"Хранители предания в религиях мира".4 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Юракова Наталья Юрьевна

В ходе изучения темы учащиеся знакомятся с хранителями предания мировых религий от древних времён до наших дней. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка занятия: Юракова Наталья Юрьевна                                           ГБОУ СОШ №443 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга

Название занятия:    ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЯ В РЕЛИГИЯХ МИРА

Цель: формировать представление о хранителях предания в мировых религиях и их роли в сохранении религиозных традиций

Задачи:

- формировать целостный взгляд на мировые религии в их единстве и разнообразии

- развитие умения работать в сотрудничестве с другими

- овладеть навыками смыслового чтения текста

- развитие навыков сравнения религиозных событий и явлений

- воспитывать терпимое и уважительное отношение к мировым религиям

Планируемые результаты:

Предметные: знакомство с хранителями предания, работа с различными источниками информации, формирование понимания прочитанного текста и систематизация знаний о хранителях предания.

Метапредметные: умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, перевод информации с языка образов на язык слов и наоборот.

 Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих, умение работать в сотрудничестве с другими в процессе общения в диалоге.

Формы и виды учебной деятельности: беседа, смысловое чтение, устный рассказ на тему, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление и заполнение таблицы, рассуждения на заданную тему, ИКТ-технологии.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, проектор, словарь С.И.Ожегова, кроссворды, карточка с названием темы урока, с названием мировых религий, с изображение знаков-символов религий, карточки с заданиями

Оборудование для учащихся: учебное пособие “Основы мировых религиозных культур” 4-5 кл., словари, таблица для заполнения

Основные понятия: жрецы, раввин, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, имам, хафиз, муэдзин, сангха, лама

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного. (решение кроссворда, подведение к теме занятия)                    Класс делится на 4 группы. Выбирается капитан команды. На каждые 2 группы – одинаковый кроссворд. Решают, выделяя слово  в середине.  

 Карточка №1.

1

 2

3

4

                             

5

6

7

8

9

Вопросы:

1. Преемник Мухаммада (халиф)

2. Освобождение от страданий (нирвана)

3. Священное писание иудеев (Танах)

4. Священная книга ислама (Коран)

5. Книга, в которой описана жизнь Иисуса и его учеников(Библия)

6. Священная книга буддизма (Типитака)

7. Древнейшие тексты в стихотворной форме (веды)

8. В переводе это слово означает «Благая весть» (Евангелие)

9. У иудеев это называется Тора (Пятикнижие)

Карточка №2.

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы:

1. Ученик Иисуса Христа (апостол)

2. Священная книга мусульман  (Коран)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3. В переводе это слово означает «Благая весть» (Евангелие)

4. Сказания о сотворении мира (веды)

5. Первая часть Библии у иудеев (Тора)

6. Священное писание иудеев (Танах)

7. ”Три корзины мудрости” (Типитака)

8. Священная книга иудеев и христиан (Библия)

- Названия каких Священных книг встретились в кроссворде? (Библия, Коран, Тора, Типитака)

- Как вы думаете, почему Священные книги сохранились до наших дней, несмотря на то, что им уже много сотен лет?  (ответы уч-ся)

3. Выход на тему занятия.

- Посмотрите, какое слово получилось в выделенном столбике кроссворда? (хранители)

- А кто такие хранители?  (ответы уч-ся)

- Послушайте, определение этого слова из словаря С.И.Ожегова:

Хранитель – тот, кто хранит, оберегает кого-нибудь, бережёт что-нибудь.

- Какое слово получилось в выделенном столбике 2 кроссворда? (предания)

- Что такое предания?  (ответы уч-ся)

- Послушайте, определение этого слова из словаря С.И.Ожегова:

Предание – переходящий из поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

- Соедините эти два слова. Что получилось?  (Хранители предания)

- Итак, тема нашего занятия: Хранители предания в религиях мира.

4. Тема занятия.

