Сценарий урока русского языка "Гласные О и Е на конце имен существительных после шипящих и Ц"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Аитова Марина Сергеевна

Данная публикация содержит материал к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок разработан в соответствии с ФГОС с использованием технологии деятельностного метода. На уроке организуется парная, групповая формы работы, а игровые ситуации способствуют удержанию интереса ребят.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                         


Тема урока: «Гласные О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц»

Тип урока

Урок открытия нового знания .

Цель:

Задачи:

Организовать деятельность учащихся, направленную на освоение и применение правила правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц]

  • познакомить с орфограммой «Буквы О/Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»
  • освоить алгоритм правописания «о» и «е» в окончаниях имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук [ц];
  • развивать орфографическую зоркость, умение строить речевые высказывания
  • воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам одноклассников, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Планируемые

результаты

Метапредметные:

Личностные УУД: 

Формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, реализовывать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать правильность выполнения задания.

Соотносить собственный ответ с предложенным.

Коммуникативные УУД        

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Аргументировать выбор буквы.

Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Группировать слова по заданному основанию.

Предметные:

Наблюдать за особенностями написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Устанавливать место и тип орфограммы в слове, распределять слова по заданному основанию.

Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись.

Использовать в речи  речевые единицы, сравнивать разные  формы имен существительных, делать вывод на основе наблюдений за изменением формы слова.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

С помощью картинок и слов соберите высказывание (Слайд 1, 2)

Ключом к любой науке является вопросительный знак

- Как вы понимаете это высказывание? Чем оно может помочь на уроке?

  1. Актуализация знаний

Минутка чистописания:(Слайд 3)

Букву «П» перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получили букву ...Ц

Очень часто под окошко

Воробьишки прилетают,

Очень шумно и дотошно

Эту букву обсуждают!   Ч

Для шипенья хороша

В алфавите буква ...Ш

Не получится борща,

Если нет в нем буквы ...Щ

Целый час жужжит уже

На цветочке буква ..  Ж

- Как называются звуки, которые обозначаются этими звуками?

- Орфографическая минутка (Слайд 4)

 - Обозначение звука [о] после шипящих и ц – это орфограмма, вы умеете ее проверять в корне. Какое правило помогает в этом?

- Запишите под диктовку слова, обозначьте орфограмму.

Шёлк, крыжовник, жёлтый, чёлка, шорох, шорты, расчёска

- Проверьте правильность выполнения (Слайд 5), докажите правильность написания, затем оцените свою работу.

  1. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(Слайд 6, 7, 8)

 - Прочитайте стихотворение:

Я нарисую март карандаш…м.
Прозрачным, призрачным пейзаж…м
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисаж…м.

- Объясните значения слов пейзаж, вернисаж

 - В каких словах есть орфограмма «звук [о] после шипящих»? (Слайд 9)

- Какую букву надо писать на месте пропуска? Запишите эти слова в тетрадь карандашом

(дети предлагают варианты и фиксируют затруднение)

  1. Выявление места и причины затруднения

- Чем отличаются слова от тех, которые писали ранее? (орфограмма в окончании)

- Почему разошлись мнения в написании буквы?

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Сформулируйте тему урока и цели (Слайд 10, 11, 12)

 - Поработаем с рубрикой «Давай подумаем» (Слайд 13)

 - Прочитайте пары слов, попробуйте определить закономерность в написании букв О, Е (буква О под ударением)

VI. Реализация построенного проекта

- Какой вывод вы можете сделать?

- Проверим себя по учебнику. Прочитайте название блока и тему, затем рубрику «Тайны языка»

- Мы оказались правы? Это открытие?

- Мало вывести правило, нужно уметь им пользоваться. Давайте составим алгоритм. (Слайд 14)

- Какое же новое знание мы открыли?

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Упр. 1 стр. 70

Ученики по очереди выходят к доске, записывают слова в два столбика, объясняют орфограмму.

