Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих» в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кривошеева Татьяна Викторовна

Урок разработан с учетом индивидуальных особенностей учеников. С этой целью предлагается использовать дифференцированное задание (3 уровня сложноси). На уроке используется дополнительный материал по Окружающему миру (освоение космоса). Урок воспитывает патриотизм, интерес к истории Родины, расширяер кругозор учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Отгадайте кроссворд и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.

  1. Главная часть однокоренных слов
  2. Слова, связанные между собой по смыслу и выражающие законченную мысль.
  3. Слова, близкие по значению
  4. Слова, противоположные по значению
  5. Постоянный признак существительного
  6. Часть речи, отвечающая на вопросы кто? и что?

Какой праздник приближается? 12 апреля – День космонавтики.

Кто первым совершил полёт в космос? Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 год. Посчитайте, сколько лет со дня этого события прошло? (50-летие) Ю.А. Гагарин совершил полёт вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Полёт длился 108 мин. Сколько это часов и минут? (1 ч 48мин)

Мы отправляемся в космическое путешествие. Будем продолжать исследовать загадки русского языка. Итак, Поехали!
  Ю. А. Гагарин отлично учился.

- Прочитайте пословицы:

 Ученье луч света – а неученье тьма.

Что посеешь, то и пожнёшь.

Приятно слушать хорошую речь.

Найдите слова с «Ь». Какую роль выполняет «Ь» в этих словах?

1. Показатель мягкости

Ь

2. Разделительный

3. Форма слова

-  Сегодня мы будем продолжать знакомиться с ь-показателем формы слова у имён существительных с шипящими на конце.

Найдите такие слова в пословицах.   Чем они похожи?

 (существительные с шипящими на конце)

Чем различаются по написанию?

Может допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

-Наблюдайте за словами. Что у них общего? Распределите их в 2 столбика.

Пользуйтесь алгоритмом.

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово
  2. Какие звуки слышатся на конце слова?
  3. Определите грамматические значения слов.
  4. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  5. Запишите слова, распределив их в группы

 Проверка

Тишь        малыш

Помощь   товарищ

Ночь         луч

Рожь         нож

-Слова какой части речи нам встретились?

-Назовите звуки на конце слов? Как они называются?

-По какому принципу  вы распределили слова в 2 столбика?

Подумайте, от чего зависит написание ь на конце существительных? (от рода)

Надпишите род у существительных каждого столбика. Какой можно сделать вывод?

(схема) Расскажите правило, опираясь на схему.

А мы уже в космосе. Отгадайте, что мы увидим

-Ночью по небу гуляет, тускло землю освещает (Луна)

Все знают, что Луна- спутник Земли. На Луне человек впервые побывал в 1969 году. Опустившись на планету, американские астронавты прогулялись по поверхности Луны в космических скафандрах, которые снабжали их воздухом. Ведь на Луне совсем нет воздуха. А мы с вами знаем, что ветер — это движение воздуха. Так как на Луне нет ветра, следы космонавтов останутся на ней навсегда.
А еще на поверхности Луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле
, и глубокие ямы — кратеры. Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты. По размерам Луна гораздо меньше Земли и вращается вокруг неё.

Задания на карточках

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, плащи, товарищи, силачи, малыши, сторожи, ночь

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, дождевик, друг, богатырь, ребёнок, охранник, тьма

Зелёная карточка - образовать от данных слов  имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, плащик,  товарищеский, сильный, маленький, сторожить, ночной

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали?  

- А как вы написали это слово?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач).

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

 Если вы правильно написали у нас должно получиться слово

-Мы приближаемся к гигантскому огненному шару. Внимание берегите глаза. Давайте сделаем зарядку для глаз.

Узнайте это космическое тело по описанию.

Это огненный газовый шар огромных размеров. Оно пылает постоянно, излучая энергию в космос. Без него жизнь на Земле невозможна.

 Каждую секунду на Солнце сгорает 700 млрд. тонн водорода. Несмотря на это, энергии Солнца хватит еще на 5 млрд. лет такой жизни (примерно столько же лет Солнцу от рождения). Закончит свою жизнь Солнце белым карликом, предварительно увеличившись в размерах и оттолкнув от себя все планеты. На этих планетах испарится вся вода и исчезнет атмосфера.

Солнце имеет диаметр почти 1 392 000 км (примерно в 109 раз больше диаметра Земли).

Свет проходит среднее расстояние от Земли до Солнца (150 миллионов километров) за 8 минут.

Солнце вращается вокруг центра нашей галактики, Млечного Пути, делая полный оборот каждые 225 – 250 миллионов лет.

Составьте словосочетания:

 луч? со.нца,  звёз.ная ноч?,  к.смическая тиш?, п.лезная вещ? горячая печ? печ? п.роги гаечный ключ?

Проверка(объясните орфограммы)

Какое слово многозначное? Составьте такое словосочетание.

Мы продолжаем наше путешествие.

-Составьте предложение и вы узнаете название следующей планеты.

