы; работать в группах; выстраивать логическую цепочку рассуждений; контролировать и оценивать свою работу.

В УМК «Перспектива» параллельно с изучением имени существительного на уроках русского языка, на уроках литературного чтения подробно изучается творчество А.С. Пушкина, поэтому ученики неплохо ориентируются в сказках, стихах и некоторых поэмах автора и успешно работают по теме урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс УМК «Перспектива»

Урок русского языка                                              

Галина Ивановна Рогожкина                                

Учитель МБОУ « Гимназия №2 «Квантор»

г. Коломна

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных женского рода  после                   шипящих на материале произведений А.С.Пушкина.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать новую функцию мягкого знака -грамматическую.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода; находить в словах изученные                    орфограммы; работать в группах; выстраивать логическую цепочку рассуждений; контролировать и оценивать свою работу.

Учебные материалы: УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова «Русский язык» 3 класс II часть, проектор, экран, презентация, карточки с отрывками из произведений А.С.Пушкина.

В УМК «Перспектива» параллельно с изучением имени существительного на уроках русского языка, на уроках литературного чтения подробно изучается творчество А.С. Пушкина. Поэтому ученики неплохо ориентируются в сказках, стихах и некоторых поэмах автора и  успешно работают по теме урока.

I. Орг. момент

II. Мотивация учебной деятельности

Слайд 1.  Прочитайте слова. (Поэт, поэма, поэзия, солнце, стихотворения) Какой частью речи они являются? Докажите.

Определите род каждого существительного. Как определить род у последнего слова?

                А теперь назовите ещё одно одушевлённое собственное имя существительное, которое     связано со всеми этими словами. (Пушкин)  Докажите.

Слайд 2. А.С. Пушкин - великий русский поэт. Он написал много стихотворений и поэм. Его называли солнцем русской поэзии.

Сегодня мы узнаем ещё один секрет имён существительных, а помогут нам, в том числе, и произведения А.С. Пушкина.

III. Чистописание

Мы будем прописывать букву, с которой начинается фамилия великого поэта. Дайте ей характеристику.

( На первой строке прописываются заглавная и строчная буквы П в соединении с разными узорами; на второй строке прописываются слова: Пушкин, поэт, поэзия, поэма с объяснение изученных орфограмм; на третьей строке записывается с комментированием предложение: Пушкин написал замечательные сказки для детей.В этом предложении выделяется грамматическая основа, определяются у слов части речи)

lV Актуализация знаний и фиксирование затруднения

Слайд 3. «Унылая пора! Очей очарованье!» О каком времени года поэт написал эти строки? Почему? (Осень была любимым временем года Пушкина)

Какую роль выполняет мягкий знак в слове осень? (Является показателем мягкости предшествующего согласного)

Измените слово, чтобы мягкий знак стал выполнять другую роль. (Осенью) Расскажите о роли мягкого знака в этом слове.

(В этом слове мягкий знак- разделительный) Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?

Хоть осень и любимое время года, но поэт  писал стихи и о других временах года. Послушайте отрывок из стихотворения «Зимнее утро» и выпишите слова с мягким знаком в два столбика в зависимости от выполняемой им роли. Как назовём первый столбик, второй?

«…вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела - а нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит; прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Слайд 4. Проверим, что у вас получилось. Все ли согласны? (На слайде нет слова печь.)

Слайд 5. Расскажите, в какой столбик вы поместили это слово.

(Если кто-то из учеников поместил это слово в столбик разделительного мягкого знака, то происходит выяснение ошибочности этого мнения, исходя из правила написания этого знака. Если кто-то поместил это слово во второй столбик, то происходит выяснение ошибочности этого мнения, так как звук [ч] не нуждается в дополнительном смягчении и без мягкого знака будет звучать так же мягко.)

Что у нас с вами получилось? (Затруднение)

Что мы будем делать? (Остановимся и подумаем)

Но сначала немного отдохнём.

V Физкультминутка

Думай, думай голова                                   Наклоны головы.

Неп-ре-мен-но.

Затрудненье победим                                Рывки руками перед грудью.

Не-сом-нен-но.

Дружно приложим усилья свои,                Наклоны туловища.

Затрудненья нам не страшны!

Vl Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Что у нас с вами не получается? (Мы не знаем, какую роль играет мягкий знак в этом слове.)

Может кто-нибудь слышал о таких словах или знает, как называется правило с такими словами?