Упр. 2 – работа в парах с самопроверкой по эталону (Слайд 15)

VIII. Включение в систему знаний и повторение. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (Слайд 16)

Упр. 4 стр. 71

Задание для группы (карточка)

Приход весны приветствуем  с … . Солнышко озаряет

землю своим теплым … . Колокольчики … звенят в зеленой роще.

Прилетели ласточки. Этих птиц называют … весны.

Они свили гнездо  под … сарая. Очень скоро над  …  ребята  увидят своих новых соседей!

        Слова для справок: луч, душа, дача, вестница, крыша, ландыш

- Назовите слова на изученную орфограмму.

IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (Слайд 17)

  • Какой вопрос стоял перед нами в начале урока?
  • Смогли на него ответить?
  • Подведение итогов и самооценка работы (Слайд 18, 19)

Домашнее задание: правило наизусть, упр. 2

Приход весны приветствуем  с … . Солнышко озаряет

землю своим теплым … . Колокольчики … звенят в зеленой роще.

Прилетели ласточки. Этих птиц называют … весны.

Они свили гнездо  под … сарая. Очень скоро над  …  ребята  увидят своих новых соседей!

        Слова для справок: луч, душа, дача, вестница, крыша, ландыш

Приход весны приветствуем  с душой. Солнышко озаряет

землю своим теплым лучом. Колокольчики ландышей звенят в зеленой роще.

Прилетели ласточки. Этих птиц называют вестницей весны.

Они свили гнездо  под крышей сарая. Очень скоро над дачей  ребята  увидят своих

новых  соседей!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

наука любой к является

Слайд 2

Ключом к любой науке является вопросительный знак.

Слайд 3

Минутка чистописания

Слайд 4

Ты знаешь, что обозначение звука [ о ] после шипящих и ц – это орфограмма, и ты умеешь правильно писать слова с этой орфограммой в корне

Слайд 5

Проверь себя Ш ё лк, крыж о вник, ж ё лтый, ч ё лка, ш о рох, ш о рты, расч ё ска

Слайд 6

Я нарисую март карандаш … м. Прозрачным, призрачным пейзаж … м Он ляжет на листок в альбом Весенним светлым вернисаж … м.

Слайд 7

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка.)

Слайд 8

Я нарисую март карандаш … м. Прозрачным, призрачным пейзаж … м Он ляжет на листок в альбом Весенним светлым вернисаж … м.

Слайд 9

Каранда ш … м. Пейза ж … м. Верниса ж … м.

Слайд 10

Тема урока: Правописание О –Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

Слайд 11

Цель и задачи урока: 1. Познакомиться с …. 2. Научиться правильно …

Слайд 12

Цель и задачи урока: 1. Познакомиться с правилом написания гласных О и Е в окончаниях имен существительных. Научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой

Слайд 13

Свеч о й – туч е й Карандаш о м – душ е м Уж о м – пейзаж е м Борц о м – пальц е м Огурц о м - зайц е м Давай подумаем!

Слайд 15

Упражнение 3 Проверь себя: Калач о м, малыш о м, Наташ е й, Маш е й, душ е м, ландыш е м, царевич е м, королевич е м, карандаш о м, врач о м, Саш е й, туч е й, рощ е й, сердц е м

Слайд 16

Упражнение 4 Проверь себя: меч о м ш ё потом плащ о м ш о рохом циркач о м ш ё рсткой еж о м ж ё лудем чертеж о м крыж о вником

Слайд 17

Ключом к любой науке является вопросительный знак.

Слайд 18

Подведем итоги 1. Сегодня на уроке научился... 2. Сегодня на уроке мне удалось… 3. Самым интересным для меня на уроке было…

Слайд 19

Дайте оценку нашей работе Я много нового узнал для себя - подними зеленый карандаш Я не доволен результатом своей работы - подними красный карандаш


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...

Конспект урока русского языка "Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящихЦели деятельности учителя: формирование умения писать мягкий знак на конце имен существительных ж...