Основы мировых религий. Урок "Священные соооружения"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок "Священные сооружения" с применением технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с дидактической структурой урока

Ф.И.О.  Юдаева Наталья Анатольевна
Предмет:  ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»
Класс:  4
Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема

 Священные сооружения. Зодчество в Древней Руси.

Цель

 Знакомство с архитектурой Древней Руси и первыми каменными храмами.

Задачи

Образовательные: познакомить с различными видами искусства в Древней Руси; Показать учащимся особенности храмового строительства в Киеве, Великом Новгороде, в Суздале, Владимире.

дать определение понятиям икона, иконопись, музей, мозаика, архитектура;

Развивающие: показать связь исторических событий с произведениями искусства; Учиться сравнивать архитектуру разных городов Древней Руси.

Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к культуре, её истокам; развивать внимание, креативное мышление.

УУД

Личностные УУД: использование полученной информации для решения образовательных задач и в личных целях.

 Регулятивные УУД: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия.

 Коммуникативные УУД: учить формулировать собственное мнение и позицию, учить сотрудничать, учитывая разные мнения; стремиться к координации различных позиций.

Познавательные УУД: чтение и анализ прочитанного материала, осмысление нового понятия, эмоциональный отклик на произведения искусства и литературы и оценка произведений искусства.

Планируемые результаты

Предметные:

Формирование первоначальных представлений о

священных сооружениях,  их роли в культуре, истории и современности России.

Личностные:

 Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Метапредметные:

Овладение готовностью слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку священных сооружений  мира.

Учить устанавливать причинно-следственные связи, принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их.

Основные понятия

 храм, Десятинная церковь, звонница, фреска, мозаика, храм Христа Спасителя, храм  Василия Блаженного, храм Св.Софии.

Межпредметные связи

 Литературное чтение, история, ИЗО.

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Набор картин «Софийский собор», «Троица», «Храм Покрова на рву», «Страница древней книги»; фотографии Москвы, кулон, выполненный методом скани; работы детей (иконы, мозаика), макеты храмов, диск «История Древней Руси», DVDплеер, интерактивная доска.

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Технология

 Личностно - ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающая, деятельности подход.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

 

2.Изучение новой темы урока (в форме диалога с учащимися) с элементами повторения ранее изученного материала (Актуализация полученных знаний)

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

Постановка  проблемного вопроса на уроке.

 

физкультминутка

3.Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

 Работа с текстом во время чтения.

Словарная работа.

а )  Первичное чтение

 (Вслух, комбинированное)

б)  Выявление первичного восприятия.

в ) Повторное чтение 

г)  Вопросы после чтения

- Вернёмся к проблемному вопросу, который ставили в начале урока.

Творческая работа

Напишите синквейн со словом храм.

4.Рефлексия

Продолжите  фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

5.Постановка домашнего задания.

 

-

988г. при князе Владимире

«Священные сооружения. Зодчество в Древней Руси».

а) Определение слова «храм»

- Ребята, кто из вас был в православном храме?

 Попробуйте  дать определение слову «храм»

Храм – это место для встречи с Богом каждого человека

Для совместных молитв

Для совершения Таинств Православной Церкви (крещения, покаяния, причащения, венчания)

Вывод: Храм - это сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов

б) Православные храмы

-Когда же появились первые

Храмы на Руси?

Работа в группах с раздаточным материалом (карточки с терминами и понятиями):

- Распределите слова, лежащие у вас на парте, в группы. Подумайте, по какому принципу вы будете объединять слова в группы?

(1 группа – христианские святыни:: Борис, Глеб,Серафим Соровский.

2 группа – христианские таинства: покаяние, венчание,причастие

3 группа – христианские праздники: Рождество Христово, Пасха, Крещение

Воспринимать на слух художественное произведение: слушать чтение учителя, выражать своё первое впечатление

1 ученик о храме Христа Спасителя):

Храм Христа Спасителя  - самый большой храм Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м. Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года. В 1931 году здание храм было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994- 97 годах

2 ученик о храме Василия Блаженного

Покровский собор (храм Василия Блаженного)
Собор Покрова Божией Матери— фантастический, удивительный, неповторимый по своей красоте памятник храмостроительства . Храм воздвигнут на Красной площади Москвы, перед Кремлем.

Необычна архитектурная композиция Покровского собора — его восемь
башен — церквей, символизирующих дни решающих боёв за Казань.

3 ученик о храме Св.Софии

При сыне князя Владимира - князе Ярославе был построен самый знаменитый русский храм - Софийский собор в Киеве. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века. В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам

О том, что знаешь ты,

О том, что мне известно

Поговорим? (ответ: Поговорим!)

