Разработка урока ОРКСЭ по модулю православная культура на тему: Добро и зло (работа с притчей)
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Здебская Маргарита Владимировна
Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?» Задачи: Образовательные: - освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму, осознание добра как подражание христианской жертве; - формировать умение оценивать поступки свои и других; - способствовать умению анализировать, высказывать собственное мнение. Развивающие: - развивать мышление, речь, память; - развивать творческое воображение; Воспитательные: -совершенствовать навыки общения - воспитывать нравственные качества. - воспитывать доброту, любовь к ближнему, милосердие, чувство сопереживания, мужество на примере положительных поступков героев художественных произведений; - воспитывать толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок на тему : Добро и зло19.01 КБ

Предварительный просмотр:

           Тема: «Добро и зло»

Цель урока: создание условий формирования нравственных ценностей, сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»

Задачи:

Образовательные:

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму, осознание добра как подражание христианской жертве;

- формировать умение оценивать поступки свои и других;

- способствовать умению анализировать, высказывать  собственное мнение.

Развивающие:

- развивать мышление, речь, память;

- развивать творческое воображение;

Воспитательные:

-совершенствовать навыки общения

- воспитывать нравственные качества.

- воспитывать доброту, любовь к ближнему, милосердие, чувство сопереживания, мужество на примере положительных поступков героев художественных произведений;

- воспитывать толерантность.

                                   

О двух волках

Однажды любознательный внук спросил у своего деда – вождя племени:

 - Отчего появляются плохие люди?

 На это старец дал мудрый ответ. Вот что он сказал:

- Плохих людей на свете нет. Но в каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая. Первая – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Вторая же символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение. Подобно двум волкам, они постоянно борются друг с другом.

- Понятно, - ответил мальчик.

 – А кто же из них побеждает?

- Все зависит от человека, - закончил дед.

 - Верх всегда одерживает тот волк, которого кормят больше.

У: Вспомним, что такое нравственность?

Д: Совокупность норм, определяющих поведение человека.

У: Какие нравственные качества присущи культурному человеку?

Д: Доброта, отзывчивость, трудолюбие и проч.,

У: Сегодня мы продолжим говорить о нравственных качествах. Предлагаю вам прослушать притчу и определить о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

Первичное чтение притчи учителем.

-Понравилась ли вам притча? (ответы детей)

-Что особенно понравилось? (выслушиваются разные ответы детей.

Повторное чтение притчи детьми «по цепочке»

У: Кто главные герои притчи?

Д: Внук, дед

У: C чем сравнивает старик внутренний мир человека?

Д: В каждом человеке присутствуют две стороны: темная и светлая, подобные двум волкам, которые постоянно борются друг с другом.

  У: Что представляет собой каждый волк?

Д: Первый – это стремление к любви, добру, состраданию, взаимопониманию. Второй символизирует зло, эгоизм, ненависть, разрушение.

У: О каких двух противоположных нравственных понятиях идёт речь в притче?

Д: О добре и зле.

У: Сформулируйте тему урока

Д: Добро и зло

У: Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте и мы попытаемся разобраться.

Как вы понимаете слово «добро»?

Д: Всё хорошее, доброе, красивое и т.д.

У: Каких людей вы называете добрыми?

Д: Добрый человек- отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь, бескорыстный.

У: Назовите понятие противоположное добру.

Д: Зло

У: Что по-вашему является злом?

У: нечто дурное, вредное, плохое.

У: А каких людей называем злыми?

Д: недоброжелательных, агрессивных, с дурным нравом, характером.

   У: Обратимся за помощью к толковому словарю, выясним что значит добро и зло.

Д: Сергей Ожегов:

  «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим"

«Зло – Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

У: Вернёмся к притче.

У: Какой вопрос задаёт внук деду?

Д: Отчего появляются плохие люди?

У: Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?

Д: В человеке живут добро и зло, если человек склонен творить добрые дела, то победит добро и наоборот.

У: -В чём нравственный урок притчи?

Дети совместно с учителем приходят к выводу:

У: В притче «Два волка» внутренний мир человека сравнивается с борьбой двух волков (миров). Белый и чёрный волки представляют противоположные понятия о добре и зле.  И человеку всегда необходимо самостоятельно сделать выбор между добром и злом.

У: - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? (Разнообразные ответы детей)

У: Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

 Дети рассказывают о своих добрых поступках или о поступках других людей.

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым?

Надо ли учиться доброте?

Д: Добрым быть не так легко, доброте нужно учиться и стремиться к ней.

У: Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? (ответы детей)

У: Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

- На одну чашу весов мы положим «зло».

Дети кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь.

У: А что нужно сделать, чтобы победить зло?

Д: Чаша весов с «добром» должна перевесить.

У: Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку».

У: Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки.

Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием ИКТ по ОРКСЭ (модуль Православная культура) на тему "Как христианство пришло на Русь"

Методическая разработка с использованием ИКТ по ОРКСЭ (модуль Православная культура) на тему "Как христианство пришло на Русь"...

Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Презентация по теме "Добро и зло".

Небольшая презентация к уроку ОРКСЭ на тему "Добро и зло", позволяющая учащимся лучше усвоить материал....

Приложение к методической разработке урока ОРКСЭ в 4 классе. Тест по теме "Добро и зло".

Представлен тест по теме "Добро и зло", позволяющий учителю оценить степень усвоения материала учащимися....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Православная культура" по теме "Христианские заповеди. Совесть"

Цель урока - объяснение этических основ Ветхого Завета, раскрытие содержания первых четырех заповедей Декалога о должном отношении людей к Богу.Задачи урока:учебные: сформировать представление о Декал...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

Урок ОРКСЭ по Основам православной культуре "Добро и зло", 4 класс

Урок о нравственных понятиях «добро» и «зло» и их противоположности....

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...