Главные вкладки

    Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце существительных  после шипящих"  3 класс 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                           муниципальное  общеобразовательное   учреждение

                 «Средняя  общеобразовательная  школа № 12 г. Зеленокумска

                                                    Советского района»

                                           Урок  русского языка

                                                                                       

                                             « Мягкий знак

           на  конце существительных  после  шипящих »

                                                   3 класс

                                         УМК «Гармония»

                                                                                     

                                                                                                                       

                                                                                                      Учитель:                                                                                                                                                          

                                                                                                                    Дупик  В.В.

                                      2018 – 2019  учебный  год

                                                                                       УМК: «Гармония».

                                                                                       Предмет: русский язык.

                                                                                       Класс: 3.

    Тема урока:  «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

    Тип урока: урок  усвоения  новых  знаний. Первый урок темы.

    Цель: рассмотреть правило правописания "Ь" на конце существительных после шипящих, развивать словарный запас  речи  учащихся.

    Задачи:

    Образовательные:

    создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся отработают навык правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

     Развивающие:

    создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре, в группе; развивать память.

    Воспитательные:

    воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

    Планируемые  результаты (УУД):

    Предметные:

    - объяснять написание мягкого знака(ь) после шипящих;

    - различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце;

    -записывать имена существительные с шипящим на конце

    Метапредметные:

    - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

    - планировать действия для решения поставленной задачи;

    - сотрудничать в соответствии с принятой ролью;

    -делить слова на группы по общему признаку;

    - осуществлять самоконтроль и самооценку

    Личностные:

    - проявлять интерес к получению новых знаний

    Коммуникативные:

    уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

    Межпредметные связи:  чтение (пословица), окружающий  мир, музыка

    Материально-техническое  обеспечение  урока:  персональный  компьютер, проектор, экран, презентация.

    Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа  «Русский язык» 3класс М.С.Соловейчик, УМК «Гармония»,  карточки  с заданиями, карточки со словами.


    Методы:  словесный, наглядный, поисковый, проблемный, дифференцированный.

    Формы  работы:  индивидуальная, работа в парах ( в группах), фронтальная, коллективная.

    Форма урока:  урок-беседа, урок-размышление.

    Приемы: работа с текстом, устный, рефлексивный,  

                                                         Ход  урока:

    1. Орг. момент. Настрой на работу.

    -Прочитайте пословицу на доске (Слайд 1)

                                    Знания  собираются  по  капле.

    -Как вы понимаете её смысл?( Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капелькам  собираются в огромное море знаний).

    -Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний. (Слайд 2)

    - Сейчас за окном происходят удивительные превращения. Малоснежная зима, которая характерна нашему климату, покинула  нас, а на смену ей пришло чудесное время года – весна-красавица. Сегодня  весна пришла к нам в  гости  на  урок  русского  языка.

    Итак,  записываем в тетрадях число, классная работа.

    2. Актуализация  знаний.

    1. (Слайд 3)

     а) Текст учитель читает вслух:

    Наконец  пришла  долгожданна я веснаПрирода  нарядилась в яркие краски голубого неба, весеннего света, первой зелени травы.

    -Какое  словарное  слово  встретилось? (Природа)

    -Давайте  из  нашего словаря  выпишем  слова  на  тему «Весна».

     (Апрель, дождь, таять,  ветер, огород, сеять, праздник,  чувство)

    б) Поиграем  в  игру "Найди  основу " из  предложенного  текста.

    -Что такое основа предложения? (Подлежащее  и  сказуемое).

    -Прослушайте  правила  игры. Перед вами предложения, а вы должны найти в них основу  и записать их.

    в)Подчеркните  в  выписанных  основах  буквы, которые  показывают  при письме на мягкость  согласного  звука. (И, е, я, ь)  

    -Какие  еще  буквы  могут  обозначать  на  письме  мягкость  согласного звука?  ( Добавляю ё, ю)  

    2.  -Среди  этих  букв  спряталась  буква,  о  которой  мы  сегодня  поговорим подробнее. А чтобы  ее найти,  нам  предстоит  выполнить  следующее задание. (Слайд 4)

    Капель, сирень, свежесть, ручьи, веселье, воробьи, таять, радоваться, смеяться.

     -Прочтите  эти  весенние слова, на какие группы мы можем их разделить?

      ( Глаголы  и  существительные).

    - А что общего во всех этих словах? ( Во всех словах написан  мягкий знак Ь)

    -Вот об этой букве мы сегодня и поговорим.

    -Напомните  мне  роль  мягкого  знака  в  русском  языке.

