Конспект урока по ОРКСЭ, 4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Прыткова Анастасия Андреевна

Тема "Этикет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.09.17                                                                                                                            Учитель: Кожевникова Т. И.

Школа: 148                                                                                                                                Методист: Мухина И.Г.

Класс: 4 «б»                                                                                                                               Студентка 46 группы: Прытковой А.

Кабинет: 212

Конспект урока по истории

Тема: «Этикет»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель деятельности учителя:  формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • сформировать представление учащихся о появлении этикета на Руси;
  • развивать этические чувства как регулятор морального поведения;

Личностные:

  • Развивать навык сотрудничества со сверстниками при работе;
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, память, стимулировать интерес к предмету.
  •  Воспитывать культуру поведения на уроке, самоконтроль, самооценку;

Понятия: этикет.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, видеоматериалы.

Этап урока

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап самооп-ределения к деятель-ности

1 мин.

Приветствие.

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Андреевна. Сегодня я буду вести у вас урок истории.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Проверьте свое рабочее место. Все ли готово к уроку?


Подготовиться к уроку. Настроиться на работу.

Регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Актуали-зация знаний и мотивация

Практический метод – игра. Словесный метод - объяснение.

А чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд. 

  1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)
  2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)
  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)
  4. Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)
  5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)
  6. Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

- Какое ключевое слово получилось? (Этикет).

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Определить тему урока.

Регулятивные – понимать и принимать тему урока.

Постановка учебной задачи

Наглядный метод-демонстрация

Словесный метод – диалог.

 10 мин

Подведение к формулированию цели урока

-Верно, ребята, сегодня  на уроке мы будем говорить о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

Тема нашего урока: «Этикет».

Давайте сформулируем цель урока (Знакомство  с историей возникновения понятия «этикет» на Руси)

Объяснение нового материала

“Этикет” - слово французское, толкуется как “установленный порядок поведения где-либо”.

Что такое этикет?

Что такое этикет?
Кто-то знает, кто-то – нет!
Это правила такие
Поведения, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил этикет
И дурных привычек нет!

- Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

Как вы думаете, когда же появилось понятие «этикета»? (Ответы детей).

Уже в древних египетских, римских рукописях говорится о правилах поведения людей в различных жизненных ситуациях. В это время были строго определены взаимоотношения высших и низших сословий, господ и рабов, старших и младших, мужчин и женщин. Первая книга об этом так и называлась “О правилах поведения” и была издана еще в 1204 году, написал ее испанец Петрус Альфоитттнси.

Откуда же появилось слово «этикет? Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

Что же касается Руси, она достаточно долгое время жила замкнуто и практически не имела контактов с восточными и европейскими странами. Это обстоятельство, естественно, отразилось на культурной жизни страны.

Первые письменные правила поведения были даны в “Поучениях” Владимира Мономаха.

Формулировать цель занятия.

Слушать новый материал.

Регулятивные – понимать и принимать тему урока.

Познавательные – выполнять действия деления.

Коммуникативные – высказывать свое мнение.

Регулятивная – волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Решение частных задач

Практический метод - упражнение.

Динамическая пауза

Словесный метод – диалог.

15 мин.

Организация работы с видеофрагментом

Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма «Винни – пух в гостях у Кролика». Подумайте, соблюдал ли он этикет в гостях у Кролика? И как он должен был себя вести?

Проведение динамической паузы

А сейчас давайте немного разомнёмся.

Объяснение нового материала

Со вступлением на престол Петра Великого в России наступила пора великих преобразований.

В XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I была издана книга “Юности честное зерцало, или показа к житейскому обхождению, собранное от разных авторов”, в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях.

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе - всей этой тонкой науке поведения - обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

 В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Смотреть видеофрагмент

Отвечать на вопросы.

Выполнять физ.упражнения

Слушать новый материал.

.

Познавательные –использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе.

Регулятивные – контроль, оценка, коррекция.

Включение в систему знаний

Словесный метод - диалог

Практический метод - упражнение

4 мин.

Организация усвоения новых знаний
- А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. Каждой группе я дам лист с заданием, потом мы разберем каждую из сценок. И самое главное, работать  тихо и не называть ситуацию, которую вы разыгрываете. Остальные должны догадаться. У вас есть 3 минуты, чтобы его подготовить и представить нам.

1 группа – Сценка «Этикет общения»

Разыграть ситуацию непозволительного общения между сверстниками.

2 группа – Сценка «Этикет на уроке»

Разыграть ситуацию непозволительного поведения на уроке.

3 группа – Сценка «Этикет на перемене»

Разыграть ситуацию непозволительного поведения на перемене.

4 группа -  Сценка «Этикет за столом»

Разыграть ситуацию непозволительного поведения за столом.

5 группа – Сценка «Этикет в гостях»

Разыграть ситуацию непозволительного поведения в гостях.

6 группа – Сценка «Этикет дома»

Разыграть ситуацию непозволительного поведения дома.

Отвечать на вопросы теста.

Личностные: умение самостоятельно делать выбор

Коммуникативные:

Умение работать в коллективе.

Познавательные –использование операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Итог урока

Рефлексия деятель-ности

Словесный метод – беседа

3 мин.

Подведение итогов рока

Ребята, мы сегодня на уроке очень хорошо поработали, давайте подведём итоги.

- Давайте вспомним тему нашего урока.

- Что обозначает слово этикет?
- Какие правила вы запомнили?
-
Зачем нужно следовать правилам этикета?

Оцените свою работу на уроке. (На слайде):

  • Свой работой на уроке я (доволен\не доволен)
  • Урок для меня показался (длинным\коротким)
  • Материал урока мне был (понятен\ не понятен, полезен\бесполезен)

Спасибо за урок. До свидания!

Отвечать на вопросы.

Выполнить рефлексию

Регулятивные – самостоятельно давать оценку окружающему и своим поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...