урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Наименование общеобразовательного учреждения

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение   Луговская средняя общеобразовательная школа

Учитель:

Яскевич Марина Валерьевна

Предмет:

Русский язык

Стаж работы, квалификационная категория

19 лет, II квалификационная категория

Тема урока:

    Правописание мягкого знака на конце имён существительных  после шипящих

Класс:

3

Цели и задачи урока :

1.Познакомить учащихся с новым орфографическим правилом   «Буква ь знак после шипящих на конце имен существительных».

   2. Развивать умение делать выводы, добытые учащимися в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем посредством диалога с учителем.

   3. Воспитывать любовь к русскому языку, желание самостоятельно добывать знания.

Технология

 проблемно-диалогического обучения

1. Психологический настрой. Организация начала урока.

Цель: развивать навыки организации приведения рабочего                        места в порядок; воспитывать внимание, собранность, дисциплину.

-  Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок  принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

2. Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать опорные знания, необходимые для усвоения нового; развивать речь, самоконтроль, самооценку своей деятельности; воспитывать нравственность.

  -Отгадайте загадку:

  Чёрненькие птички

  Сели на странички.

       (Буквы)

 -Сегодня минутку чистописания посвятим  буквам, которые соберём из элементов:

        (Дети называют их: ж, ш, ч, щ)

-Что их объединяет?

       (Они согласные, шипящие, строчные)

-На какие группы можно разделить?

        (Глухие – звонкие; Всегда твёрдые – всегда мягкие)

-Составьте из этих букв цепочку и запишите.

 -Эти буквы на уроке присутствуют не случайно.

 Прочтите слова, которые вы видите на экране (слайд 1), подберите к ним синонимы- словарные слова, чтобы в них присутствовала шипящая:

        сестра             корова        день недели

        автомобиль    приятель     школьник

(Дети называют:

       дев_чка           ж_вотное      ч_тверг

       м_шина           т_варищ     уч_ник  

 слова с пропущенными буквами появляются на экране)

       -Что вы можете о них сказать?

        (Это имена существительные,  употреблены в единственном числе,              

        словарные, во всех есть шипящие)

       -Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

        (-Списать, разделить на группы (одушевлённые и неодушевлённые),    

         вставляя пропущенные гласные,

         - определить род и число)

  -Выполним задание, которое предложил один из учеников: запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы и определите род имён существительных. Напомните, как определить род имени существительного.

(Род имени существительного определяют по опорным словам: он, мой – мужской род; она, моя – женский род; оно, моё -  средний род)

3.Постановка  проблемы.

- В русском языке много удивительного и таинственного. Раскрыть одну из тайн нам помогут такие пары слов (слайд 2):

         рожь      речь     тишь            вещь    

         нож       плач      карандаш   овощ    

 -Прочитайте и сравните их.  Что общего в словах?  

(Имена существительные, на конце шипящие)

- Что вас удивило?

 (В одних словах есть ь на конце, а в других после этих же букв нет ь)

  -Какой вопрос возник?

  (Почему  в одних случаях пишется ь, а в других - нет ?)

4.Выдвижение гипотез. Определение темы и целей урока.

 - В чём  затруднения?

(На конце слов в каждой паре  шипящие одинаковые, а мягкий знак пишется не всегда, от чего это зависит, мы не знаем).

 -Определите цели урока.

( Выяснить, в каких случаях после шипящих на конце слова пишется мягкий знак, научиться правильно писать такие слова.)

Определите тему урока.

(Тема урока –  «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных»)

 - С какой целью изучается эта тема?

(Чтобы грамотно писать и чувствовать себя уверенно)

Учитель предлагает высказать свои  предположения, в каком случае после шипящих нужно писать мягкий знак?

1 предположение:  Это зависит от числа: если слово употреблено в единственном числе, то пишем ь.

 2 предположение: Это зависит от рода: если слово  женского рода, то будем употреблять ь.)

5.Поиск решения («открытие знаний»).

- Проверьте своё предположение.

Каждый ученик проверяет то предположение, с которым он согласен.

Каждый работает индивидуально, одни учащиеся определяют часть речи,  другие – род, третьи -  число данных слов и  после этого делают вывод:

1 предположение – неверное, все слова употреблены в единственном  числе, но в одних есть ь, в других - нет.

2 предположение – верное, в  словах  женского рода на конце пишется ь )

Объединив свои выводы, сформулируйте правило: когда пишется ь?

(Мягкий знак пишется на  конце имён существительных женского рода после шипящих)

 -Сравните его с правилом в учебнике.

 Чтение правила по учебнику.