а) Вводная беседа

   - Как только возникли религии,  появились люди,  которые хранили священные знания,  древние ритуалы и традиции, предания своих предков, а также передавали их своим потомкам, учили их священным правилам (заповедям), по которым следует жить. Хранителей религиозных традиций в древности называли жрецами, служителями.  У древних жителей Европы – кельтов они назывались друидами. А так как они были мудрецами, обладали огромными знаниями, умели растолковывать священные писания, то играли очень важную роль в управлении племенем, общиной или государством. Жрецы были советниками, учеными, знахарями, прорицателями. С течением времени вместо жрецов стало духовенство. Духовенство – профессиональные священнослужители той или иной религии. Священнослужители являются толкователями божьих законов, возносят молитвы за людей перед Богом, регулируют отношения между людьми, учат людей жить по заповедям. Они являются посредниками между высшими силами и человеком.

б)

- В начале занятия вы разделились на 4 группы. Сейчас я каждой группе выдам карточки с названиями. Вам надо соотнести термины и назвать каждую группу.

Предлагаемые названия

Аллах

Будда

Моисей

Иисус Христос

Коран

Три корзины мудрости

Гора Синай

апостол

Ангел Джабраил

Типитака

Тора

Библия

Мухаммад

ступы

Танах

Евангелие

хадисы

Сиддха́ртха Гаутама

Мессия

литургия

халифы

лотос

скрижали

икона

- Назовите группы, на которые вы разделили слова. (4 религии: ислам, буддизм, иудаизм, христианство)

- Верно. Теперь, с помощью знаков-символов, определим, какая группа с какой религией будет работать. Капитан каждой команды подходит и выбирает одну из перевёрнутых карточек.

C:\Users\Семья\Desktop\2000px-OrthodoxCrossblackcontoured.svg_-320x476.png

C:\Users\Семья\Desktop\magen_david.gif

C:\Users\Семья\Desktop\Islam-symbol.gif

C:\Users\Семья\Desktop\Canyonville_Christian_Academy_Pilots.png

в)                                                                                                                                                                        - Итак, вы определились, с какой религией будете работать. Ваша задача: с помощью вопросов-помощников и, конечно, учебника, определить хранителей предания той религии, которую вы выбрали. Данные записать в таблицу. Через определённое время каждая группа рассказывает, что нового узнали, что записали в таблицу, а ребята из других групп будут слушать и записывать в свои таблицы услышанное.

Каждой команде выдаются карточки с заданиями.

1 команда

- Прочитайте статью “Христианские священнослужители” (стр.22-23)

- Кто такие апостолы? Чем они занимались?

- Пользуясь Словарём, найдите значение слов: иерархия, епископ, священник, диакон

- Начертите в таблице иерархическую лестницу христианской церкви. Подготовьтесь о ней рассказать

2 команда

- Прочитайте статью “Мудрецы иудеев” (стр.22

- Почему в Иерусалимском храме священнодействия совершала одна семья?

- Найдите в Словаре толкование слова раввин. Какую роль играют раввины в иудейской религиозной традиции? Подготовьте рассказ о раввине.

3 команда

- Прочитайте раздел “Мусульманская община” (стр.23)

- Как называется община мусульман, кто в неё входит?

- Пользуясь текстом учебника, дайте определения слов: умма, имам, хафиз

- Каких людей и почему особо почитают в исламе? Подготовьте рассказ о хранителях преданий в исламе

4 команда

- Прочитайте статью “Буддийская община” (стр.23)

- Что такое сангха? Найдите толкование слова в Словаре

- Сформулируйте и запишите в таблице: Кто хранит религиозные традиции буддистов?

- Подготовьтесь рассказать о первой сангхе и ламе

После отведённого для работы времени, от каждой группы выходят выступающие и отвечают на вопросы заданий. Одноклассники записывают необходимую информацию в таблицу.

