Комплексный учебный курс ОРКСЭ – неотъемлемый компонент системы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
статья по орксэ (4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

 Комплексный учебный курс ОРКСЭ – неотъемлемый компонент системы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников   

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

                                                                                             

Слайд 2

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».                                                                    

Слайд 3:

Наша страна уникальна по своему религиозному составу. Согласно Конституции РФ, Россия - светское государство. Конституция гарантирует гражданам нашей страны свободу совести и вероисповедания.

Основные традиционные религии в России:

по данным Росстата на 01.01.2015г. население России - 146млн 270 тыс. человек)

Православие – 75%

Ислам – до 10 %                                                                      

Буддизм – 1,5 %

Иудаизм - 1%

Другие религии -3,5 %

Аттеисты -8 % -13%                                                                           

Формирование системы духовно-нравственного воспитания в контексте требований ФГОС осуществляется через реализацию образовательной программы начального общего образования - комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 4

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций общества, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» - являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.

Полноценное формирование личности невозможно без знакомства с основами нравственности. С раннего детства человек учится различать добро и зло, правду и ложь, оценивать собственные поступки и поступки своих сверстников, поведение взрослых, в том числе и родителей.

Слайд 5

Учебный курс ОРКСЭ включает содержание 6 модулей:      

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Обучающиеся изучают один из модулей по выбору родителей (законных представителей)

Слайд 6                                      

С момента введения курса ОРКСЭ в систему общего образования Министерством осуществляется мониторинг реализации курса в школах России 

По данным мониторинга за три года реализации курса ОРКСЭ большая часть родителей (законных представителей) по согласованию с детьми выбирают курс «Основы светской этики» и «Основы православной культуры»:

2016/2017 учебный год - 64,62%

                                          35; 7%

Слайд 7

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

Слайд 8 :

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 9 :

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

1.        знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2.        развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.        обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.        развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд 10:

Требования ФГОС предполагают достижение обучающимся определенных предметных, метапредметных, личностных результатов. Универсальные учебные действия как нельзя лучше комплексно формируются через органично построенные занятия ОРКСЭ. Личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД составляют основу умения учиться и жить в обществе.                                            

Личностные результаты

 • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

 • формирование семейных ценностей;

 • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.                                                                                            

 Слайд 11

Предметные результаты

 • Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

 • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

 • формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;

 • первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре;

 • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

 • осознание ценности человеческой жизни.            

 Слайд 12                                                                                                                                                        

Метапредметные результаты                                                                

 • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

 • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слайд 13 14-15-16-17

Состав комплексного учебного курса ОРКСЭ

Курс имеет свою предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но а цель курса:формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
И для того, чтобы достичь поставленной цели учитель должен не просто выдать материал на предметном уровне, но и разбудить душу ребёнка. Важно, чтобы ребёнок нашел в ней источник силы и утешения, научить отличать высокое от низменного, прекрасное от безобразного. С таким нравственным стержнем человек устоит перед опасностями и соблазнами жизни.
Такая задача стоит перед преподавателем курса. Не каждый учитель сможет работать на этом уровне, также как и не каждый священник, все зависит от личностных и профессиональных качеств учителя, от понимания важности курса и ответственности его преподавания. И, конечно, от желания. Уча детей и сам учитель постоянно чему-то учится, преображается, как в притче, которая подходит, как мне кажется, к теме разговора.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.
Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
-Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.
-Жду тебя! — ответил старик — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
-Верно! — удивился человек.
-Так бери с собой мудрость:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать?
-А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
-А меня больше радуют твои крылья...
Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать...

Перед учителем данного курса встает вопрос: как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество со школьниками 10-11 лет в процессе изучения культурологического курса? Ведь ОРКСЭ – это курс, охватывающий огромные пласты как исторического, хронологического, так и морально-этических пластов жизни человека.

Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Учителю ОРКСЭ необходимо активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Не будем забывать и о том, что современный четвероклассник – это уже представитель нового поколения, которого окружает Интернет, обилие электронных информационных ресурсов, который привык воспринимать визуальную информацию и требует её четкой структуры.

Каким должен быть современный урок ОРКСЭ.

Слайд 18

В процессе преподавания учебного курса ОРКСЭ широко применяются современные образовательные технологии:

Личностно-ориентированное обучение.

Технология деятельностного метода.

Игровые технологии.

Проблемно-поисковые (исследовательские) технологии.

Интерактивные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

Технологии критического мышления.

Слайд 19

Учебный процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: это и создание проблемной ситуации, привлечение учащихся к оценочной деятельности, рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения, создание ситуации успеха, использование познавательных и дидактических игр, постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.         

«Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм.»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО от 22 августа 2012 года N 08-250

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Этому может способствовать только применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных и интерактивных методов обучения.  