 (Вывод совпадает с правилом в учебнике)

Сформулируйте обратное правило.

(Если на конце существительного после шипящей есть мягкий знак, то это существительное женского рода)

Учитель предлагает учащимся составить алгоритм, схему,  которые  помогут  правильно рассуждать и не допускать ошибок при письме.

(Дети предлагают следующие:  Приложение 1, Приложение 2)

Проверка по алгоритму.

Меч(?)

Гореч(?)

Нет туч(?)

-Когда пишем ь знак на конце сущ. после шипящих?

  -Какой признак является главным?

6.Проверка первичного восприятия.

Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, выявить и откорректировать пробелы и неверные представления.

  Физминутка

(Играют 2 команды мальчиков и девочек. )

-если cущ. ж.р.-встают девочки

                   м.р.-встают мальчики.

Ерш, полночь, клич, сыч, мышь, карандаш, чиж, дрожь, пейзаж, горяч, плач, грач, молодежь.

Учитель предлагает задание на тренировку памяти:

I вариант – запишите слова с ь на конце, которые были названы во время   физминутки;

II вариант – запишите слова без ь на конце, которые были названы во время   физминутки.

Затем учащиеся  сверяют свои работы в паре с соседом. Совпадений не должно быть. Если возникнут разногласия, сверяют с записями  на доске, которые открываются во время проверки.

 (Самопроверка с самооценкой)

Физминутка для глаз: 

На ноги все дружно  встали,

На стенке взглядом  шипящие написали:

 Ж,ш,ч,щ.

- Когда пишем ь знак на конце сущ. после шипящих?

7. Закрепление полученных знаний.

Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию.

-Чтоб в знаниях не было сомнений,

 Приступаем к закреплению.

Учащимся предлагается задание для фронтальной работы:

 -В каждой строке найдите  лишнее слово. Докажите  свой выбор, пользуйтесь схемой рассуждения (Приложение 1, 2)

 Доч., врач., калач..    

Помощ., лещ., мощ..

Ден., олен., ноч..

Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, рассуждая вслух.

( Дочь – сущ. ж.р.,  лещ – сущ. м.р., ночь – сущ. с шипящей на конце ж.р.)

8.Выполнение разноуровневого задания по вариантам.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Чтобы упрочить ваши знания,

 Даю на выбор вам задания: (Приложение 3)

1.Вставь, где нужно, мягкий знак. (Это задание на «3»)

2. Вставь, где нужно, мягкий знак. Образуй пары слов по смыслу.

(Это задание на «4»)

3.Проверь по словарю, верно ли записаны слова: туш, тушь?

(Это задание на «5»)

( Самопроверка и самооценка)

9. Домашнее задание.

       - Чтобы упрочить ваши знания,

          Даю домашнее задание:

  1. Составить и записать текст со словами с шипящими согласными на конце слова.
  2. Выписать слова по изученной теме из статей журналов и газет.
  3. Выполнить упражнение из учебника на выбор по этой теме.

10.Рефлексивно – оценочный этап.

           -Время подвести итог,

       Пошёл ли урок ребятам впрок.

 -Какую цель ставили перед собой в начале урока?

-Что нового узнали?

 - Кто доволен своей работой на уроке?

  - За что ты можешь похвалить себя, одноклассников?

   В честь ваших достижений и открытий  прозвучит туш.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

       1. Это имя существительное?

       2. Есть шипящая на конце?

       3. Род женский?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Алгоритм



1.Сущ. И.п. ед.ч. на шипящ.



                                         2.                 Род



ж.р.                м.р.



ь                        -




ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1Уровень. Вставь, где нужно, мягкий знак.

меч…                              помощ…

тиш…                             луч…

товарищ…                      печ…

полноч….                       кирпич…

рож..…                           мыш…

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _/ линия сгиба/ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ __ _ _

Проверь!

меч                              помощь

тишь                            луч

товарищ                      печь

полночь                       кирпич

рожь                            мышь

2 Уровень. Вставь, где нужно, мягкий знак. Образуй пары слов по смыслу.

(соедини слова линиями)

сторож …                         этаж…

плащ…                              ключ…

малыш…                           вещ…

брош…                               мяч…

кирпич…                            доч…

     

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _/ линия сгиба/ _ _ _  _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ __ _ _

Проверь!

     сторож                          этаж

плащ                              ключ

малыш                           вещь

брошь                            мяч

кирпич                           дочь

3Уровень. Проверь по словарю, верно ли записаны слова: туш, тушь?
Составь и запиши предложения так, чтобы было понятно значение каждого из этих слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по О...

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...