Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Миронова Лариса Викторовна

Самоанализ урока русского языка в  классе

УМК «Перспектива»

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

 

Дата проведения: 21.01.20 год

Класс: 3 «Г»

УМК: « Перспектива»

Количество часов по теме: 3 часа

Место урока в данной теме:  2

Форма работы: сочетание поисковой, словесной, практической.

Используемые технологии: проблемно- диалоговая технология, разноуровневое дифференцированное обучение, исследовательский метод, технология деятельностного подхода, информационно- коммуникативные технология .

Т.С.О: проектор, экран, компьютер, доска.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: учебник Русской Язык (Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина -2016г.) , карточки с заданием для исследовательской работы, «алгоритм работы» существительное с шипящим на конце, презентация.

Цель: организация деятельности учащихся по формированию написанию ь знака после шипящих на конце существительных.

Задачи:

  1. Создать условия для актуализации опорных знаний.
  2. Организовать формулировку темы урока.
  3. Организовать постановку учебной цели и задач учащихся; способствовать деятельности учащихся по умению составления правила по данной теме, продолжить работу по формированию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умению самостоятельно овладевать способами и критериями самоконтроля и самооценки.

Планируемые результаты:

Предметные: научится определять  верное написание ь знака после шипящих на конце имён существительных.

Метапредметные:

Личностные: интерес к познанию русского языка, предпосылки для готовности самостоятельно оценить результат своей деятельности на основе учебной задачи и предложенных критериев.

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; контролировать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, договариваться, приходить к общему решению.

Познавательные: ученик научится или получит  возможность  научится выделять информацию из сообщений разных видов, в соответствии с учебной задачей, осуществлять поиск информации, осуществлять сравнение, классификацию изученного материала.

Построение урока соответствует содержанию и поставленной цели.

1. Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.

2 . Повторение изученного материала . Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

Физкульминутка соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

3.  Через организацию практической работы и  полученных знаний,  используя методы сравнения и анализа, дети  формулируют вывод.

-Работа по карточкам.

Самоконтроль  - работают в группе.(предметные, регулятивные УУД)

 4.  Итог урока проводится в виде обсуждения достигнутых результатов (коммуникативные УУД)

-Выполнение поставленных задач

 Учащиеся  выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивают качество и уровень усвоения.

5.Этап рефлексия

Учащиеся самостоятельно отслеживают свои успехи на уроке.

6. Соответствие урока требованиям ФГОС.

Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов.

  Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников  способности ставить учебную задачу, проектировать пути их  реализации, контролировать и оценивать свои достижения.  

Урок  был развивающим, учитель нацелен на сотрудничество с учащимися и направляет  учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.  

Учитель активизирует деятельность учащихся, вывод делают они  сами.

Урок соответствует ФГОС.

6. Содержание урока.

 Считаю, что содержание урока соответствует требованиям программы.  Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности,  был посилен для учащихся  3 класса.

Содержание урока соответствует возрастным нормам.

Данный урок имеет непосредственную связь с  пройденным  материалом.

7. Методика проведения урока.

Активизация была представлена через систему вопросов,  различные формы организации работы, элементов занимательности и наглядности  (мультимедийная  презентация).

Использовались

- репродуктивные методы;

- метод наглядности;

-  метод контроля и самооценки.

На всех этапах урока  приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и индивидуально.

Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый.

Использовался, самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске и презентации).

Организованная  данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.

8. Психологические аспекты урока.

На уроке был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались  физиологические и психологические особенности детей,  проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования  различного занимательного материала.  Велась работа над преобладанием нагрузки на мышление над нагрузкой на память учащихся.  Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены  на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

9. Домашнее задание.  

10. Вывод самоанализа.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен, заявленной цели и поставленных задач проведённый  урок достиг. Дети усвоили алгоритм работы по данной  теме и применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических возможностей третьеклассников.  Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог каждому ребёнку продвинуться  в своём индивидуальном развитии.

Урок проведен- 21.01. 2020 г.  

 На уроке присутствовало  3 человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак(ь) на конце имён существительных после шипящих».

Дата проведения: 21.01.20 год

Класс: 3 «Г»

УМК: « Перспектива»

Количество часов по теме: 3 часа

Место урока в данной теме:  2

Форма работы: сочетание поисковой, словесной, практической.

Используемые технологии: проблемно - диалоговая технология, разноуровневое дифференцированное обучение, исследовательский метод, технология деятельностного подхода, информационно- коммуникативные технология .

Т.С.О: проектор, экран, компьютер, доска.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Оборудование: учебник Русской Язык (Л.Ф. Климанова, Т.В.Бабушкина -2016г.) , карточки с заданием для исследовательской работы, «алгоритм работы» существительное с шипящим на конце, презентация.

