Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Гришина Елена Адольфовна

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской  этики» для 4 класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (автор А.Я.Данилюк). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4a.docx64.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Алдан

МО «Алданский район»

«Рассмотрено»                                                               «Утверждаю»

на заседании педагогического совета №1                   _________О.И.Оглоблина

от 29 августа 2017 г.                                               директор МБОУ СОШ № 2 Рекомендовано в качестве рабочей                            г. Алдан

программы по изучению  ОРКСЭ                               приказ №_________от_____

в    4 А   классе

Рабочая программа

начального общего

образования по учебному предмету

 «Основы религиозных культур и светской этики»

для 4 «А» класса

на 2017-2018 учебный год

                                                                              Составитель: Гришина Е,А.,

                                                         учитель  высшей   категории

г. Алдан

                                                                2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей стране в частности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется,  в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. 

Рабочая программа   составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Постановления гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2017/2018  учебный год (утвержден приказом Минобразования  и науки РФ от 5.07.2017 № 629
  4.  Основной  образовательной программы начального  общего образования МБОУ СОШ № 2г.Алдан ,утвержденной приказом  МБОУ СОШ № 2 г.Алдан №01-17/294 от 28.08.14г.
  5. Положения  о  рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.
  6. Учебного  плана   МБОУ СОШ № 2г.Алдан на 2017 /2018 учебный год. , утвержденного  приказом №01-17/302 от 30.08.17г.

    Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской  этики» для 4 класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики»  (автор А.Я.Данилюк).

Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей –  «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». 

  Место предмета в учебном плане 

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312»с 1 сентября 2012г. учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» будет изучаться в объеме 1 ч в неделю в 4 классе и рассчитан на 34 часа.

Цель курса - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Курс направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах  и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса – «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность»- являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к  разным духовным и светским традициям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Специфика курса

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой  по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших школьников.  

          Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Учащимися  изучается один из модулей с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса,  определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».

Образовательный процесс учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у учащихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами,                    обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Содержание учебного модуля  «Основы светской этики)

Россия - наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы  морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.

           В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:

     Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств  правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. 
     Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
     Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. 
     Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

В программе нашли отражение современные виды моделей:

  • Феноменологической
  • Религиоведческой
  • Развивающей инструментальной
  • Диалогической
  • Интеграционной

И соответственно следующие формы и варианты проведения уроков и их этапов:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные  викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.
  • Драматизация (театрализация)
  • Интервью
  • Составление словаря-глоссария
  • Сочинения, эссе
  • Создание галереи образов
  • Ресурсный круг

Методическое обеспечение курса позволит  использовать следующие формы работы с учащимися: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся),  и индивидуальную. А также предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов учащихся на основе изученного материала, как индивидуальных, так и коллективных.

В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Формы работы с родителями: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, мастер-классы, открытые уроки, беседы, совместные праздники и мероприятия.


Планируемые результаты изучения  Комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской

этики» ОРКСЭ  Модуля «Основы светской этики»

Раздел

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час).

Научится понимать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознает свою этнической и национальной принадлежности;

понимать ценностей многонационального российского общества

получит готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Понимать значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

получит первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Научится умению  выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

Первоначальным представлениям об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

Становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Освоению универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера).

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

отличать прозаический текст от поэтического;

распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной

выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

определять позиции героев и автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Подготовиться и презентации творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.

Получит возможность подготовить презентацию проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Оценивание результатов усвоения курса. При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Подходы к оцениванию м представлены системой вербального поощрения, похвалой, одобрением. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные, метапредметные  результаты и результаты развития личностных качеств.


            Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

   В преподавании предмета «Основы религиозных культур и светской этики» применяется безотметочная система контроля сформированности ключевых компетенций обучающихся. Оценка усвоения знаний и умений в учебном предмете осуществляется в процессе выполнения текущих  домашних заданий и самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, словарей, творческих работ и исследовательских проектов обучающихся на завершающем этапе.

   Эффективным элементом контроля, связанным с использованием проблемно-диалогической технологии, является самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приемов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

 Объектами педагогического наблюдения, позволяющие оценить уровень духовно-нравственного развития учащихся 4 класса, являются следующие показатели духовно-нравственного развития:

1. эмоционально-чувственный (нравственные чувства)

2. когнитивный (нравственная позиция)

3. эмоционально-действенный (практический): нравственное поведение, нравственные качества.