    -Три  функции  мягкого  знака, которые  вы  сейчас  вспомнили,  будут названиями  групп  и  запишем  слова  в столбики  по группам.

    1) Ь – показатель  мягкости  согласного

     -Какие  слова  отнесем  к  первой  группе? Запишите. (Капель, сирень, свежесть)

    2) ь – разделительный

    -Какие  слова  отнесем  ко второй  группе? Запишите. (Ручьи, веселье, воробьи)

    3) ь – показатель  неопределенной  формы  глагола ( что делать? что сделать?)

    -Какие  слова  отнесем  к  третьей  группе? Запишите. (Таять, радоваться, смеяться)

    3. Физминутка

    -Встали, потянулись к  весеннему солнышку, растем, растем.

    Сели  на  корточки.  И снова тянемся к солнышку…

     

    4. Проблемный вопрос, создание  проблемной  ситуации.

    -Посмотрите, как  много мы  знаем  про  мягкий  знак. Зачем  же  мы снова к нему  вернулись?(Чтобы  повторить.  Не  все еще знаем. Можем узнать какую-то новую функцию, которую  выполняет  Ь.)

    -Молодцы!

     5.Тема урока. Работа по теме урока.

    -А теперь попробуем  назвать  тему нашего урока  «НОВАЯ  РАБОТА "Ь"»

    -Давайте  понаблюдаем над новой работой мягкого знака!

    - Ребята, кто помнит, как называется   черная  птица, вестник наступающей весны? (Грач. Слайд 5)

    -Птица      грач  внешне напоминает ворон, поэтому часто этих птиц  путают. Грачи отличаются более стройным телом. Клюв более короткий и узкий, чем у  вороны. В области клюва имеется кольцо бледно-серого цвета.  Перья у грачей черные. Грач — это не всегда перелетная птица. Если он до зимы находился в северных регионах, то на зимовку улетает в теплые края, а если находился  в  южных районах, то остается.

    Грач  относится к самым умным птицам. К примеру, человека, который когда-то испугал их, они могут узнавать  даже если он сменит одежду. Кроме того, они могут с легкостью запоминать конкретные опасные предметы, к примеру, огнестрельное оружие. Благодаря острому  уму, эти создания разрабатывают все новые способы добычи пищи. К примеру, нередко грачи кидают на дорогу орехи, чтобы проезжающие машины их раскалывали. Некоторые птицы, чтобы не погибнуть под колесами, делают это под светофорами. Они различают цвета и подметили, что на красный свет автомобили останавливаются, и орех можно собрать, не опасаясь колес.

    - На доске слова  (на  карточках и магнитах).  

                       Тишь,  грач,  пляж, вещь,  нож,  мелочь, борщ,  ложь. 

    -Какой  частью  речи  они  являются? (Существительные)

    -В какой форме записаны? ( В начальной форме в ед. числе)

    -Девочки,  запишите  существительные  женского рода.

                               Тишь,  вещь,  мелочь,  ложь

    -Мальчики, запишите существительные мужского рода.

                             Грач,  пляж,  нож,  борщ

    -У  доски  эту  работу  выполнит… Распределите  карточки по столбикам.

     -Что  заметили? Какие различия у женского и мужского рода?(Слова  женского  рода  с "Ь",  а  мужского  рода без "Ь")

    - А после  каких букв  написан  мягкий  знак?  ( Слайд 6 )

                                                  Ж   Ш   Ч    Щ

    - Что можно сказать о звуках  этих  букв?

     ( Они согласные, шипящие, Ч и Щ  всегда мягкие,  а  Ж  и Ш - твердые.)

    - Если  я  закрою «ь», то  слово  произнесётся (произносим) так же  как и с «ь» знаком?

    - Нужен  ли  «ь» для  обозначения  мягкости согласного [ч']?

    - Сделайте ВЫВОД.  Какая новая работа у мягкого знака?

     (На  конце  существительных  женского  рода   после  шипящих пишется Ь, а у слов  мужского  рода  не  пишется). 

    -Откройте  учебник  на  с.73,  найдите  упр.505  и  прочтите  в  первой  рамочке  важное  сведение.

    - Новая  функция  мягкого  знака-

    ПОКАЗЫВАЕТ   ФОРМУ    ИМЕНИ   СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО  жен. рода

    - Продолжим  читать  важные  сведения  в  упр.505.

    6.Физминутка

    - Я назову слова, если  это  слово  женского рода  и  требует  написания  Ь, то девочки  топают.

    - Если  слова  мужского рода  и  Ь  после  шипящих  не  требует,  мальчики хлопают.

    Врач,  вещь,  глушь,  царевич,  королевич,  брошь,  полночь,  калач

     

    7. Закрепление  пройденного.

