Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Цель и задачи:

1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописания разделительного Ь и показателя мягкости согласных в конце и в середине слов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roli_._urok_2_klass_ro_zankova_l.v.docx24.31 КБ
Файл vosstanovit_tekst.docx11.87 КБ
Microsoft Office document icon dorevolyutsionnyy_alfavit.doc114.5 КБ
PDF icon krossvord.pdf52.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мягкий знак Ь на конце имен существительных. Роли Ь.

Цель и задачи:

1. познакомить с ролью мягкого знака как показателя грамматической формы; формировать навык правописания Ь после шипящих у имен существительных женского рода; закрепить навыки правописания разделительного Ь и показателя мягкости согласных в конце и в середине слов;

2. развивать речь, логическое мышление; учить сравнивать, классифицировать, делать выводы;

3. воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, готовность и способность к сотрудничеству.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

- Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию. но и выражаем свое отношение к тому, о чем ведем речь: радуемся и  огорчаемся, убеждаем и сомневаемся, и все это с помощью слова. Более красноречивой, образной , поэтичной и меткой помогают сделать нашу речь пословицы. Это краткие, устойчивые, образные изречения, носящие поучительный характер. Недаром в народе говорится "Красна речь пословицей".

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? "Пословица- всем делам помощница" (пословица вынесена на доску). Действительно, пословицы- это народная мудрость, свод правил жизни, историческая память. Пословицы говорят о разных жизненных ситуациях, дают всякие мудрые советы. И сегодня на уроке будут нам помогать!

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Народная мудрость гласит "Ум без догадки гроша не стоит".

1). Проверка домашнего задания (разгадывание кроссворда с демонстрацией на интерактивной доске)

- Ключевое слово "помощь".

1. Есть ,ребята, у меня                               3. Ей на месте не сидится-

    Два серебряных коня                                 Все кривляется, резвится

    Езжу сразу на обоих!                                 Рассмешит нас без обмана

    Что за кони у меня? (коньки)                    В зоопарке ... (обезьяна)

2. Ребус

4. - Ты откуда, ты откуда                           5. Эта маленькая крошка

    Прилетел к нам красногрудый?                 Рада даже хлебной крошке,

    - Облетел я всю Сибирь.                             Потому что дотемна

    - Как зовут меня? (снегирь)                        В норке прячется она. (мышь)

- Что общего в словах- отгадках? (имена существительные, нарицательные, во всех словах есть Ь)

2). Группировка слов (работа в группах).

- Как это понять "Одна голова хорошо, а две - еще лучше"?

- В каждом из этих слов есть мягкий знак Ь. Раздели данные существительные на 3 группы. Выдели существенные признаки, по которым слова попали в ту или иную группу (4 минуты).

  • Проверка через документ- камеру. Постановка цели и задач урока.

1

2

3

коньки

снегирь

семья

обезьяна

мышь

помощь

- Какую еще 3-ю работу выполняет Ь? На какую грамматическую форму указывает Ь у существительных мышь, помощь? Это и будет темой урока. На эти вопросы постараемся ответить.

- Запишем, слова по группам (учитель на доске, дети в тетрадях).

- Где в слове может находиться мягкий знак, который показывает мягкость предшествующих согласных?

- Когда пишется разделительный мягкий знак?

- 3группа: Ь (мягкий знак)- показатель грамматической формы.

III. Изучение нового материала.

- Как растолковать смысл пословицы "Один в поле не воин"?

- Прочитай, назови конечный согласный в словах:

овощ, дочь, молодежь, экипаж, помощь, грач, мышь, шалаш. 

 - Как называются в русском языке эти звуки? (ж, ш, ч, щ- шипящие)

1). Группировка слов (работа в группах).

  •  Раздели данные существительные на 2 группы. Выдели существенные признаки, по которым слова попали в ту или иную группу (4 минуты).
  • Проверка через документ-камеру.

1

2

овощ

шалаш

грач

экипаж

дочь

молодежь

помощь

мышь

- Так на какую же грамматическую форму указывает Ь на конце у существительных после шипящих? (на форму женского рода)

2). Формулирование правила (самостоятельная работа на опорных листочках).