(Возможно, кто-то из учеников скажет, что это правописание мягкого знака после шипящих, если нет, то учитель выстраивает подводящий диалог)

Как называется по- другому звук [ч], а также звуки [ж], [ш], [щ]? (шипящие) Сегодня мы будем говорить о правописании мягкого знака после шипящих.

Слайд 6. Как вы думаете, какую цель мы поставим себе на урок? (Выяснить, всегда ли на конце существительных после шипящих пишется мягкий знак; какую роль выполняет мягкий знак в этих словах)

Vll Работа по поиску решения выхода из затруднения

Этой работой вы будете заниматься в группах, ведь недаром говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше».

 Вам будут предложены отрывки из произведений А.С. Пушкина. В них вы должны найти имена существительные с шипящими на конце, выписать их,  произвести наблюдение над написанием мягкого знака  и сделать соответствующий вывод. Ваши наблюдения вы потом представите классу.

Вспомним правила работы в группе.

Один говорит,… (другие слушают)

Работать должен... (каждый на общий результат)

Своё несогласие… (высказывай вежливо)

Если не понял,… (переспроси)

Время вашей работы 4 минуты. (Класс делится на 4-5 групп, которым даются две группы отрывков из произведений Пушкина, чистый лист формата А3, маркеры)

Первая группа отрывков.

1.Во всё время разговора                                   2.   Мой грустный товарищ, махая крылом,

Он стоял позадь забора;                                   Кровавую пищу клюёт под окном.

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

3.Ни огня, ни чёрной хаты                          4.И редкий солнца луч, и редкие морозы,        

Глушь и снег… Навстречу мне                     И отдалённые седой зимы угрозы.

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне.

Вторая группа отрывков.

1.Там королевич мимоходом пленяет грозного царя.

2.Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь.

3.Но как раз стрела запела, в шею коршуна задела-

  Коршун в море кровь пролил, лук царевич опустил.

После окончания работы представители нескольких групп докладывают свои результаты, оставшиеся группы выражают согласие или несогласие с результатами их работы.

Формулируется общий вывод: на конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода после шипящих не пишется мягкий знак.

Мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода.

Учитель сообщает детям, что такая функция мягкого знака называется грамматической, так как указывает на грамматический признак-род имени существительного.

Vlll Первичное закрепление, составление опорного сигнала

Чтобы новые знания крепко закрепились в нашей памяти, нужно составить опорный сигнал.

Слайд 7. Подумайте, какие слова нужно вставить на месте пропусков в опорный сигнал. (Дети высказывают свои мнения и заполняют опорный сигнал)

Слайд 8.

Молодцы! Вы замечательно поработали. Как вы думаете, можем ли мы сказать, что все поняли новую тему? (Нет, нам нужно потренироваться).

lΧ Самостоятельная работа

Откройте учебник на стр.13 и найдите упр.19.Прочитайте задание.

Упражнение 19

Спишите группы слов, вставляя, где необходимо мягкий знак после шипящих. Подчеркните в каждой группе лишнее слово.

Лещ… ,вещ…,помощ…

Лож…,теч…,грач…

Роскош…,шалаш…,рож…

Слайд 9. Проверка

Каким правилом пользовались, когда решали нужно ли писать ь после шипящих?

Χ Итог урока

Слайд 10.

Какую цель ставили перед собой на уроке? Достигли её?

Что на уроке понравилось больше всего?

Что вызвало затруднение?

В народе говорят: «Ученье-свет, а неученье-тьма. Я желаю, чтобы свет знаний освещал вашу дорогу всегда. Возьмите жёлтую звёздочку, если было интересно и поняли новую тему; голубую, если были трудности, не всё поняли и прикрепите на нашу доску. Я вижу, что среди множества жёлтых звёзд есть голубые. Это говорит о том, что у нас с вами ещё остались вопросы, на которые мы обязательно найдём ответы на уроках русского языка. Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка«Мягкий знак на конце имён существительных после

Современный урок русского языка по ФГОС в начальной школе...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание мягкого знака на конце имён существительных женского рода"

Урок составлен по технологии развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова. Был показан на конкурсе "Учитель года"...

Урок русского языка " Мягкий знак на конце имён существительных. «В гости к морским обитателям».

урок  по программе "Школа России" 2 класс в соответствии с ФГОС....

Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце существительных  после шипящих"  3 класс...

Урок по теме: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих."

Задачи:-через наблюдения и исследовательскую работу учащихся выявить грамматическую функцию мягкого знака как показа-теля женского рода имён существительных;-познакомить с новой орфограммой «Мяг...