Урок русского языка в 4 классе "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Волкова Елена Григорьевна

Данный урок разрабатывался мной к УМК "Школа России", может быть использован и при работе с другими УМК.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык в 4 классе
мягкий знак после шипящих на конце  существительных.

Урок открытия новых знаний.

                             Волкова Елена Григорьевна

                                                  учитель начальных классов лицея № 344                                                                                                        

Цели:

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ; находить в словах орфограмму – букву ь после шипящих на конце имён существительных, отличать от сходных по отдельным признакам других орфограмм
  2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: формирование универсальных учебных действий

регулятивные : определять цель деятельности, развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать закономерность, составлять алгоритм, работать по алгоритму

      личностные: развивать умение  аргументировать свою точку зрения

познавательные: преобразование информации, выделение главного, выделение ключевых слов

      коммуникативные: оформление мыслей в устной форме, овладение монологической  

      и диалогической формами речи

Оборудование :  учебник, карточки с заданием, «Рабочая тетрадь» к учебнику, тетрадь,

универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс» к учебнику Р.Н Бунеева,  Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной ( лицензия : Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 года), лист самооценки

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Чистописание.

ьль       ьиь     мьм    оьо

Ш. Словарная работа.

- Работа со словами для запоминания поможет настроиться на урок. Учащиеся 1 варианта записывают склоняемые имена существительные, учащиеся 2 варианта записывают несклоняемые.

Бассейн, пальто, шоссе, корреспондент, свитер, пианино, рояль, фонари, радио, метро.

- Взаимопроверка. Отметку за работу поставьте на лист самооценки.

IV. Языковая разминка.

- Возьмите карточки с заданием.

1 вариант : Кот разлил на скатерть тушь.

2 вариант: К конкурсу Михаил разучивает туш.

- Подчеркните грамматическую основу предложения, выпишите словосочетания.

- Графически обозначьте все знакомые орфограммы.

- Работая в паре, сгруппируйте орфограммы, назовите их:

А) орфограммы в корне

Б) орфограммы в приставке

В) орфограммы пробелы

- Оцените свою работу. Если нет ошибок, поставьте в первую графу листа самооценки «5», если есть одна ошибка – «4», если две ошибки – «3».

- Лексическое значение слов тушь и туш.

http://www.ozhegov.org/words/36683.shtml-( электронный образовательный ресурс толковый словарь Ожегова.)

- Работая в паре, подберите синонимы к каждому слову.

- Выполните фонетический разбор слов по вариантам:

- 1 вариант: тушь

-2 вариант : туш

   

V. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте столбики слов. Какова роль мягкого знака в словах?

щупальца

контрольная

вечность

платье

польёт

ладья

беречь

стеречь

испечь

– Какова роль ь в словах третьего столбика? ( Указывает на неопределённую форму глагола ).

 

VI. Постановка проблемы.

– Сравните написание слов тушь и туш.

- Дайте характеристику звуку [ш].

- Какова же роль ь в написании слова тушь ? ( Свободные высказывания учащихся ).

- Прочитайте название параграфа № 8.( стр. 4 )

- Назовите ключевые слова ( ь, шипящие, существительные, конец слова ).

- Назовите шипящие согласные звуки .([ч,],  [щ,],  [ш],  [ж] ).

Графическое обозначение названия параграфа:

        Сущ.

       Ч     

       Щ      Ь – конец слова

       Ш

       Ж

- Работа по учебнику в парах.

- Что общего во всех словах ?( Это имена существительные с шипящими на конце ).

- В чём различие ?( В одних словах есть буква ь, в других – нет буквы ь ).

- Какой вопрос возникает ? ( Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Вопрос записывается на доску.

V. Определение цели урока.

- Определите цель урока. ( Ответить на вопрос : в каких случаях пишется ь после шипящих  на конце имён существительных, а в каких -  не пишется).

VII. Поиск решения. Открытие нового.

- Упр 173 выполняется в парах по заданиям учителя:

- Группируйте слова по общему признаку.( Слова с ь на конце и слова без ь на конце ).

- Выдвижение гипотез.(Свободные высказывания учащихся).

- Сделайте вывод: от чего зависит написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных ?  ( На конце имён существительных после шипящих в женском роде пишется буква ь, в мужском роде не пишется ).