Вам будет интересно

Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                 Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

Звучат голоса птиц. На фоне звуков беседуют дед и внук.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Только говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша. Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

В.: А где же они сейчас? Что с ними стало?

Д.: В год 6495 направил князь послов своих в разные страны испытать веру их. Они же отправились, а, вернувшись, так сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся?

-Кто помнит, в каком году Русь приняла христианство?

занятия. 

- сформулируйте тему нашего урока

Что такое священное сооружение?  

- Для чего же нужны священные сооружения?

-Они нужны для совместного совершения ритуалов

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают

Каждый день молитвы слышны там.

- К какой религии относятся все эти понятия? (к христианской)

-Какое слово вы не объединили в группы? (храм)

- Много красивых православных храмов на Руси. Ребята приготовили сообщения о самых величественных храмах.

…Первые церкви на Руси, в Киеве и других городах, существовали до крещения Руси князем Владимиром. Их основывали жившие там христиане из других земель, как правило, купцы, приезжавшие на Русь торговать. После принятия Русью христианства князь Владимир повелел основать главный русский храм в Киеве. Он получил название Десятинная церковь, потому что князь Владимир указал отдавать ей десятую часть своих доходов

в) Разновидности храмов

-Что общего у храмов? (купола, кресты на куполах, звонница)

-Что такое звонница? (сооружение для подвешивания колоколов)

В настоящее время звон колоколов – это настоящее музыкальное искусство. Даже проходят фестивали

г) Рассказы учеников о храмах:

 

-А сейчас мы заглянем во внутрь храма.

- Как же украшали храмы изнутри?

Роспись храма и написание икон – это настоящее искусство

а) Знакомство с новыми понятиями фреска и мозаика:

На Руси, знали два способа украшения стен храмов священными изображениями — мозаики и фрески.

Киевскую Софию в XI в. украсили фрески. Это — более доступный вид настенной живописи, хотя и он требует немалого мастерства. Фресковая живопись наносится на сырую штукатурку. В его западной части художник написал групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, по приказу которого, как вы знаете, возвели собор. Это — первое известное нам портретное изображение в истории русского искусства.
Что же такое 
мозаика?

Всего пять древнерусских храмов имели мозаичное убранство и лишь в одном из них, киевской Софии, оно сохранилось.
Техника изготовления мозаики довольно сложна. Цветное стекло — смальту — выплавляли в специальных мастерских.

Сначала стены и своды церкви метр за метром покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Размеры кубиков зависели от характера изображения и его месторасположения.
Так, например, в Софийском соборе огромная фигура Богоматери расположена высоко над уровнем пола и выложена достаточно крупными кусочками смальты

А вот голова святого Лаврентия находится много ниже и набрана из очень мелких кубиков: (размер клеточки в вашей тетради по математике). Можете себе представить, какой это был кропотливый труд!
Самое ценное качество мозаики —
светоносность. В дневное время суток лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику и она искрилась всеми цветами радуги. Согласитесь, невероятное богатство красок!

Мы с вами сегодня будем работать в технике мозаика

Что интересного узнали сегодня на уроке?

- О чем еще хотели бы узнать?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Давайте составим синквейн со словом храм.

Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
 

 

Проверка готовности учащихся к уроку

Фронтальный опрос

Звучит песня «Город золотой» Б. Гребеншикова

Работа в группах

Сейчас мы узнаем из учебника о первых храмах на Руси

Фронтальная –  выборочное чтение эпизодов

 

Коллективная – сравнение и отличие в строении, внешнем виде

Индивидуальная – работа в тетради.

Творческая работа в группах

б) «Выполнение храма в технике мозаика» (коллективная работа)

Пройдут века. Вырастут новые поколения людей. Но по-прежнему их сердца будут волновать росписи русских средневековых храмов.

 1.Ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

2.Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

Познавательные:

1.Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

 2.Осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника и рабочей тетради)  (логические).

3. Работа с текстом произведения: оценка смысла всего текста, отработка выразительного чтения.

Коммуникативные:

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели функций участников, способов взаимодействия.

2. Уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнёром.

3. Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Регулятивные:

1.  Моделировать и оценивать различные ситуации поведения.

2. Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.Развивать умение формулировать и удерживать учебную задачу с помощью учителя.

4.Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

5. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование.Основы мировых религий.

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религий"...

Календарно-тематическое планирование.Основы мировых религий.

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религий"...

Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...

Презентация к уроку в 4 классе по предмету "Основы мировых религий и светской этики".

Презентация к уроку  по предмету "Основы мировых религий и светской этики" в 4 классе на тему : " Добро и зло. Понятие греха, раскаяния, воздаяния".Презентация состоит из 16 слайдов.На слайде №1 ...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы мировых религий» для 5 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Основы мировых религий»для 5 класса...