- Попытаемся сформулировать правило правописания Ь у существительных, оканчивающихся на шипящий.

  • Проверка на интерактивной доске.

3). Знакомство с правилом в учебнике с.66.

- Сверим наши выводы с правилом в учебнике.

4). Экскурс в историю.

- Слова "мышь" и "камыш" мы произносим, заканчивая их одинаковым твердым Ш. Таков закон произношения. А пишем существительное женского рода с мягким знаком после шипящего. Такова "служба" мягкого знака.

- Конечно, это неспроста. В древности у существительных мужского рода на конце стоял Ъ, а существительные женского рода оканчивались Ь .Тогда читателям различие между "дочь", "врач" не казалось нелепым, ведь они и выговаривались неодинаково. Теперь эти окончания эти исчезли, "атрофировались".

IV. Физминутка. Первичное закрепление изученного материала.

- В каких случаях употребляют пословицу "Делу время, потехе- час"? 

- Игра "Да- нет". Правила просты, если в существительном пишется на конце после шипящего Ь, то приседание, если не пишется Ь, то хлопок стоя.

  • Как называют человека, который играет на скрипке? (скрипач)
  • Позднее, темное время суток. (ночь)
  • Зимой дрова ест, а летом спит. (печь)
  • Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (мяч)
  • Краска. (гуашь)
  • То в глаза я посвечу, то дорогу освещу. Младший солнышку я брат, светел я и всем-всем рад. (луч)
  • У брата есть сестричка, а маме она... (дочь)
  • В кармане звенит ... (мелочь) 
  • Как называют человека, который лечит больных? (врач)

V. Закрепление  изученного материала.

- Объясните смысл пословицы "Не пером пишут- умом".

1). Самостоятельная работа. Запиши словосочетания, вставь, где нужно Ь, устно объясняй выбор букв (4 мин).

лесная дич?, болотный камыш?, тёмная ноч?, холодный ключ?, на поле рож?, в озере лещ?, в норке мыш?, в лесу тиш? .

  • Проверка на интерактивной доске.

2).  Восстановление текста (работа в группах).

- Ребята 3 Б составили диктант на правило написания имён существительных с буквами шипящих на конце. Догадайся, какие слова должны быть на месте пропусков, и впиши их. Отметь все орфограммы, устно объясняй выбор букв.

        На берегу речки лес, в котором  водится … . За лесом поле, где колосится … . В лесном озере водится … , а вокруг растёт … . Под горой бьёт холодный  … . В норке живёт … . В лесу … . Скоро наступит  … .

  • Проверка на интерактивной доске.

VI. Итог урока.

- Как объяснить пословицу "Конец - делу венец"?

- Что нового узнали о роли мягкого знака Ь?

- Почему говорят "Пословица недаром молвится"?

VII. Презентация следующего урока. Домашнее задание.

-  Хотите узнать, что нас завтра ждет на уроке русского языка? (слайд №8)

- Догадываетесь, о каких словах пойдет речь? (Многозначные слова- имена существительные с шипящими на конце)

- Запишите домашнее задание: с.66 правило, упр.144.

Учебник  Нечаевой Н.В. Русский язык 2 класс, 2007г.



Предварительный просмотр:

  • Ребята 3 Б составили диктант на правило написания имён существительных с буквами шипящих на конце. Догадайтесь, какие слова должны быть на месте пропусков, и впишите их. Отметь все орфограммы, устно объясните выбор букв.

        На берегу речки лес, в котором  водится …............. . За лесом поле, где колосится …............ . В лесном озере водится …....... , а вокруг растёт …...... . Под горой бьёт холодный  ….......... . В норке живёт …......... . В лесу …............ . Скоро наступит  ….............. .



Предварительный просмотр:

  1. Отличия дореволюционной орфографии от современной
  1. Алфавит

До революции русский алфавит насчитывал 35, а не 33 буквы, как сейчас. В него входили следующие буквы:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

урок русского языка "Написание мягкого знака в именах существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящую."

знакомство с новым правилом – письмо мягкого знака в именах существительных мужского и женского рода...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...