Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Возникновение религий. Древнейшие верования."
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока по ОРКСЭ  на тему "Возникновение религий. Древнейшие верования."

Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религий

Задачи

Обучающая: Ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам.

Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkse_4_klass.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект открытого урока

по дисциплине «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

в 4 классе МБОУ «Нижнеметескинская СОШ» Арского муниципального района РТ

на тему «Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Разработал: Гаффарова Дамира Вакиловна

                                                                                                                              ФИО

слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Основы религиозных культур и светской этики:

теория и методика обучения в образовательной организации»

 Проверил: _Закирова Лилия Ахатовна_

               ФИО руководителя практики

Арск – 2017

Тема урока: Возникновение религий. Древнейшие верования.

1. Дата проведения – 07.09.2017 г.

2. Тип урока – урок усвоения новых знаний.
3. Технология урока – проблемно-диалогическое обучение.

4. Цель урока – формирование представления о причинах возникновения религий

5. Задачи –

Обучающая: Ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам.

Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
6. Планируемые результаты:

предметные: определять причины явлений и событий, осуществлять поиск, обработку и использование информации, сравнивать и группировать факты, явления; делать выводы на основе обобщения знаний

метапредметные :

-познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

-регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-коммуникативные: определять собственное отношение и формулировать свою точку зрения; с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; организовывать учебное взаимодействие в группе

личностные: принятие и усвоение социальной роли обучающегося; обретение мотивации к изучению нового материала; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях

7. Основные термины, понятия – пантеон, многобожие,  обереги, монотеизм, ритуал, жрец

8. Оборудование :

1) компьютер;

2) презентация;

3) карта Мира; 

4) карточка с заданиями у каждого учащегося;

5) альбомные листы;  маркеры

9. План урока:

а) организационный момент:

(Приветствие, фиксация готовности обучающихся к учебному занятию, организация внимания школьников.)

      Мы учимся упорно

      Стараясь двигаться вперед.

      Самый любознательный

      Мы, школьный народ!  

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

-Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? (тема предыдущего урока «Введение в модуль Основы мировых религиозных культур»)

(Ответы учащихся)

-Какие религии вы знаете?

(Ответы учащихся)

-Мы в 4 классе познакомились с ОРКСЭ. Назовите наиболее запомнившиеся вам темы.

(Ответы учащихся)

б) основная часть:

1. Постановка проблемного вопроса

-Послушайте притчу.

Притча «Кто такой бог».

«Где - то в горах была расположена одна деревня, все жители которой были трудолюбивыми людьми и верили в Бога.

Каждый был уверен, что он существует, но никто не знал, как он выглядит. В деревне из поколения в поколение передавалась легенда, что Бог живет за высокими горами, в море. Все слышали эту историю, но никто не решался отважиться на путешествие к морю.

И вот однажды, нашелся смельчак и отправился в путь. Вся деревня его провожала, в надежде, что по возвращению он расскажет, как выглядит Бог

Когда смелый путешественник достиг моря, его взору открылся великолепный вид, и путник, не раздумывая вошел в море. Он был решительно настроен увидеть там Бога. И он увидел рыбу. Отважный смельчак, окрыленный таким откровением, поспешил вернуться в деревню и всем поведать, что Бог выглядит как рыба.

Жители поверили ему и с тех пор стали поклонятся Богу-рыбе.  

Прошло много лет. Поколения сменялись, вера в Бога оставалось такой же крепкой. Но однажды один молодой и целеустремленный юноша, так же как и когда-то первый смельчак, решился на путешествие. Он отправился в путь, в надежде самолично увидеть Бога-рыбу.

Опять собрались все жители, проводили его, и стали ждать возвращения.

И смелый юноша вернулся какое-то время спустя. Каково же было всеобщее удивление, когда юноша стал утверждать, что он не видел Бога-рыбу, а увидел Бога-осьминога, и что первый смельчак ошибся.

Все жители деревни всполошились и возник спор: кто же прав, действительно ли ошибся первый путешественник? Тогда решили отправить третьего смельчака, чтобы все сомнения развеялись. И такой нашелся.

Спустя какое - то время, пока третий смельчак был в своем нелегком путешествии к морю, жители деревни разделились на два лагеря: одни верили в Бога-рыбу, а другие всей душой приняли Бога-осьминога.

Когда же, наконец, третий отважный вернулся в деревню, конфликт разгорелся с новой силой. Вернувшийся смельчак с уверенностью в голосе утверждал, что первые два были неправы и Бог выглядит как уж.

- Как вы думаете, какова главная мысль-мораль этой притчи?(«Каждый считал, что бог может выглядеть по – разному» и другие ответы учащихся)

-А почему путешественники приняли за Бога разные существа?