- Это ваша гипотеза, верна ли она ? Ответить помогут страницы учебника.

VIII. Первичное закрепление.

- Прочитайте правило, сравните с выводом, который вы сделали сами.

-  Можно ли написание буквы ь после шипящих на конце имён существительных считать орфограммой ? Докажите.

- Определите место этой орфограммы в слове. ( Шипящий звук на конце слова ).

- Назовите главное в выборе написания ь. ( Род имени существительного ).

- Объединитесь в группы ( две соседние парты ).

- При ответе на вопросы учебника стр 5 – 6 совместно составьте алгоритм.

- Отчёт групп ( одновременная запись четырёх алгоритмов на доску ).

- Обсуждение, совместный выбор алгоритма.

Это имя существительное ?

Да

Нет

Этой орфограммы нет в слове.

Есть ли шипящий на конце слова ?

Да

Нет

Это женский род ?

Да

Нет

Стоит в начальной форме ?

Да

Нет

Пишу ь.

Не пишу ь.

- Самооценка группы.  Отметку поставьте на лист самооценки во вторую графу.

- Работая в группе, проверьте по этому алгоритму, есть ли изученная орфограмма в словах :

- 1 группа : меч, горечь,

- 2 группа : ночь, туч

- 3 группа : дочь, картечь

- 4 группа : борщ, задач

- Самооценка группы. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 3.

IX.  Минутка двигательной активности.

X.    Развитие орфографических умений.

1. Упр. 174

- Прочитайте задание.

- Определите цель работы. ( Группировать слова в зависимости от орфограммы ). 

 Учащиеся выполняют самостоятельно,  три ученика работают у доски. Проверка коллективная.

Самооценка.

2 . Упр 4. Тема № 6 в «Рабочей тетради».

- Выполняется по заданию.

- Докажите, что в слове помочь нет изучаемой орфограммы. ( Это другая часть речи – глагол )

- Какова роль ь в этом слове?

3. Блиц-турнир. Для проведения блиц-турнира используется универсальное мультимедийное пособие «Русский язык 4 класс»

( лицензия: Серия ВАФ № 77-15 от 21 сентября 2007 )

Тема: Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Подраздел : учёба.

- Объединитесь в группы по колонкам.

- Обсудите выполнение задания в группе. ( Все группы обсуждают каждый кадр. Отвечают два человека от группы. Самооценка группы )

- Отвечает 1 группа. ( Если работа выполнена верно, на экране загорается

«Молодец» ).

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 4.

- Отвечает 2 группа.

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 5.

- Отвечает 3 группа.

- Самооценка. Отметку поставьте на лист самооценки в графу № 6.

XI.   Итог урока.

- Подведём итог урока.

- Какую цель ставили ? Достигнута ли цель ?

- На основе правила и составленного алгоритма внесите дополнение в графическое обозначение параграфа.

        Сущ.

       Ч     

       Щ     Ь – конец слова - род 

       Ш

       Ж

- Определите количество баллов по листу самооценки.

- Если у вас 25-24б – поставьте «5».

 -Если 23-20 б – поставьте «4».

- Если меньше 20 б – «3».

- Лист самооценки сдайте, отметку я вам поставлю на следующем уроке после заполнения тестов. Отметка будет складываться из вашей самооценки и результатов тестов.

XII.   Рефлексия.

- При помощи символа – смайлика в дневнике в графе «Самооценка» оцените свою работу на уроке.

XIII.  Домашнее задание.

Страница 13 упражнение № 5, уметь передавать содержание правила схемой.

Или уметь передавать содержание правила схемой, подобрать по 10 существительных ж.р. и м.р. с шипящими на конце слова, графически обозначить орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих" проблемно - диалогическая технология...

урок по русскому языку 3 класс "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Конспект урока по русскому языку по теме:"Мягкий знак на конце существительных после шипящих".На уроке используется работа в парах,проблемная ситуация,дети учатся сравнивать, анализировать, выдвигать ...

Урок русского языка, 2 класс, "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Урок - путешествие, включает в себя мультимедийный тест на правописание мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слов. План - конспект урока включает гиперссылки на ресурсы, ...

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Презентация к уроку русского языка по теме" Мягкий знак на конце существительных после шипящих."...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

углубление знаний о функциях мягкого знака:  показатель мягкости      согласных, разделительный знак, показатель женского рода имен     существительны...