Урок русского языка по теме мягкий знак в конце слова 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бутылина Нина Александровна

Цель урока: обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yazyk_-_myagkiy_znak_v_kontse_slova_2_klass.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования РФ

Конспект урока

по русскому языку

(2 класс)

Учитель начальных классов

 Бутылина Нина Александровна

Школа №5

Курчатов  

2005


Тема: «Мягкий знак в конце слова.»

Цель. Обеспечить условия необходимости поиска способа обозначения мягкости согласного звука в конце слова.

Развивать беглость мышления, гибкость ума, любознательность, аналитико-синтетические способности, связную аргументированную речь.

Создать на уроке атмосферу взаимопонимания, уважения, успеха, радости общения.


I. Оргмомент.

Наша научная экспедиция по стране знаков продолжается (показ карты знаков).

Найдите лишнюю букву в данном ряду.

  • Мягкий знак.
  • Почему?

П Сообщение задачи урока.

Узнать, что обозначает ь знак - главная задача нашей сегодняшней научной экспедиции. Нам предстоит выполнить много заданий на станции мягкий знак, чтобы собрать новые сведения об этой удивительной букве, узнать, научиться красиво и правильно писать новые слова с ней.

Мы узнаем также какое общее свойство есть у букв данного ряда.

III. А пока на станции мягкий знак

- Минутка чистописания.

- Определите порядок написания элементов шрифта и букв в данной цепочке

Съъъ Сьь Сь

- Напишите цепочку в указанном порядке до конца строки.

1У. Изучение нового материала.

шест        шесть

- Что обозначает слово шест?

- Что обозначает слово шесть?

- Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шест (4/4).

- Назовите и сосчитайте звуки и буквы в слове шесть (4/5).

- Что вы можете сказать о числе звуков и букв в этих словах?

- Почему в словах шесть букв больше, чем в слове шест? (Дети высказывают свою точку зрения.)

- Охарактеризуйте последний звук в слове шест.

- Как на письме обозначен твердый согласный [т] - буквой т.

- Охарактеризуйте последний звук в слове шесть.

- Мягкий согласный [т'].

- Как обозначен мягкий согласный [т'] на конце слова? (буквой ь)

- Почему же букв в слове шесть больше, чем в слове шест?

- А теперь прочитаем, что сообщается о ь в учебнике.

- Откройте стр. 54.

- Прочитаем научные сведения о букве ь.

- А теперь прочитаем только ту часть, в которой объясняется, что показывает ь.

- Прочитайте, когда пишется ь.

V Первичное закрепление.

- Я думаю, теперь вы готовы выполнить новые задания:

Луг       брат     сеть

3/3        4/4        ?

- Вместо вопросительного знака нужно поставить подходящие цифры. Ответ доказать.

- Почему букв больше, чем звуков? (Потому что мягкий звук [т'] на письме обозначается двумя буквами -тэ и «ь»),

VI Закрепление нового материала.

1) Игра «Называй-вызывай».

- А теперь пришло время нашей любимой игры «Называй-вызывай».

- Я надеюсь, вы сумеете назвать много новых слов, в которых один звук обозначается двумя буквами. Самые интересные из них мы запишем.

Пять, Тверь, Моль (повторение орфографических правил)

2) - Молодцы! Моя радость не знает границ. И я с удовольствием предлагаю вам новое задание, которое вы найдете на стр.55 в упр.114.

- Прочитайте, что предстоит сделать увлеченным следопытам.

- Это задание вы выполните самостоятельно (По степени трудности)

Команды А - 1,3

Б - 2,4

В - 5,6.

Проверка:

- Назовите слова, в которых вы написали ь знак. (Выставляю карточки).

Лось, декабрь, искать, сталь, январь, февраль.

Почему в этих словах вы употребили ь знак?

Назовите по порядку все согласные, мягкость которых на письме обозначена ь.

- А где находится в этих словах ь?

- А как вы думаете, есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине? (ответы детей).

- Таких слов в русском языке очень много. С некоторыми из них мы познакомимся завтра.

- И еще один весьма интересный вопрос возник у меня, когда я готовилась к экспедиции.

- Есть ли в русском языке слова, в которых ь стоит в середине слова и в конце одновременно? Этот вопрос я хочу задать и вам.(ответы детей).

- Пока я нашла только два слова

сельдь, пельмень

- А теперь вернемся к словам, записанным на карточках.

(из упр.114).

-Назовите лишнее слово. Почему?

  1.  - Я довольна вашими ответами. Я люблю наблюдать, как ваши лица озаряет радость маленьких открытий. Я радуюсь и стараюсь придумать для вас новые интересные задания.

- А теперь предлагаю рассказать что вы любите делать. Для этого вам необходимо дополнить одно из этих предложений по выбору нужными словами и записать его в тетрадь.