Ветры, На, дуют, Марсе, ураганные.

Разберите предложение по членам, выпишите словосочетания.

Сколько частей речи и сколько членов предложения? Почему?

Почему Марс называют красной планетой?

 Марс гораздо меньше Земли. У Марса два небольших спутника. На первый взгляд он очень похож на Землю. У него есть атмосфера, а на полюсах — ледовые шапки; период обращения вокруг оси примерно такой же, как у Земли (немногим более 24 ч). на этой планете, как и на Земле, существуют сезонные изменения. Полагают, что на Марсе возможна жизнь.

 Атмосфера в основном состоит из углекислого газа, Вода в свободном состоянии не обнаружена, но присутствует в виде льда на полюсах. Другая особенность марсианской погоды,— это ураганные ветры. Ветер вздымает с поверхности красную пыль, из-за чего небо кажется розоватым.
Поверхность испещрена кратерами . Самый большой «шрам» на лице Марса —имеет 4000 км в длину и до 600 км в ширину, а глубина местами достигает 8 км. Считается, что это разлом коры планеты, образовавшийся миллиарды лет назад, когда Марс начал остывать.

Полёт наш продолжается и вот уже в иллюминаторах мы видим нашу планету.

Задание: Поставьте предложения в определённой последовательности, чтобы получился текст:

Тиш? и красота!! (Под) ними отчётливо в.днелась суш? и вода с остро.ками. В иллюминаторах пок.залась д.лёкая з.мная поверхность. Я видел облака на далёкой милой Земле.

Это отрывок из воспоминаний Гагарина о полёте над  Землёй.

-Определите тип текста.

-Найдите восклицательное предложение

Объясните орфограммы. 

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету-

Ведь другой, похожей, нету!

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

  • а) 3 работы;
  • б) 2 работы;
  • в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

  • а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
  • б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

  • а) всегда пишется ь знак;
  • б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

  • а) не пишется ь знак;
  • б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

  • а) на род существительных;
  • б) на число;
  • в) на падеж.

6.Укажите,  в каком слове нужно писать ь

А) мощ?

Б) нож?

В) ключ?

Поздравляю, вы прошли тест и мы можем приземляться.

 Итог урока.

  • Что нового вы сегодня узнали о ь знаке на конце существительных?
  • Что было легко? Что было трудно?

Рефлексия.

Давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.



Подписи к слайдам:

Урок русского языка
Учитель: Кривошеева Т.В.
Предложение
Синоним
Корень
Омоним
Род
Существительное
1
2
3
4
5
6.
космос
12 апреля – день космонавтики
49 лет назад, 12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин впервые совершил полет в космос. Путешествие вокруг Земли на корабле «Восход» длилось всего 108 минут.
Ьмягкийзнак
1. Разделительный
2. Показатель мягкости
3. Показатель формы слова
Роль мягкого знака
Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих
Алгоритм исследования: Прочитайте слово. Определите часть речи. Какие звуки слышатся на конце слова? Определите грамматические значения слов. Определите, на какие группы можно распределить слова. Запишите слова, распределив их в группы. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется. Сделайте вывод.
Тишь, луч, малыш, рожь, багаж, товарищ, нож, ночь, помощь.
Тишь ночь рожьпомощь
Лучмалыш багажтоварищ
Женский род
Мужской род
[ч’] [ж] [щ’] [ш]
Женский род – ь
Мужской род - ь
Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.Врачи, плащ, товарищи,  силачи, малыши, сторожа, ночи.Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.Доктор, дождевик, друг, богатырь, ребенок, охранник, тьма.Зелёная карточка – определите, от каких существительных образовались данные ниже слова, выделите орфограмму и определите родВрачевать, плащик, товарищеский, сильный, маленький, сторожит, ночной.
Космическая минутка для глаз
Запишите словосочетание
Луч(?) со.нца
Звездная ноч(?)
К.смическая тиш(?)
П.лезная вещ(?)
Горяч.я печ(?)
Печ(?) п.роги
Луч солнца
Звездная ночь
Космическая тишь
Полезная вещь
Горячая печь
Печь пироги
Составьте предложение
Ветры, на, дуют, Марсе, ураганные
План разбора предложенияПо цели высказыванияПо интонацииПо наличию второстепенных членов
МАРС
Вид земли из космоса
Поставьте предложения в определенной последовательности, чтобы получился текст
Тиш(?) и красота! (Под)ними отчетливо в.днелась суша и в.да. В иллюминаторах п.казалась д.лекая з.мная поверхность. Я вид.л обл.ка на далекой милой Земле.
Тишь и красота! В иллюминаторах показалась далекая земная поверхность. Я видел облака на далекой и милой Земле. Под ними отчетливо виднелась суша и вода.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК....

Урок русского языка во втором классе по СРО Л.В. Занкова Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих

цель:формирование у обучающихся представления о правописании ь на конце существительных после шипящих.отрабатывать навык  каллиграфии, правописания словарных слов, умения определять род существит...

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...