Милосердие и сострадание
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Знакомство с новыми понятиями. Содействие развитию речевой деятельности.

Развитие совершать добрые поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_orkse.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Королев Московской области  "Гимназия «Российская школа" 

 

Конспект урока –путешествия

На тему: «Милосердие и сострадание»

(Учебный модуль ОРКСЭ – “Основы православной культуры»)

Выполнил

 учитель начальных классов

Ивасенко Светлана Александровна

2017 год

Тема занятия

«Милосердие и сострадание»

Тип занятия

Изучение нового материала

Вид занятия

Урок-путешествие

Организационная форма

Групповые

Используемые технологии

Презентация к уроку, мультимедийный проектор, учебник, карточки на партах, на которых написаны словарные слова, лучики солнца у каждого ученика сердечки на груди детей, смайлики.

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие

Знакомство с новыми понятиями. Содействие развитию речевой деятельности.

Развитие совершать добрые поступки.

Группы формируемых компетенций

-информационная;

-коммуникативная;

-кооперативная;

-проблемная.

Формы работы, приемы, методы

Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрированным материалом,

самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с

родителями, участие в учебном диалоге. Методы: проблемно-поисковый, словесный,

наглядный, практический и метод самоконтроля.

Цель занятия

Познакомить учащихся с понятиями «милосердие», «сострадание», умения прийти на помощь.

Задачи занятия

1.        Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»,

 «сострадание»;

2.        Развивающая: развивать желание делать добрые поступки.

3.        Воспитательные :способствовать формированию у учащихся стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям

                                                                                                                                                   

Ход урока

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые метапредметные компетенции

Технологии, методы, приемы   формирования компетенций

1.Организационный момент

2.Вступительная беседа:

3.Актуализация знаний.

4.Изучение нового материала.

5. Продолжение обсуждения темы.

Исследовательская работа с текстом.

6.Динамическая пауза.

7.Беседа по прочитанному.

Выборочное чтение.

Чтение рассказа учителем.

8. Творческое задание. «Солнце человечности»

9.        Рефлексия.

Итог урока.

 

10. Задание на дом.

Вот и начался урок.

Он пойдет сегодня впрок

Нам надо многое узнать

И ничего не упускать.

Как вы ребята поняли эти слова? Были ли непонятные для вас слова? Сформулируйте тему урока. А зачем нам это знать?

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Милосердия и сострадания. А вот план нашего маршрута. (на доске).Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: сострадание, милосердие и узнаем как христьянедолжны относиться к людям. У вас нагруди есть маленькое сердечко, которое поможет вам ответить на сложные вопросы,  которые у вас возникнут.

Добро пожаловать в страну. Откроем тетради, запишем  число и тему урока.

Итак, первая станция- Словарная.

Ребята, как вы понимаете значение  слов Милосердие и сострадание.

Милосердие — способность

миловать, любить, жалеть всем сердцем. Сострадание- способность переживать боль другого человека.

-Ребята, а кто это там на скамеечке сидят?

Беседа по сценке.

-Хорошо ли поступила Женя? (да)

-Что можно сказать о девочке?(добрая, щедрая)

-Почему вы решили, что девочка добрая? (она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити)

-Подберите вместо слова добрая другое слово (милосердная)

Следующая станция -Вспоминайка.

Вспомните сказку «Царевна лягушка», Когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой-лягушкой. Как вы думаете стал ли он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостливые чувства?

Третья станция-Исследовательская.

Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином. Прочитаем Притчу о добром самарянине с.42-43.

В тексте встретились незнакомые слова и выражения. Прочтите их на листочках, которые лежат у вас на столе.

Следущая станция-Отдыхайка.

Пятая станция-Прочитайка.

Понравился вам самарянин? Чем он вам понравился? Что означает притча? Назовите главную заповедь Христа.

Найдите в тексте и ответьте на вопросы. Кто такой ближний?