        Я люблю — в —.

Я люблю                

Я люблю — с —.

Я люблю — на —.

Проверка.

(Прослушивание предложений к каждой схеме).

В каких словах вам пришлось написать ь ?

  1.  - Позвольте мне сказать предложение вот к этой схеме.

Я люблю загадывать загадки.

В каком слове необходим ь?

А теперь в награду вам интересные загадки.

а)        Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает.

б)        Белый камень в воде тает.

(Отгадки детей).

А сейчас я еще раз прочитаю эти загадки, а вы постарайтесь запомнить все слова, в которых надо писать ь. Эти слова мы пригласим на парад. (Читаю все загадки. Дети называют слова, выходят к доске, я выдаю таблички.)

камень фонарь таять.

Читает один ученик эти слова по слогам так, как они написаны, затем читаем вместе.

5 ). Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста! Сейчас зазвучит музыка, мы будем не только маршировать, как на параде, но и постараемся запомнить, как пишутся эти слова.

Звучит музыка. (Марш. Песня о Москве. Сл. и музыка О.Газманова).

Дети маршируют и одновременно фотографируют глазками данные слова.

6).Письмо по памяти. (Класс).

Дети, маршировавшие у доски, выполняют задание на доске

по карточкам с самопроверкой.

Свиристел_           Сирен_

рыс_        топол_

поползен_        ясен_

                                                    снегир_                       ел_

- Где нужно, вместо точек поставь ь, подчеркни лишнее слово.

Проверка письма по памяти.

7). - А теперь я отправляю вас навстречу с трудностями. Связь со мной будете держать по сигнальному видеотелефону. (Дети готовят индивидуальные видеотелефоны. На доске видеотелефон учителя).

На экране записаны нижние слова с ь, а верхние без ь.

а). Чтение по очереди.

б). Чтение коллективно вразброс по указке учителя.

Приготовьтесь записать эти слова в тетрадь в порядке указанных мною значений. Где необходимо пишите ь.

1. хрусталь

2. ливень      

З. зритель

  1. метель
  2. лекарь

1. хрусталь - стекло высокого сорта с красивым блеском, звоном.

2. Ливень - сильный дождь.

З. Зритель - тот, кто смотрит представление, фильм, спортивные состязания.

4.Метель- сильный ветер со снегом.

5.Лекарь-тот, кто лечит.

Проверка.

- Скажите кратко в каких словах написали ь знак? Почему?

- Проверьте порядок слов. Я буду открывать слова, а вы просигнализируете желтым экраном, если у вас также и красным - если по-другому. Итак...

8). - И еще одно интересное задание. Смотрите на экран, слушайте и выполняйте. Из указанных мною слов выписать заданный мною звук.

- Из 4 слова выписать 1 звук.

- Из 5 слова - 2 звук.

- Из 1 слова - последний.

(Дети произносят записанные звуки. Если правильно, хлопают в ладоши, затем записывают на доске.).

[м'э л']

Назовите слово, которое получилось.

мель

- Что обозначает это слово?

- А теперь запишите это слово буквами.

- Как обозначили мягкость согласного [м]? (Буквой е).

- Как обозначили мягкость согласного [л]? (Буквой ь).

- Какими еще буквами наряду с ь, е обозначают мягкость согласных, если стоят после них? (Ответы детей).

- Подумайте, в какое из этих 2 предложений можно дописать слово мель?

Корабль сел на ... .

У доски лежит....

Прочитайте, что получилось. Назовите главные члены предложения.

Как изменить это слово, чтобы его можно было написать во 2 предложение?

9). Работа у доски.

Я приглашаю к доске ....

Мы начинаем игру «Много-один.»

Я буду показывать вам рисунки, на которых изображено много предметов, а вы будете записывать слово, которое обозначает один предмет:

в 1 столбик-слова с ь, во 2 столбик- слова без ь.

Окунь        Слон

карась        белка

гусь        волк

- Что вы можете сказать о работе ...? (Ответы детей).

УП. Итог.

- Спасибо всем, кто принял активное участие в нашей экспедиции. Мы собрали солидный научный багаж.

- О чем же вы дома расскажете родителям, возвратясь из научной экспедиции? (Ответы детей. Повторение способов обозначения мягкости согласных на письме.).

УШ. Домашнее задание - «Исполнение желаний.»

  1. Придумать односложные слова с ь на конце. (А)
  2. Двусложные слова с ь на конце (Б).
  3. Трехсложные слова с ь на конце. (В)

- Кто желает, может выполнить все три задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука" 2 класс по учебнику Рамзаевой.

Урок изучения нового материала.Ничего не дается в готовм виде.На уроке перед детьми ставится проблема. и в виде проблемных заданий, (учитывая индивидуальные особенности учащихся даны два уровня ...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»

Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"

Цель и задачи:1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописан...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...