    В условиях безотметочного обучения целесообразно выделить три уровня духовно-нравственного развития: низкий уровень, средний уровень, высокий уровень.

   Выстроить траекторию индивидуального развития учащегося, оценить достижения обучающихся позволяет таблица успешности изучения курса ОРКСЭ.

Таблица успешности изучения курса ОРКСЭ

Работа на уроке

Самостоятельная

работа

Творческая деятельность

Ф.И

Устные ответы

Участие  в работе групп

Участие в обсуждениях, дискуссиях

Активность

Поиск дополнительного материала (использование энциклопедий, интернет-ресурсов и т.д)

Подбор иллюстративного материала

Подготовка презентаций

Выполнение творческих работ (написание сочинений, стихов , выполнений иллюстраций)

Выполнение проектов

-//

+++

-/+

-//

--//

-//

-/+

--+

    Условные обозначения: « - » никогда, «/» иногда, «+» часто.

   Данную таблицу можно использовать на протяжении всего курса. Заполняет эту таблицу учитель один раз в месяц. При подведении итогов каждой четверти (или полугодии) используется символика («+», «-«, «/») для отслеживания развития учащихся.

    Немаловажным в оценивании учебной деятельности учащегося по предмету является самооценка. Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

   Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). 

 Для этого применяется таблица самооценивания.

1.

На уроке я работал

Активно/пассивно

2.

Своей работой на уроке я

Доволен/не доволен

3.

Урок для меня показался

Коротким/длинным

4.

За урок я

Не устал/устал

5.

Мое настроение

Стало лучше/стало хуже

6.

Материал урока мне был

Понятен/не понятен

Полезен/бесполезен

Интересен/скучен

Легким/трудным

   Индивидуальную таблицу самооценивания заполняет все ученики. Использовать таблицу можно на каждом уроке, заполняя раздел «Моя работа на уроке»

   Таким образом, данные приемы оценивания учебной деятельности учащихся по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при безотметочном обучении позволяют оценить и отследить уровень развития обучающихся  и достижения результатов по предмету.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально нравственной
  • отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей:
  • Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами религиозной морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России.

Планируемые результаты

          В процессе  изучения  курса, обучающиеся выполняют проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно – деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

         Достижение планируемых результатов  выявляются в процессе:

  • текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;
  • составления банка работ, выполненных в учебном процессе;
  • защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;
  • выставки работ учащихся.

         При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе без отметочного обучения:

  •  стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
  • прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;
  • пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;
  • рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

 

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающийся должен:

обучающиеся научатся:

обучающиеся получат возможность научиться:

-основным понятиям религиозных культур;

-изучат историю возникновения религиозных культур;

-изучат историю развития различных религиозных культур в истории России;

-узнают особенности и традиции религий;

-узнают по описанию основные  содержательные составляющие священных книг, сооружений, праздников и святынь.

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

-участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

-готовить сообщения по выбранным темам.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Программа

Программ общеобразовательных учреждений 4-5 классы

" Основы религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я.. – М.: Просвещение, 2010.

Учебник

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012.

Дидактические средства для учащихся

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы ( электронное приложение. )

Методическая литература

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы" (Справочные материалы для общеобразовательных учреждений; под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. – М.: Просвещение, 2010) ;

Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики»). Мацыяка Е.В.


Календарно-тематическое планирование прохождения учебного материала

 по основам светской этики

Раздел

Тема урока

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Форма

проведения

Дата

Предметные

результаты

Универсальные Учебные Действия

(УУД)

по плану

Факт

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

(1 час).

Восстановление целостного представления о нашей Родине России.

Формирование представления о духовном мире людей и культурных традициях.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постанова учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и учениками

Формирование основ гражданской идентичности личности, осознания своей национальной и этнической принадлежности

1

Вводный урок. Введение в предмет.

Беседа, комментированное чтение

6.09.17

1чет

6.09.17

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

Формирование первоначального представления о культуре и морали.

Формирование знания о возникновении в мире зла. Справедливость. Моральные правила справедливого

человека

Формирование познавательных УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование регулятивных УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Формирование коммуникативных УУД: понимание возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной ученика, способности ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

2

Россия - наша  Родина

Работа с источниками информации

13.09.17

13.09.17

3

Что  такое  светская  этика?

