урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Волкова Елена Александровна

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезу,устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_r_ya_shipyashchie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

3 класс

Тема: мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих и его отсутствие у существительных мужского рода.

Цели:

учебные

 - подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что у существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак

- формировать практические  навыки правильного написания существительных с шипящей на конце

- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, анализировать

познавательные

- развивать умение самостоятельно выделять  и формулировать познавательную цель

- выдвигать гипотезу

- устанавливать причинно-следственные связи

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

коммуникативные

 - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах

Оборудование:

конверты с заданиями

презентация

                                      План урока

1.Организационный момент

2.Постановка учебной задачи и определение темы

Хочу предложить вам поработать в парах.

Вам предложены 4 пары транскрипции слов. Проанализируйте каждую пару, обратите внимание на последний звук.

[к'ирп'ич' ] - [р'эч' ]

[камыш] - [т'иш ]

[нош] - [рош]

[л'эщ'] - [в'эщ']

Дети обсуждают в парах, анализируют, делают вывод.

Назовите слова 1 пары. Какой звук их объединяет? Что можете сказать об этом звуке? Какой звук на письме он обозначает?

Возьмите листочек из конверта. Кто изображен на листочке? (мышка)

Украсим мышку буквой Ч.

Назовите слова 2 пары. Какой звук их объединяет? Дайте характеристику этому звуку.

Украсим мышку буквой Ш.

Назовите слова 3 пары. Какой звук их объединяет? Дайте характеристику этому звуку.

Украсим мышку буквой Ж.

Назовите слова 4 пары. Дайте характеристику звуку, который объединяет эти слова.

Продолжайте украшать мышку этими буквами, а пока пишете, подумайте, что их объединяет?

Запишите под транскрипцией слова каждой пары (дети записывают слова как умеют).

Сравните, как написано на доске, а как у вас.

Попробуйте озвучить тему урока.

Как вы считаете, умеем ли мы писать существительные с шипящей на конце?

Что нужно знать, чтобы проверить правильно ли вы записали слова с шипящей на конце?

Давайте попробуем сформулировать правило, я вам помогу.

Откройте конверты, возьмите предложенный вам текст. Работаем в парах по плану.

План работы

Прочитайте текст.

Найдите слова, относящиеся к теме урока. Они написаны, верно.

Сделайте вывод о правописании существительных с шипящей на конце слова

Попробуйте сформулировать правило.

Текст

       Дочь истопила печь. Мама сварила борщ и испекла калач. Вдруг послышался плач. Это проснулся малыш. Его разбудила мышь.

 

Дети высказывают свои предположения, обсуждают и доказывают свою точку зрения.

Найдите подтверждение своим выводам в учебнике. Прочитайте правило.

Вернемся к словам на доске, которые записывали  в начале урока. Найдите и прочитайте существительные женского рода, проверьте, правильно ли вы их записали? Теперь найдите существительные мужского рода. Проверьте.

Физкультминутка

Дополните столбики, записав отгадки.

1.Часть суток от вечера до утра (ночь)

2.Помещение для стоянки, заправки и ремонта автомобилей. (гараж)

3.Предмет  для игры - сплошной или полый внутри шар из упругого материала.(мяч)

4 .Мелкие деньги. ( мелочь)

5. Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике. ( брошь)

6. Крупное ластоногое морское животное с усатой мордой и длинными клыками.

Человек, занимающийся плаваньем в открытом водоеме зимой. ( морж)

Проверка правописания слов с шипящей на конце.

Теперь можете правильно писать слова с шипящей на конце, применяя правило?

Учащиеся  выполняют упражнения в учебнике по выбору.

Проверка.

Домашнее задание:

-упр.65

-по желанию – составить рассказ, в котором будет как можно больше существительных с шипящей на конце.

7.Обобщение

Оцените свою работу и работу товарищей на уроке:

-я научился…..

- я узнал…..

-мне было интересно ….

- у меня вызвало затруднение …..

- хочу сказать спасибо……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Технологическая карта урока  русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Конспект по русскому языку «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» (3 класс)

Конспект урока разработан по программе "Школа России". Урок открытия новых знаний с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ....

Урок русского языка "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока русского языка "Мягкий знак на конце существительных  после шипящих"  3 класс...