Цель: знакомство обучающихся  с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

  1. Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя  путем исследовательской работы учащихся;

- совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся.

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах;

 - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

 - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

 - формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

 - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ход урока.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационно- мотивационный.

Цель: создание условий у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Результат нашего урока будет зависеть от нашей совместной работы, поэтому настройтесь на дружную и сплочённую работу. Будьте внимательные и сосредоточенные.

Настраиваются на работу.

II. Минутка чистописания с проблемными вопросами.

Цель: повторить изученный материал 2 класса для изучения нового материала.

На доске: Щ,Ш,И,Ч,П,Ж.

- Что бы узнать какие буквы будем писать, нужно выделить лишние буквы и объяснить почему.

- Что объединяет все оставшиеся буквы:

-Чем различаются?

-Пропишите все буквы соедините друг с другом.

И- гласная

П- согласная, но не относится к шипящим.

Ж,Ш- твёрдые

Ч,Щ-мягкие

Но все шипящие.

Дети прописывают.

III. Определение совместной цели деятельности.

Цель: Организация постановки и цели урока, совместная работа.(слайд № 2)

Чтение слов.

Пальто, коньки, помощь, морковь, речь, трубач, январь, рожь, лагерь, колокольчик, много туч.(на слайде)

-Какое задание можете предложить?

-Ребята, в чем была трудность?

- Чему мы будем продолжать учиться на уроке?

(проверка по слайду)

I гр.- пальто, коньки, колокольчик.

IIгр. –морковь, январь, лагерь.

III гр.- помощь, трубач, рожь, речь, много туч.

Сомневались где нужно написать знак, а где нет.

Определяли где нужно писать ь знак.

IV. Операционно- содержательный.

- Ребята, давайте попробуем ответить на наши вопросы.

-А какие грамматические признаки можем определять у существительных?

- Давайте определим род у слов третьей группы.

-А теперь попробуйте выдвинуть предположение, когда пишем ь знак, а когда нет после шипящих?

Род, число.

Определяют.

Дети выдвигают свою гипотезу.

V. Первичное применение знаний.

-Ну что же давайте ещё раз проверим верно это или нет?

- Что же вам поможет верно выполнить задачу?

Работа по учебнику № 24 с. 16

Самостоятельная работа по карточкам.

Остальные ребята работают по карточкам индивидуально.

-

 Ребята, знания которые вы  получили сегодня, попробуйте  составить правило по  теме.

- Какую  тему повторяем?

(алгоритм по умению верно ставить (ь) знак на сайде)

Работа в парах, помогают друг другу.

1уч (ОВЗ).-работает у доски с карточками, разлаживает по родам у доски картинки)- ключ, ландыш, душ, печь, брошь, мышь,  гараж.

Дети называют.

У детей слабых и ОВЗ- карточки – помощники на столах.

VI. Контроль и самопроверка знаний

Тестовая работа.(на слайде)

Самопроверка с доски.

VII. Рефлексивно- оценочный.

Резерв.

-Какую проблему решали  уроке?

-

Покажите смайликами, поняли тему урока или нет?

Поблагодарите друг друга за работу

Спасибо за урок.

№ 25 стр.16

Домашнее задание:стр.16 №26

-Учиться верно , где нужно писать (ь) знак после шипящих.

(Зелёный смайлик- понятно, жёлтый- остались вопросы, красный- не понял)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов: Миронова Лариса Викторовна Город Чита, МБОУ СОШ №11 Урок русского языка в 3-м классе по теме: «Мягкий знак ( ь ) на конце имён существительных после шипящих »

Слайд 2

Пал…то, кон..ки, помощ…, морков…, реч…, трубач…, январ…, рож…, лагер…,колокол…чик, много туч…

Слайд 3

I группа Пальто Коньки Колокольчик II группа Морковь Январь лагерь III группа Помощь Трубач Рожь Речь Много туч

Слайд 4

Прочитайте слово. Какой частью речи является слово? Определите род имен существительных. Какой звук слышится на конце слова? Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило. Исследуем слова :

Слайд 5

Имя существительное Шипящий Женский род Мужской род Ь Ь

Слайд 6

Тест 1. На конце существительных ж. р. после шипящих : а) всегда пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 2. На конце существительных м. р. после шипящих : а) пишется мягкий знак; б) не пишется мягкий знак. 3. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает : а) на род существительных; б) на число.

Слайд 7

ПРОВЕРКА: 1 2 3 а б а

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце существительных после шипящих".

Урок предназначен для изучения нового материала и контроля. Содержание учебного материала урока соответствует программе и уровню знаний учащихся по предмету....

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...