Работа с источниками информации

20.09.17

20.09.17

4

Культура  и  мораль

Беседа, комментированное чтение

27.09.17

27.09.17

5

Культура  и  мораль

Беседа

4.10.17

4.10.17

6

Особенности  морали

Беседа

11.10.17

11.10.17

7

Добро  и  зло

Урок-игра

18.10.17

18.10.17

8

Добро  и  зло

Устный рассказ на тему.

25.10.17

25.10.17

9

Добродетель  и  порок

Беседа

1.11.17

1.11.17

10

Свобода  и  моральный  выбор  человека

Беседа, комментированное чтение

15.11.17

15.11.17

11

Свобода  и ответственность

Беседа

22.11.17

22.11.17

12

Моральный  долг

Беседа, комментированное чтение.

29.11.17

29.11.17

13

Справедливость

Беседа, комментированное чтение.

6.12.17

14

Альтруизм  и эгоизм

Беседа, комментированное чтение.

13.12.17

15

Дружба

Беседа. Анализ жизненных ситуаций.

20.12.17

16

Что  значит  быть  моральным?

Диспут

27.12.17

17

Творческие работы учащихся. Подведение итогов.

Самостоятельная работа с источниками информации

17.01.18

3чет

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)

Формирование первоначального представления о религиозных традициях мира, об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионального народа России. Методы нравственного самосовершенствования.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Формирование регулятивных УУД: прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов. Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

18

Род и семья – исток нравственных  отношений в истории  человечества.

Работа с источниками информации

24.01.18

19

Нравственный  поступок

Драматизация (театрализация)

31.01.18

20

Золотое правило  нравственности.

Ролевая игра

7.02.18

21

Стыд, вина и  извинение.

Беседа. Анализ жизненных ситуаций

14.02.18

22

Честь и достоинство.

Беседа, комментированное чтение

21.02.18

23

Совесть.

Беседа, комментированное чтение

28.02.18

24

Богатырь и рыцарь как нравственные  идеалы.

Викторина

7.03.18

25

Джентльмен и леди   как нравственные идеалы.

Ролевая игра

14.03.18

26

Образцы  нравственности в культуре Отечества

Работа с источниками информации (проект)

21.03.18

27

Этикет.

Работа с источниками информации

4.04.18

4чет

28

Семейные праздники

Сочинение

11.04.18

29

Жизнь человека – высшая  нравственная  ценность.

Творческие мастерская

18.04.18

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Закрепление и расширение знаний об отечественных религиозно – культурных традициях как духовной основе многонационального, многоконфессионого народа России.

Формирование познавательных УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование регулятивных УУД: коррекции — внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование мотивации к труду,

30

Любовь  и  уважение  к  Отечеству

Самостоятельная работа с источниками информации

25.04.18

31

Патриотизм  многонационального  и  многоконфессионального народа России.

Самостоятельная работа с источниками информации

16.05.18

32

Подготовка  творческих  проектов.

Самостоятельная работа с источниками информации

23.05.18

33

Выступление учащихся  со  своими творческими  работами:  «Мое  отношение  к  миру»,  «Мое  отношение  к

людям»,  «Мое отношение  к России»,  «С  чего  начинается  Родина»,  «Герои  России», обучающихся  со  своими  творческими  работами:  «Как  я  понимаю «Что  такое  этика?», «Значение  религии  в жизни  человека  и  общества»,

«Памятники религиозной  культуры   (в  моем  городе, селе)» и т.д

Творческие мастерская

30.05.18

34

Презентация  творческих проектов

Творческие мастерская

30.05.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по учебному предмету «Английский язык» для общеобразовательных школ 2-4 класс

Данная программа разработана на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы НОШ, в соответствии с авторской программой В.П.Кузовлева....

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Модуль: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УМК А.В. Бородина для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Пояснительная запискаРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих докуме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» модуль «Основы православной культуры» начальное общее образование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» для обучающихся 4 классов Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики»

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я. Данилюка, в частности модуль «Светская этика» соответствует ФГОС, который подробно описан в приказе Минобрнау...

Примерная рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования

Предлагаемая примерная рабочая программа представляет собой рекомендацию для педагогов, школ (ФЗ «Об образовании в РФ» ч. 7.2. ст. 12) и отражает вариант конкретизации требований Федеральн...