    - Итак, как  мы будем действовать  при  написании  мягкого знака, если слышим  на  конце слова  шипящий  звук? Попробуем  составить  памятку

                                           Памятка

    1.Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

    2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род.

    3. Если слово                    ж.р. – ь,                         

                                               м.р.-  без Ь

    (Слайд 7)

    -Давайте  теперь  сравним  нашу  памятку  с  памяткой  учебника  на  с.74  в №506.

    -Что нужно предпринять, если  не можем определить род  слова  самостоятельно?  (Обратиться  к  словарю  « Какого  рода  и  числа  слово?»  в  учебнике   на  с.126)

    Работа в парах.

    - А теперь  самостоятельно  запишем  слова  из № 506  в  наши  столбики. Давайте проверим всем классом.

    -Упр.№ 508. О какой  ловушке  хотят  предупредить  нас  авторы  учебника?

    Объясните.  Запишите  слова  с  шипящим  на  конце из этого упражнения  в наши  столбики.

    8. Знакомство  с  новым  значением  слов. (Слайд 8)

                                       ТУШЬ           ТУШ

    - Какое  из этих  слов  вам  знакомо?  Что  означает  слово ТУШЬ?

    - В  русском  языке  используют  эти  два  слова. Но значение и  написание у них разное. Давайте  разберемся.

    1-е значение: 

    ТУШЬ - косметическая  краска  для  ресниц,  которую  используют  женщины  и  актеры  для  грима.

    ТУШЬ – чёрная  или  цветная  водяная  краска специального  приготовления (употребляется для черчения, рисования, письма).

    2-е значение:

    ТУШ - короткое  музыкальное  произведение, исполняемое, как правило, духовым оркестром в знак приветствия на торжественных церемониях, при награждениях, чествованиях и т. п. 

    -Давайте прослушаем торжественный туш.

    -Запишите эти слова в столбики.

    -А как мы будем различать какое из этих слов и как правильно записать при необходимости? ( По смыслу в предложении)

    9. Задание  при  необходимости  по времени. Работа в парах.

    -Мы хорошо поработали  со словами. Теперь  поработаем с текстом.(Слайд 9)

    -Прочитайте  про себя.  Все  ли  вас устроило? (Нет, присутствуют  ошибки). Поработайте в парах. Запишите  текст  в  тетрадь  без  ошибок. У  кого  возникнут сомнения  оставьте  окошки.

    Есть у  волшебницы  Природы  волшебный  корондашь.  Ещё  лежит  снег. А она уже  рисует  в  мечтах  нежный  белый  ландышь, торопливую  реч  ручейка,  роскошь  летних  цветов, золотистую  осеннюю  рож.

    -В каких словах    пришлось  исправить ошибки?

    - Давайте  проверим  вашу работу.  Внимание  на  экран. (Слайд 10)

    - Оцените свою работу:

    - без ошибок- 5

    -1 ошибка-   4

    -2 ошибки-  3

     

    9. Подведение  итогов  урока.

    -Что нового открыли сегодня на уроке?

    -С какой новой работой мягкого знака познакомились?

    10. Домашнее  задание.

    -Выберут  себе домашнее задание на синей карточке только те, у кого не вызывают трудности новые знания, полученные на уроке. На желтой карточке  задание для тех, кто сомневается и не сможет справиться самостоятельно.

    11. Рефлексия.

    -Какие осадки  наблюдаются  весной?

    -В  начале  урока  мы  говорили  о  капельках  знаний. Сейчас вам предстоит  оценить  свои  полученные  знания.  Я  предлагаю  выбрать  каждому  свою   капельку:

    - если  все понятно – синюю каплю

    - понятно, но есть  некоторые  сомнения -  жёлтую  каплю

    - много непонятного, неясного - красную  каплю.

     - Теперь  составим  из  этих  капелек  весенний  дождик падающий из тучки.  Посмотрим получится ли  он у нас  разноцветным?   (На доске прикреплены тучка  и  зонтик)

     -Меня порадовал цвет нашего дождика. Хорошо, что у нас много синих капелек. Значит,  на уроке все внимательно слушали и правильно выполняли задания.

    - Спасибо всем за урок!  Урок  окончен!

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс

    Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова....

    презентация к уроку русского языка "Правописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительных"

    УчительНазарова Марина Александровнаучитель начальных классов1 квалификационная категорияБлокПравописание ь после букв шипящих согласных на конце имен существительныхУрок 1темаПравописание ь пос...

    Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"

    Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"...

    Конспект урока "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих"

    Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями. Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на ко...

    Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

    Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К  конспекту урока есть презентация....