Слайд 20          

Активные методы обучения основываются на практической направленности, строятся на игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации учебной деятельности, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

Важно, что использование активных методов обучения связано с  возрастанием объема информации и объема знаний. Посредством данного курса мы должны научить обучающихся отбирать информацию, критически её переосмысливать, другими словами формировать и развивать критическое мышление.

Все используемые активные методы обучения можно разделить на три группы: методы, использующиеся в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока, в процессе его проведения и рефлексии. Для каждого этапа урока используются свои методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В процессе работы на уроке возможно использование таких методов:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи.

Проблемное обучение, ведь это — мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта — в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель, который побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. Метод проектов 

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки.

Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.

Возможные виды деятельности:

• Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

• Рассказ обучающегося (или группы детей), сопровождающийся видеорядом;

• Самостоятельная работа обучающихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими детьми или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

Слайд 22

Использованием активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся.

Перечислю некоторые приёмы и задания, позволяющие активизировать работу на уроке:                                                  

Кластер – («гроздь»), смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока.  

Это графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. таблица в виде какого-нибудь образа (родословная)                      

 Слайд 23-24

Анаграммы. Обучающиеся с удовольствием разгадывают анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке.

 Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее».

анаграмма термин

рльома мораль

 родоб добро

релспавдьивсто справедливость

Слайд 25-26

 Синквейн( пятистишие).                                               

1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 

2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 

4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 

5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).                                                      

   

                            Илья Муромец.

                          Могучий, храбрый.

                          Ехал, сражался, победил.

                          Всем людям радость дарил.

                           Герой!

 Эссе - связный текст, отражающий позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительного которого можно привести доводы «за» и «против». «Что для меня моя семья?»

Слайд 27-28

 Буквомикс.                                                                           

Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу.

Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:

(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)

Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв

Решение:

Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов

Слайд 29                                            

Задание. Задания по усвоению  и систематизации полученных сведений

Слайд 30-31.                                                                                        

Задание. Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное.

Культура

Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству. Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поделить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек.

Слайд 32-33

                                                                                                                       

В  практике применяются  различные формы работы:    

1. Организация диалога с детьми, дискуссии позволяют совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем.

2. Для развития образного мышления, познавательного интереса использую мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.

3. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствует  организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).    

4. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) дает возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.

5. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.

6. Работа с текстами учебника способствует пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки обучающихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).

7.Использование различных игр, викторин, кроссвордов направлено на стимулирование и мотивацию учебной деятельности обучающихся, на создание проблемных ситуаций; овладение навыками эффективного общения помогают наладить хорошие межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать своё поведение

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Игра «Спасибо, что ты рядом!», «Конфетка» и др.

8. Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации.

9. Составление словаря терминов и понятий. Данная форма способствует систематизации и усвоению материала курса.

 Важное место в реализации курса занимает работа в группах, которая позволяет стимулировать самостоятельную работу, мышление учащихся, умение работать в коллективе, повышает эффективность усвоения учебного материала.                                                                                    

Слайд 34

Методика преподавания курса ОРКСЭ предполагает активное участие родителей в процессе обучения.

Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.

Школьники вместе с учителем и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Человек. Какой он? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

Организация педагогической работы с семьями учеников, изучающих данный учебный курс, включает:

• Тематические родительские собрания;

• Домашнее задание в виде вопросов обращенных к опыту родителей;

• Педагогическое сотрудничество родителей и детей в ходе подготовки итоговых творческих работ;

• Педагогическое сотрудничество родителей и детей в ходе подготовки индивидуальных и коллективных творческих проектов.

Слайд 35

  • Для   подготовки и проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» привлекаются родители обучающихся.
  • В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть  представлены:

1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета  ОРКСЭ;

2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;

3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;

4) дегустация блюд национальной кухни народов России.

Слайд 36        

Важнейшей задачей на сегодняшний день является разработка критериев и показателей оценки эффективности введенного курса ОРКСЭ. После их разработки будет осуществлена процедура изучения влияния курса на формирование нравственных и культурных ценностей обучающихся посредством проведения системного многопланового анализа реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ, повышения качества преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ, внесения необходимых корректив

Уроки по курсу ОРКСЭ–безотметочные. Но формы контроля необходимы. Для контроля знаний и умений учитель использует тестовые задания, оценивание по системе «зачёт-незачёт», поощрение, похвалу, технологии портфолио: составление портфеля творческих работ.

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.

Выбор стратегий преподавания, конечно, остаётся за учителем-практиком. Главное – посредством каждой из них убедить ребенка, что культурные различия только усиливают процесс консолидации вокруг общечеловеческих ценностей.

Ученик: Хочу спросить тебя, учитель:

Мне надо верить или нет?