(Ответы учащихся)

-Подумайте и скажите, в кого же тогда верили древние люди?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы)

2. Постановка цели, формулирование темы урока

-Попробуйте сами сформулировать и назвать тему нашего урока. Поработайте в группах. Ответы запишите на листочках.

(Учащиеся формулируют тему урока (в группах), записывают на листочках, высказывают собственное мнение).

«Люди верят в разных богов»

«Люди считают, что боги разные»

«Как возникли разные верования в религии»

«Во что верили древние люди» и т.п.

Тема нашего урока «Возникновение религий. Древнейшие верования».

(Слайд 1)

Сегодня мы также узнаем значения слов «многобожие, обереги, монотеизм, ритуал, жрец».

- Кто из вас знаком с понятием пантеона? Многобожия?

(Слайд  2)

- Многобожие – религия, в которой почитается много богов.

-Кто из вас читал мифы разных народов?

-Что запомнилось вам из прочитанного?

(Слайд 3: определение понятия «Миф»)

3. Комментированное чтение статьи «Первые религии».

У древних египтян было множество богов. Бог солнца Ра считался главным богом. Каждое утро он проплывал в своей лодке по небосводу, освещая землю. Особо почитали бога мудрости Тота. Он изображался в виде человека с головой птицы ибис. По мнению египтян, Тот научил людей письму, счету, разным знаниям.

(Слайд 4: Бог солнца Ра, бог мудрости Тот).

-Но не все духи и боги были добрыми и благоволили людям. А как люди могли защитить себя от злых духов?

(Использовали разные предметы – медальоны, куклы, кости животных и кулоны, монеты, которые защищали их.)

-Как вы думаете, как назывались эти предметы одним словом?

(Слайд 5)

-Обереги

4.   Физминутка

Религиозный ритуал помогал усопшему фараону совершить переход из царства живых в царство Осириса, где он превратится в звездное божество. Для этого нужно было совершить множество церемоний.

(Слайд 6)

-У наших далеких предков-древних славян также было немало богов и духов, которые отождествлялись с силами природы. Самым ярким из них был Род-бог творец. Внешне боги были похожи на людей, но многие из них могли превращаться в животных, в образе которых они и представали перед людьми. Среди них Белбог, Велес, Даждьбог, Перун, Лель, Сварог и другие.

-Служителями культа в этих цивилизациях были жрецы. Их задача заключалась в служении богам и совершении обрядов, основным из которых являлось жертвоприношение. После жертвоприношения жрец обычно произносил молитву к богам, которую за ним повторяли все участники церемонии.                                                                         (Слайд7)

(По ходу урока все новые слова вывешиваются на доске)

Запись в тетрадь терминов и понятий.

в) заключительная часть урока (подведение итогов):

Тест «Возникновение религий».

  1. Когда возникли у человека религиозные чувства?

а) в современное время

б) на самом раннем этапе истории развития человечества

в) когда человек научился читать и писать

  1. Во что изначально верили люди:

а) в духов

б) в богов и духов

в)в единого Бога

  1. Как называется религия, в которой почитается много богов.

а) многобожием

б) пантеон

в) верование

 (слайд8)

 (Проверка осуществляется по слайду)

6. Рефлексия.

Беседа.

-Почему древние люди заботились о душах своих предков?

-Что такое пантеон?

-У какого народа возникла вера в Единого Бога?

- Молодцы. Вы успешно справились с работой.

-А теперь оцените вашу работу на уроке самостоятельно. Мне бы хотелось, чтобы вы продолжили фразы:

Сегодня на уроке я узнал ......

Мне было особенно интересно .....

(учащиеся записывают на своих карточках ответы, отвечают устно)

 Домашнее задание: 1) подготовить сообщение о почитании священных животных древними и современными людьми; 2) нарисовать в тетради минору.

Список использованной литературы

  1. В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Книга для учителя. 4-5 классы. М., «Просвещение», 2012 г.
  2. Учебник: Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. «Основы духовно-нравственной культуры народов России:  основы   религиозных  культур   народов   России» :учебник   для   5 класса общеобразовательных учреждений,  Москва,  «Русское слово», 2012 (Инновационная школа).
  3. М.Т. Студеникин «Основы светской этики»:  учебник   для   5 класса общеобразовательных учреждений,  Москва,  «Русское слово», 2015 (Инновационная школа).
  4. http://nlo-mir.ru/mistika/37037-slavjanskie-bogi.html
  5. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования".

На данном уроке ученики узнают, как возникли религии, знакомятся с древнейшими верованиями....

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Методическая разработка урока на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...

«Возникновение религий. Древнейшие верования.»

Презентация на тему: «Возникновение религий. Древнейшие верования.»...

Методическая разработка урока по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования"

Конспект урока по предмету ОРКСЭ. 4 класс. Модуль "Основы религиозных культур народов мира"....

Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....