А если  человек виноват перед тобой, нужно ли ему помогать  в трудную минуту?

Найдите и прочитайте принцип по которому нельзя поступать.

А если люди не будут придерживаться этого принципа, что же может произойти?

Ребята ,как вы думаете а милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже?

Послушайте рассказ.

1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, cбрасывающих  его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, c ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом низко кланялись, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.

А вы в этом случае на чьей стороне? Тети или девочки?

Найдите в тексте гласный призыв Иисуса Христа.

Запишите его в тетрадь.

Ребята, а какие примеры милосердия вы можете назвать?

Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя -дай»

Что можно давать?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Что же такое милостыня?

Станция « Твори добро».

Сейчас каждый из вас на доске рисует свой лучик и подписывает имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески.

Вот и подходит к концу наше путешествие и последняя

станция «Оцени себя» 

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И слово сердце,  кровью обливаться

И равнодушно холодом дышать

Поднимите руку те учащимся которым:

-Урок понравился, мне было интересно;

-Мало узнал, только время потерял.

-Много узнал, хочу найти дополнительный материал.

Ребята прислушайтесь к взрослым уважайте старших. Растите добрыми,  чуткими, отзывчивыми, умеющими разделить и горе и радость ближних и близких людей. Ведь ближний -это тот кто нуждается в твоей помощи.

1.Спросить у родителей, какие книги о милосердии, они порекомендуют вам прочитать.

2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.

Проверяют готовность к уроку.

Ответы детей.«Милосердие и сострадание»

Работа в тетрадях.

Ответы детей.

Милосердие — милое сердце.

Сострадание- переживать за другого.

Сценка по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик"

Ответы детей.

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Работа со словами. Работа в группах.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Притча-рассказ с нравоучением.

Самаряне-жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне.

Заповедь-правило жизни.

Жить достойно-жить по заповедям Христа.

Возмездие-оплата за преступление, зло.

Ближний-всякий человек, который нуждается в помощи.

Покаялся-признал свою вину.

Падший-нравственно разложившийся.

Душа-внутренний мир человека, его сознание.

Прощение-простить кого-либо.

   

Ответы детей.

Люби ближнего, как самого себя.

Ближний -всякий человек, который нуждается в помощи.

Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Как ты ко мне, так и я к тебе.

Начнутся ссоры, война.

Ответы детей.

Любите ваших врагов.

Ухаживать за больными, младшими, подавать милостыню.

Деньги, одежду, милостыню.

Помощь другому человеку.

.

Работа детей

Самооценка учащихся.

Оценить себя по плану:

-Меня удивило...

-Произвело впечатление..

-Мне понравилось..

-Меня восхищает...

-Мне запомнилось …

-Я считаю, что...

   

     

-Прочтите эпиграф к нашему уроку:

    «Милосердие и сострадание-это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.

Св.Иоанн                                       Кронштадский.                                                                

Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие)

Слово «сострадание» близко по значению слову милосердие как и другие слова.

1 слайд

(проблемно-поисковый, словесный метод.)

Использовала словесный метод.

2слайд  (Значение слов из толкового словаря  Даля)

Использовался наглядный метод и этимологическое стимулирование.

3 слайд, на котором написаны слова:

СО-ЧУВСТВИЕ

СО-СТРАДАНИЕ

СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ

Использован словесный и практический метод.

4 слайд

 «Притча о добром самарянине.

Использовались здоровьесберегающие технологии.

5слайд.

Люби ближнего, как самого себя.

Использован словесный метод.

6 слайд

Любите ваших врагов.

Использован метод самоконтроля

7 слайд

Милостыня-  встреча двух рук.

Одна рука выражает просьбу «Христа ради»

Другая рука подает  «во имя Христово»

Историк В.О.  Ключевский.

Использован практический метод.

Самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

Презентация к уроку "Милосердие и сострадание" (православная культура)

презентация к уроку по православной культуре...