В какого бога? Уточните!

Кто лучше? Дайте мне ответ!

Читать псалмы? Иль верить сурам?

Иль в мантрах истину искать,

Чтоб мог я поступать разумно

И заслужить отметку «пять»?

Учитель: Мы вместе выведем «отлично»

Без цифр и  знаков, номеров,

Когда усвоим, что первичны

Добро, порядочность, любовь!

Их корни – в смыслах каждой веры,

Какой – семье твоей решать.

Лишь помни, мир не черно-белый-

Цветной ! Стремись его познать!

Слайд 36                                                                                                                                        

Сделаю вывод словами Джорджа Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам остаётся только одно - научиться жить, как люди». Эти слова точно отражают цель курса ОРКСЭ.

                                                                                 

Используемая литература

-МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (ФГАОУ АПК и ППРО)

Сборник материалов июньской 2015 г. Всероссийской конференции, посвященной актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса ОРКСЭ.

-Методические рекомендации по изучению предметных областей

Основы религиозных культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России .  2015г

-Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ

https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_России   Википедия


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занятие № 1 «Комплексный учебный курс ОРКСЭ – неотъемлемый компонент системы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников» Подготовила: Логик Надежда Александровна, учитель начальных классов

Слайд 2

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач: «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат , «Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Слайд 3

Россия – многонациональная страна население -146 270 000 человек Православие – до 75 % Ислам – до 10 % Буддизм – 1,5 % Иудаизм - 1 % Другие религии -3,5 % Атеисты -8- 13 %

Слайд 4

Правовые и нормативные основы разработки курса ОРКСЭ Закон «Об образовании» (2007 г.), устанав-ливающий приоритет духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Поручение Президента РФ (2.09.09) и Распоряжения Председателя Правительства РФ (11.09.09). ФГОС начального общего образования. Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ.

Слайд 5

С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента РФ введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который включает в себя шесть модулей (предметов ):

Слайд 6

По данным мониторинга реализации курса ОРКСЭ большая часть родителей (законных представителей) по согласованию с детьми выбирают курс «Основы светской этики» и «Основы православной культуры»: 2016/2017 учебный год 64,6 % 35,4%.

Слайд 7

Для чего вводится курс ОРКСЭ? Введение курса ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования.

Слайд 8

Цели курса ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС). Цель курса - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд 9

знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоз-зренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Задачи курса ОРКСЭ: 9

Слайд 10

Личностные результаты: ф ормирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование семейных ценностей; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентиро -ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понима-ния и сопереживания чувствам других людей.

Слайд 11

Предметные результаты: г отовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Слайд 12

Метапредметные результаты: о своение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Слайд 13

1. Программа курса 2. Учебные пособия для учащихся 3. Книга для учителя 4. Книга для родителей 5.Электронные приложения Состав комплексного учебного курса ОРКСЭ

Слайд 14

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Просвещение Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Просвещение Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Просвещение Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Просвещение Беглов А.Л., Сaплина Е.Б., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики Просвещение Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Дрофа Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики Дрофа Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Дрофа Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры Дрофа Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Дрофа Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Дрофа 14

Слайд 15

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в образовательном процессе в ОУ Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 кл . Вентана -Граф Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России Ассоциация ХХ I век Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России Мнемозина Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России Издательский дом «Федоров» Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России Астрель Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России Русское слово Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики Русское слово Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика Баласс 15

Слайд 16

Наши учебники Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Что такое хорошо и что такое плохо? Почему добрым жить на свете веселей? Что такое этикет? В чём проявляется патриотизм? В чём заключается золотое правило этики? Над этими и многими другими "взрослыми" вопросами приглашает поразмышлять автор этой книги. /

Слайд 17

Наши учебники Учебник входит в новую систему учебников для четырёхлетней начальной школы "Начальная инновационная школа". Он даёт учащимся общие представления об исторических и культурных традициях Русской Православной Церкви: основах православного христианского вероисповедания, нравственных ценностях, святынях, обрядах, православной художественной культуре

Слайд 18

Современные образовательные технологии : Личностно-ориентированное обучение. Технология деятельностного метода. Игровые технологии. Проблемно-поисковые (исследовательские) тех- нологии . Интерактивные технологии. Информационно-коммуникационные технологии. Здоровьесберегающие технологии. Технология критического мышления.

Слайд 19

«Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать исполь-зование разнообразных методов и форм.» Министерство образования и науки Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 22 августа 2012 года N 08-250

Слайд 20

Метод проектов Метод моральных дилемм и дискуссий Эвристические методы Исследовательский метод Проблемное обучение Активные методы обучения:

Слайд 21

Развитию творческого потенциала учащихся способствуют приемы и задания: Кластер (от англ. Cluster - гроздь) – это способ графической организации материала, позволяющий сделать нагляд-ным те мыслительные процессы, кото- рые происходят при погружении в тот или иной текст.