христианство

иудаизм

ислам

буддизм

Христианские священнослужители

Община – церковь

Епископ-Священник-Диакон----ИЕРАРХИЯ

Мудрецы иудеев

Раввин – учёный, мудрец, знающий Священное писание, объясняющий заповеди

Мусульманская община – умма (все мусульмане)

Имам – “предводитель”

Хафиз – знает наизусть Коран

Муэдзин – созывает на молитву с минарета

Буддистская община – сангха (монахи)

Лама – “высший” учитель

5.Применение полученных знаний на практике.                                                                              а)                                                                                                                                                                        -Теперь мы знаем, кто такие Хранители преданий в религиях мира. Подумайте, а какими качествами должен обладать человек, чтобы ему доверили, такую ответственную миссию?   (ум, честность, уважение, знания, и др. ответы уч-ся)

б) Притча “Мудрец и бабочка”

- Послушайте притчу. Попробуйте сформулировать её главную мысль.

   Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. 
Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. 
И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: 
"Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в реках - живая или мертвая? 
Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит.
Вот тогда все поймут, кто из нас умнее".
Так все и случилось.
Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. 
И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, -- живая или мертвая?" 
И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал:
"Всё в твоих руках…"
 

- Благодаря какому качеству старец смог ответить на вопрос, что будет с бабочкой в руках человека?  (мудрость)

- Как вы понимаете, что такое мудрость?  (ответы уч-ся)

- Заглянем в Словарь С.И.Ожегова.

Мудрость – это способность находить решение жизненных проблем, опираясь на свой и чужой опыт.

- Как вы думаете, должны ли обладать этим качеством хранители преданий? Почему? (ответы уч-ся)

5. Работа с интерактивной доской.

На интерактивной доске – карточки с названием мировых религий и их хранителями. Задача учащихся – соотнести карточки.

христианство       ислам         иудаизм       буддизм        церковь         имам         лама       раввин          умма         священник        умма          сангха         хафиз         епископ           диакон        муэдзин

5. Рефлексия.

а) - Составьте синквэйн со словосочетанием ХРАНИТЕЛИ ПРЕДАНИЙ

Например,                                                                                                                                    Хранители преданий                                                                                                                     честные, мудрые                                                                                                                                     учат, сохраняют, молятся                                                                                                         Хранители преданий почитаются.                                                                                              религия

б)

- Продолжи:

Сегодня я познакомился…

Самым интересным было…

Мне непонятно…

Я ещё хотел(а) бы узнать…

6. Домашнее задание.

- учебник (стр.22-23)

- в форме интервью узнать у родителей, знакомых, что могут обсуждать между собой при встрече представители разных религий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока ОРКСЭ Тема урока: «Хранители предания в религиях мира»

Данный материал адресован учителям, ведущим  в 4-х классах предмет Основы мировых религий и светской этики по модулю "Основы мировых религиозных культур". Разработка содержит подробный ...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по теме "Хранители предания в религиях мира".

Основные термины и понятия урока -  жрец, раввин, апостол, епископ, священник, диакон, иерархия, умма, хафиз, имам, сангха, лама. Виды деятельности - беседа, комментированное чтение, ус...

Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»

Урок №8 «Хранители предания в религиях мира»Модуль «Основы мировых религиозных культур»Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»Учебник «Основы мировых религиозных культур» 4-5 кл.,...

Урок ОРКСЭ по модулю ОМРК на тему "Хранители преданий в религиях мира"

Урок на тему "Хранители преданий в религиях мира" разработан с использованием интернет-сервиса, который позволит учащимся на этапе рефлексии создать облако тегов....

Технологическая карта урока ОРКСЭ (4 класс) «Хранители предания в религиях мира»

Основы религиозных культур и светской этики. Тема урока: "Хранители предания в религиях мира"...

Методическая разработка "Хранители предания в религиях мира" ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"4 класс УМК "Школа России"

Данную методическую разработку можно использовать на уроке ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозныз культур" в 4 классе УМК "Школа России". Разработка включает в себя конспект уро...