Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)
статья по орксэ

Савельева Надежда Васильевна

Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:

* сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;

* соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;

* придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;

* раскрыть предмет с разных сторон.

 

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический. Но их пропускная способность различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха, 1% – с помощью других органов.

Использование ИКТ увеличивает объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_orkse_-ikt_na_urokah.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ  на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)

       Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.

Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной  эпохи;
  • соотнести  знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
  • раскрыть предмет с разных сторон.

       Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ дает возможность воздействовать  на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,  кинестетический. Но их пропускная способность различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха, 1% – с помощью других органов.

       Использование ИКТ увеличивает объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.

  Применение информационных технологий, я считаю,  эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:

  • мультимедийной лекции с элементами беседы,
  • урока - наблюдения,
  • урока – практикума,
  • урока - виртуальной экскурсии.

      Особенности урока с применением информационных технологий следующие:

  • Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
  • Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
  • Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения –  учебником,  доской  и словом учителя.

       На уроках ОРКСЭ (модуль ОПК)   видеоматериалы могут служить:

  • основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
  • дополнительным источником знаний – информация;
  • иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.

      Использование видеоматериалов может осуществляться на разных этапах урока:

  •  как форма проверки домашнего задания;
  • как способ создания проблемной ситуации;
  •  как способ объяснения нового материала;
  • как форма закрепления изученного;
  •  как способ проверки знаний в процессе урока.

       Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Понимание ее необходимости объединяет самые различные системы образования, самые противоположные концепции обучения, самые отдаленные поколения учителей. Это требование остается в силе и сегодня, когда наглядные материалы стали доступны и разнообразны.  И если технические средства кабинета позволяют, то возможности учителя безграничны.  Мой кабинет оснащён компьютером, интерактивной доской и проектором.

       В текущем учебном году я начала курс ОПК А. Бородиной во внеурочной деятельности в соответствии со ФГОС второго поколения. Основным источником  видеоматериалов, иллюстраций для тематических презентаций является Интернет.  Я использую материалы, предоставленные семейным образовательным телевизионным каналом «Радость моя» на сайте «Проекты телеканала». В моей видеокопилке  фильмы из циклов:

  • Ветхий завет
  • Дом, в котором  живёт Бог
  • Повесть временных лет
  • Доброе слово и др.

       Использование видеоматериала на уроках будет эффективным, если:

  • видеоматериал  понятен, доступен, интересен детям, т.е.  соответствует возрастным особенностям  школьников;
  • просмотр видеоматериала разумно дозирован;
  • применяется систематически, в течение всего года, так как систематичность в использовании видеоматериалов создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;
  • видеоматериал  на уроке воспринимается детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы;
  • учитель  методически грамотно вводит видеоматериал в структуру урока.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, способствует творческому осмыслению содержания урока, расширению кругозора и повышает мотивацию учения.

Использованные источники:

  1. http://festival.1september.ru/articles/562976/
  2. http://school13m.ucoz.ru/index/ispolzovanie_ikt_tekhnologij_na_urokakh_russkogo_jazyka_i_literatury/0-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"

В данной работе представлен конспект урока ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. Тема урока "Возникновение религий. Древние верования славян"...

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Разработка урока ОРКСЭ Модуль: Основы мировых религиозных культур Урок 14 : «Искусство в религиозной культуре (первый урок по теме)» автор: учитель начальных классов Резаева Т.М,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103   Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ (модуль – ОПК)

Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосфе...

конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур" по теме ««Праздники и календари (ислам, буддизм)» . Урок 24.

Гомелевская В.В.Учитель начальных классов Технологическая карта урока ОРКиСЭМодуль «Основы мировых религиозных культур и светской этики»«Праздники и календари (ислам, будд...