Слайд 23

Анаграммы. рльома родоб релспавдьивсто рокпо бдосова

Слайд 24

Анаграммы. рльома мораль родоб добро релспавдьивсто справедливость рокпо порок бдосова свобода

Слайд 25

Синквейн . 1строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание).

Слайд 26

Синквейн ( пятистишие) . Илья Муромец . Могучий, храбрый. Ехал, сражался, победил. Всем людям радость дарил. Герой! Книга . Вечная, торжествующая. Заставляет думать, мыслить, удивляться. Загадочная вещь существует в мире. Источник знаний.

Слайд 27

Буквомикс Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль , бросткыосстнеь , ваиамзня самипитя , доирвее и ощнбстоь иернотесв . Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу. Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст: (подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)

Слайд 28

Буквомикс (правильный ответ) Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов

Слайд 29

Задания по усвоению и систематизации полученных сведений Задание. Вставь пропущенные буквы убедись, что всё выполнено правильно . Св_титель Н _колай Ч_дотворец , пр_подобный Серг_й Рад_нежский , , преп добный С_рафим С_ровский , Государственная р _ лигия , Культур _бразующая религ_я .

Слайд 30

Задание. Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное. Культура. Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям . Принадлежит только правительству . Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить . Можно поде­лить. Можно сохранить. Можно приумножить. Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек .

Слайд 31

Задание. Подчеркни то, что соответствует культуре. Зачеркни ненужное. Культура (правильный ответ) Принадлежит всем гражданам. Принадлежит только очень обеспеченным людям. Принадлежит только правительству . Можно передать. Нельзя уничтожить. Можно уничтожить. Можно пользоваться. Можно обретать. Нельзя поделить. Можно поде­лить. Можно сохранить. Можно приумножить . Ценно для одного человека. Ценно для группы людей. Ценно для всего народа. Наследует весь народ. Наследует каждый человек .

Слайд 32

Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ 1 . Организация диалога с детьми, обсуждение жизненных, общественных, нравственных, историчес -ких проблем . 2 . Использование мультимедийных пособий (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии, материалы педагогов-новаторов в сети Интернет). 3 . Организация творческой деятельности ( рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций).

Слайд 33

4 . Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений). 5 . Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций). 6 . Работа с текстами учебника (пословицы, поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения). 7 . Использование различных игр, викторин, кроссвордов . 8 . Драматизация (театрализация). 9 . Составление словаря терминов и понятий .

Слайд 34

Работа с семьями обучающихся Согласование педагогических усилий семьи и школы – важнейшее условие нравственного воспитания Курс ОРКСЭ - социально-педагогическая технология морального оздоровления общества. Формы работы с родителями: 1) проведение родительских собраний; 2) система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс; 3) участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия». 34

Слайд 35

Внеучебная деятельность Для подготовки и проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» привлекаются родители обучающихся. В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены: 1) презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ; 2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России; 3) выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой; 4) дегустация блюд национальной кухни народов России. 35

Слайд 36

оценка наблюдение п ортфолио самооценка защита проекта тестовые задания поощрение зачет-незачет Формы контроля знаний и умений по курсу ОРКСЭ похвала

Слайд 37

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам остаётся только одно - научиться жить, как люди». Джордж Бернард Шоу

Слайд 38

Источники: https://sites.google.com/site/school1kst/_/rsrc/1396598475686/orkse/pamatka-dla-roditelej/орксэ.png Орксэ http://kuitto.3dn.ru/Kormilo/orkseh1.jpg учебники http://player.myshared.ru/831289/data/images/img0.jpg ОРКСЭ http://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2014/5/5/1_5382d96518a0c5382d96518a49.jpg карта http://900igr.net/datas/literatura/Rasputin-uroki/0007-007-Klaster.jpg кластер https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия_в_России Википедия http://storage.surfingbird.ru/l/15/6/3/2/r2_cs14110.vk.me_dfrG70tc3rU_3e329c15.jpg Бернард Шоу http://uchebana5.ru/images/1122/2242371/318f8eb3.png значок ФГОС МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ( ФГАОУ АПК и ППРО) Сборник материалов июньской 2015 г. Всероссийской конференции, посвященной актуальным вопросам реализации третьего этапа учебного курса ОРКСЭ. Методические рекомендации по изучению предметных областей. Основы религиозных культур и Основы духовно-нравственной культуры народов России, 2015г. Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 о направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности

АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...

Индивидуальные образовательные маршруты на уроках ОРКСЭ как средство духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно,  - значит вырастить угрозу для общества» (Теодор Рузвельт) Основы религиозных культур и светской этики в ФГОС НОО осуществляют•...

ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:Во-первых, наше общество нуждается в подготовке...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...