Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)
классный час по орксэ (4 класс) на тему

Прокопчук Людмила Владимировна

Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;
  • соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
  • раскрыть предмет с разных сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsro_na_seminar.docx16.51 КБ
Файл dobro_i_zlo.docx224.9 КБ
Файл dva_gnomika.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)

Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;
  • соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
  • раскрыть предмет с разных сторон.

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический. Но их пропускная способность различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха, 1% – с помощью других органов.

Использование ИКТ увеличивает объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.

Применение информационных технологий, я считаю, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:

  • мультимедийной лекции с элементами беседы,
  • урока - наблюдения,
  • урока – практикума,
  • урока - виртуальной экскурсии.

Особенности урока с применением информационных технологий следующие:

  • Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
  • Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
  • Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – учебником, доской и словом учителя.

На уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) видеоматериалы могут служить:

  • основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
  • дополнительным источником знаний – информация;
  • иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.

Использование видеоматериалов может осуществляться на разных этапах урока:

  • как форма проверки домашнего задания;
  • как способ создания проблемной ситуации;
  • как способ объяснения нового материала;
  • как форма закрепления изученного;

Использование видеоматериала на уроках будет эффективным, если:

  • видеоматериал понятен, доступен, интересен детям, т.е. соответствует возрастным особенностям  школьников;
  • просмотр видеоматериала разумно дозирован;
  • применяется систематически, в течение всего года, так как систематичность в использовании видеоматериалов создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;
  • видеоматериал на уроке воспринимается детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы;
  • учитель методически грамотно вводит видеоматериал в структуру урока.

В текущем учебном году я начала курс ОПК А. Бородиной в соответствии со ФГОС второго поколения. Основным источником видеоматериалов, иллюстраций для тематических презентаций является Интернет. Я использую материалы, предоставленные семейным образовательным телевизионным каналом «Радость моя» на сайте «Проекты телеканала». Там представлены фильмы из циклов:

  • Ветхий завет
  • Дом, в котором живёт Бог
  • Повесть временных лет
  • Доброе слово и др.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, способствует творческому осмыслению содержания урока, расширению кругозора и повышает мотивацию учения.

Показать электронную книгу; классный час «2 гномика»; тест.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\Raskraska-Gnomik-5.jpg                        C:\Users\Администратор\Desktop\Raskraska-Gnomik-61.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Raskraska-Gnomik-5.jpg                 C:\Users\Администратор\Desktop\Raskraska-Gnomik-61.jpg

C:\Users\Администратор\Desktop\Raskraska-Gnomik-5.jpg               C:\Users\Администратор\Desktop\Raskraska-Gnomik-61.jpg

 «Два гномика. Дорога добра».

Описание. Данная методическая разработка является базовой основой для духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы на протяжении всех лет обучения. Дети своими выводами, с помощью учителя, открывают тайну «Двух сердец». Методическая разработка рассчитана для обучающихся начальных  классов ( в соответствии с ФГОС НОО)

Цели мероприятия:

1.Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.

2.Развивать представления детей о добре и зле, умение прислушиваться к себе и быть самокритичным, воспитывать стремление совершать добрые дела.

3.Воспитывать уважение к родителям, товарищам.

1).ПРИТЧА О ДВУХ ГНОМИКАХ

В сердце каждого ребенка при его рождении поселяются два маленьких гномика, один из которых добрый и хороший, а другой – злой и плохой.

Растет малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим гномиком. Сегодня сказал «спасибо», убрал свою постель, почистил зубы, помыл за собой посуду, выучил урок; завтра – помог старикам, навестил учителя, посадил дерево...

А плохие поступки совершаются вместе с плохим гномиком. Сегодня он через плечо бросил «здрасьте» учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а завтра не уступил места пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал дерево, нагрубил маме...

Так вот, когда человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, когда дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет трудиться и обогащать свой разум – здоров и счастлив хороший гномик, он распрямляется в душе, и от этого становятся добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находиться рядом с ним, он радует своим присутствием окружающих.

Когда же человек бывает груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может солгать, уклониться от какой-то работы – весел и доволен плохой гномик и очень страдает добрый. «Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом», – призывает плохой гномик. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и колючие у него глаза.


От того, какому гномику мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми мы вырастаем: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе, исполнительными, нужными окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.

Беседа

Какого же гномика ты хочешь взрастить в своей душе?

 Прочему?

 Всегда ли получается помогать только хорошему гномику?

 От чего это может зависеть?

Чтение параграфа в учебнике (стр.35-39) Беседа по вопросам.

Физминутка

Закройте глаза, пробегись по прошедшей неделе – какому гномику ты помог больше? В чём это выражалось?

2).Работа в группах

 Ситуация 1.Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите?

 - будете плакать

- будете защищать товарища кулаками

- будете тоже смеяться над другом- свой вариант

Ситуация 2.Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите?

- будете кричать и попытаетесь отобрать ручку

- пожалуетесь учителю

- отлупите одноклассника

- объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

Ситуация 3.

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

- будете плакать

- пожалуетесь учителю

- не скажите ничего

- свой вариант.

3) Видеоролик.

4) Выбор своего гномика и раскрашивание его.

5) Анкетирование.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Два гномика: добро и зло

Слайд 9

Ситуация 1 . Один из ваших одноклассников смеётся над вашим другом, обзывает его. Как вы поступите? - будете плакать - будете защищать товарища кулаками - будете тоже смеяться над другом- свой вариант

Слайд 10

Ситуация 2. Ваш одноклассник схватил вашу ручку без разрешения. Как вы поступите? - будете кричать и попытаетесь отобрать ручку - пожалуетесь учителю - отлупите одноклассника - объясните, что чужие вещи брать без разрешения нельзя

Слайд 11

Ситуация 3. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? - будете плакать - пожалуетесь учителю - не скажите ничего - свой вариант.

Слайд 12

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием, 3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны 2 балла - если вы немножко согласны 1 балла - если вы совсем не согласны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)

Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, к...

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.

Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...